Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:09, реферат
Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность прогнозирования 4
1.1 История развития прогнозирования в менеджменте 4
1.2 Сущность управленческого прогнозирования 6
Глава 2. Основные формы и методы прогнозирования в коммерческой организации 10
2.1 Классификация основных методов прогнозирования 10
2.2 Основные этапы экспертного прогнозирования 11
2.3 Изыскательское прогнозирование 15
2.4 Нормативное прогнозирование 17
2.5 Метод сценариев 18
Глава 3. Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Федеральное агентство по образованию РФ
ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет»
Факультет мировой экономики и финансов
Кафедра мировой и региональной экономики
Реферат
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Выполнила:
студентка группы МЭ-081
Магомедова Алина
Проверила:
к.э.н., доцент
Трилицкая Оксана Юрьевна
Волгоград 2010
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность прогнозирования 4
1.1 История
развития прогнозирования в
1.2 Сущность
управленческого
Глава 2. Основные формы и методы прогнозирования в коммерческой организации 10
2.1 Классификация
основных методов
2.2 Основные
этапы экспертного
2.3 Изыскательское прогнозирование 15
2.4 Нормативное прогнозирование 17
2.5 Метод сценариев 18
Глава 3. Пути
повышения эффективности и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22
Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.
Потребность в решении возникает только при наличии проблемы, которая в общем виде характеризуется двумя состояниями — заданным (желаемым) и фактическим (прогнозируемым), и именно прогнозирование будет отправной точкой в процессе принятия управленческого решения. Рассогласование между этими состояниями предопределяет необходимость выработки – управленческого решения и контроля его реализации.
Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми. То есть для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели. Без этих критериев не возможна реализация одной из основных функций управления—контроля. Исходя из этого можно, сделать вывод, что цель, степень достижения которой можно количественно измерить, будет всегда лучше цели, сформулированной лишь словесно (вербально).
Прогнозирование — это своего рода умение предвидеть, анализ ситуации и ожидаемого хода её и изменения в будущем. Так как каждое решение—это проекция в будущее, а будущее — содержит элемент неопределенности, то важно правильно определить правильно степень рисков, с которыми сопряжена реализация принятых решений. Просчет рисков также является неотъемлемой частью прогнозирования, как системы оценки возможных потерь и выигрышей при принятии данного решения.
Нужно отметить, что выработка решения есть процесс осознания целей и средств и мысленного обсуждения и совершения действия, предшествующего фактическому выполнению этого действия. Волевой фактор является одним из факторов, направляющих процесс выработки и принятия решения. Поскольку решение может быть различным, назначение волевого фактора состоит именно в выборе одного определенного варианта решения.
В процессе прогнозирования
нельзя ограничиваться решением задач
экономико-математического
Прогнозирование является одним из основных звеньев управленческого процесса. Если мы не можем представить себе ожидаемый ход развития события, то есть не можем спрогнозировать это событие, мы не сможем эффективно принимать управленческие решения и оптимизировать работу предприятия. Мировая история насчитывает немало примеров того, как некоторые великие люди (государственные деятели прошлого, полководцы, бизнесмены) принимали блестящие управленческие решения, например, решение оставить пустую Москву Наполеону. И эти решения принимались не просто так, в них присутствовали элементы прогнозирования, относящиеся скорее к искусству прогнозирования.
Слово искусство в данном случае более уместно, потому что в то время не было как таковой науки о прогнозировании и науки об управлении. Хотя некоторые прогнозы прошлого и не имели под собой четкой обоснованности, а основывались на даре предсказания, например, древнее учение «мантика» было учением о предсказаниях грядущих событий посредством земных событий. Оно как бы дополняло астрологию, основывающую свои заключения на расположении небесных тел.
Однако все эти знания, за исключением достаточно точных астрономических прогнозов, не может считаться наукой в современном смысле этого слова, а предсказания, подтвержденные последовавшими событиями мы можем отнести, в лучшем случае, к искусству прогнозирования.
Но тем не менее, благодаря такого рода прогнозам, принимались важные управленческие решения, вплоть до формирования прогнозирования как науки. Это произошло в середине XX столетия. Нет четкой даты зарождения прогнозирования как науки, но именно ближе ко второй мировой войне грань между прогнозированием возможного технологического процесса и просто фантазией была мало различима. В сегодняшние дни прогноз (по Г. Тэйлу)—«это некоторое суждение относительно неизвестных, особенно будущих событий». Одной из первых работ предшествовавших формированию прогнозирования как современной науки, является опубликованное известным американским инженером-металлургом Фернасом в 1936 г. собрание технологических прогнозов.
