Процессный подход к управлению в российских компаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2011 в 19:10, реферат

Описание

Основной бизнес-процесс (оказание банковской услуги) не продолжится, пока не выполниться обеспечивающий процесс, результат которого является входом для него. Например, заявки клиентов на выдачу пластиковых карт являются входом для шага «Формирует заявку на выпуск карт и передает ее банку-агенту» обеспечивающего процесса. А результат шага «Привязывает номер карты к клиенту» является входом для шага «Выдает карту» основного бизнес-процесса.

Содержание

1. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ 3
2. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД И ИТ 7
3. ВНЕДРЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ: ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Работа состоит из  1 файл

реферат.doc

— 219.50 Кб (Скачать документ)

     Радует, что большинство опрошенных руководителей  воспринимают процессный подход как  комплексное решение, связанное с изменением системы управления организации в целом (см. диаграмму 3).  Многие (30%) справедливо считают неотъемлемым элементом процессного похода определение сквозных (межфункциональных) процессов и управление этими процессами.

     Диаграмма 3

     

          Интересными оказались результаты диаграммы 4. Оказывается, в большей части компаний руководители и специалисты уже обучались процессному подходу. Вспомним ситуацию десятилетней давности. На рынке было представлено всего две-три тренинговые программы по процессному подходу. В настоящее время их можно насчитать более двух десятков, причем содержание некоторых программ повторяется почти на 90%. Очевидно, что консультанты по управлению и преподаватели вузов оценили потребность в обучении и предложили рынку соответствующие тренинговые продукты. Вопрос только в их качестве, наличии у лекторов практического опыта внедрения. Дальнейшее развитие программ в области процессного подхода должно идти по пути их углубления, ориентации на практические методики внедрения, передачу лучшего практического опыта. Таких программ сегодня на рынке еще очень мало.

     Диаграмма 4

     

          После обучения в компаниях,  как правило, инициируется проект, связанный с внедрением процессного  подхода. Какие задачи решают  руководители организаций, внедряя процессный подход? Ответ на этот вопрос представлен на диаграмме 5.

 

      Диаграмма 5

     

          На диаграмме 5 видно, что процессный  подход рассматривается, в первую  очередь, как средство повышения  эффективности бизнеса компании  или отдельных направлений ее деятельности. На втором месте стоит задача оптимизации отдельных процессов а на третьем - описание и регламентация.

          Удается ли российским компаниям  эффективно применять процессный подход? К сожалению, менее 40% проектов достигают всех запланированных результатов (см. диаграмму 6).  По экспертной оценке только 15% проектов внедрения процессного подхода достигают всех поставленных руководителями компании целей.

     Диаграмма 6

     

          Довольно странно в этой связи  выглядит диаграмма 7.  Согласно  этой диаграмме, более 70% руководителей принимают активное участие в планировании и реализации проектов. Можно сделать предположение, что руководители российских компаний относятся к внедрению процессного подхода слишком формально и пока не готовы к серьезным и глубоким изменениям в системе управления.

     Диаграмма 7

     

 

           На диаграмме 8 показаны основные  трудности, с которыми сталкиваются руководители и специалисты компаний при внедрении процессного подхода. Анализ диаграммы показывает, что практически все задачи, связанные с внедрением, вызывают трудности. Однако наиболее сложной является задача построения системы показателей. Следует отметить, что управление процессами возможно только в том случае, если в организации построена адекватная система показателей. Ее отсутствие означает, что процессный подход не работает, а результаты проекта внедрения сводятся к появлению формальных бумаг (процедур, регламентов, положений и т.п.).

 

      Диаграмма 8

     

          На диаграмме 9 показана оценка  уровня компетенции сотрудников,  участвующих в проекте по внедрению процессного подхода. Только 21% сотрудников имеют необходимую компетенцию для решения поставленных задач. Уровень остальных участников проекта средний и низкий. Этот факт означает, что процессному подходу необходимо обучать не только руководителей верхнего уровня, но руководителей среднего и нижнего уровня, специалистов компании. На практике мы часто сталкиваемся с тем, что руководители структурных подразделений не могут эффективно решить даже такие простые задачи, как структурирование деятельности своих подразделений в виде процессов.

 

      Диаграмма 9

     

          На диаграмме 10 представлена информация  о некоторых способах хранения  знаний о процессах. Только  у 18% компаний знания формализованы и хранятся в упорядоченном виде. При внедрении процессного подхода рабочие группы компаний, как правило, испытывают дефицит знаний и эффективных практических методик. К сожалению, почти единственным способом почерпнуть эти знания является приглашение в свою компанию квалифицированного специалиста, успешно внедрявшего процессный подход в других организациях.

     Диаграмма 10

     

           Радует, что руководители компаний  осознают недостаток знаний и  критически оценивают существующие в их организациях источники знаний. Более 70% опрошенных выражают потребность в получении доступа к новым источникам знаний и опыта внедрения процессного подхода.

     Диаграмма 11

     

          По результатам исследования  видно, что процессный подход, как инструмент совершенствования  бизнеса, в настоящее время  активно применяется в российских компаниях. Однако эффективность его использования все ещё недостаточно высока. С одной стороны причиной низкой эффективности является слишком формальный подход руководителей, а с другой – недостаточный уровень компетенции сотрудников. Так же существенным является дефицит знаний, опыта и навыков внедрения процессного подхода. Мало источников, в которых их можно было бы почерпнуть.

 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В настоящее время для большинства  российских предприятий характерна функциональная иерархическая модель управления, которая имеет ряд существенных недостатков. Не случайно общемировой тенденцией развития менеджмента сегодня является применение процессного подхода к управлению. В основе этого подхода - взгляд на предприятие как на совокупность ключевых бизнес-процессов, а не функциональных подразделений. Основное внимание уделяется межфункциональным процессам, которые объединяют отдельные функции в общие потоки и в целом направлены на достижение конечного результата бизнеса, а не отдельного подразделения. В связи с этим внедрение процессного подхода позволяет, например, снизить такие характерные для функциональной модели издержки как большая трата времени на передачу результатов деятельности между подразделениями и сотрудниками.

 

    СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. www.docflow.ru/analitics/detail.php?ID=15342
  2. www.finexpert-training.ru/index.php?ID=150&articleID=272
  3. www.parus.ru/index.php?page=276

Информация о работе Процессный подход к управлению в российских компаниях