Джифиллан также внес существенный вклад в создание в создание науки прогнозирования. В 1937 г. он сделал прогноз создания телевидения, как одного из способов заработать деньги. Если быть более точным, он в своей работе проанализировал опубликованные ранее прогнозы, сделанные Эдисоном, Штейнмецом, им самим в период 1910-1920 гг. и установил, что не менее 75% из них оказались правильными.
В 1952 г. Джифиллан публикует
обзор состояния
Прогнозирование невозможно
без обладания широкой информацией
об организации в целом, помехах
на пути её функционирования и развития
и т.п., то есть о наиболее важных
моментах, оказывающих влияние на
поведение организации и
Объектом любого прогноза в менеджменте могут выступать экономические, социальные, технические, организационные и иные процессы, происходящие как в самой организации, так и в её окружении. Необходимы:
1)научный анализ этих
процессов, определение и
2)попытки предвидеть будущего
организации, а именно
Таким образом, под прогнозированием
в менеджменте подразумевается
научный способ выявления состояния
и вероятных путей развития организации.
Прогнозы разрабатываются в виде
качественных характеристик, а в
элементарных случаях в виде утверждений
о возможности или
Прогноз не может быть точным на все 100%, он должен дополняться определенными допущениями. Иногда, когда материала недостаточно для каких-нибудь определенных выводов, допущения используются в качестве самостоятельного инструмента разработки стратегии. Как было уже сказано, одной из целей прогнозирования является решение проблем, возникших в процессе деятельности организации. Это можно увидеть на схеме структуризации процесса принятия решения (рис.1). Особое внимание следует обратить описанию проблемной ситуации, найти те факторы, которые необходимо тщательно проанализировать и рассмотреть при решении. В первую очередь надо установить, являются ли они внутренними или внешними по отношению к данной организации, так как возможности воздействия на эти две группы факторов различные.
Внутренние факторы больше зависят от самого предприятия. К ним относят: цели и стратегию развития, состояние портфеля заказов, структуру производства и управления, финансовые и трудовые ресурсы, объем и качество работ и т.д. Они формируют предприятие как единую систему, взаимосвязь и взаимодействие элементов которой приводит к достижению стоящих перед ней целей. Поэтому изменение одного или нескольких факторов может привести к нарушению свойств всей системы. Следовательно, меры управленческого воздействия должны быть направлены на сохранение целостности этой системы.
Рис.1
Внешние факторы. Так как внешние факторы формируют среду, в которой работает организация, то эти факторы являются инертными и не поддаются воздействию со стороны менеджеров. Это вызвано тем, что эта среда характеризуется большей сложностью, динамичностью и неопределенностью, что существенно затрудняет учет факторов внешней среды при принятии организационных решений. Параллельно с этим, и факторы оказывают различное влияние на работу организации. Например, поставщики, потребители, конкуренты, другие организации и институты общества, непосредственно связанные с той областью деятельности, которой занимается данная организация, оказывает прямое влияние на её работу, характер возникающих проблем и их решений. В качестве примера можно напомнить о проблемах отечественных предприятий, возникших в период разрушения прежней системы хозяйственных связей и изменения отношений между поставщиками и потребителями продукции. В ряде случаев это привело к остановке производства, к кардинальному изменению ассортимента выпускаемой продукции, к необходимости поиска новых поставщиков. Изменение вкусов и приоритетов потребителей также вызывает множество проблем в организации, которая до этого ориентировала свое производство на удовлетворение их потребностей.
Существует также вторая группа внешних факторов, которая еще более неуправляема со стороны менеджеров организации. Она (эта группа) оказывает косвенное влияние на деятельность организации. В неё включают:
- состояние экономики страны (или региона)
- уровень научно-технического и социального развития
- социально-культурную и политическую обстановку
- существенные для данной организации события в других странах
- другие факторы
Экономическое состояние
страны (региона) воздействует на работу
организации через такие
Этап формирования решений
начинается со сбора и обработки
информации, необходимой для выработки
курса действий. Обычно при решении
сложных проблем не удается ограничиться
только той информацией, которую
предоставляют действующие