Прогнозирование в системе менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 21:09, реферат

Описание

Процесс управления предприятием представляет собой непрерывную разработку управленческих решений и применение их на практике. От эффективности разработки этих решений в значительной степени зависит успех дела. И прежде чем начинать какое-либо дело, необходимо определить цель своих действий. В процессе производства руководителям предприятия очень часто приходится сталкиваться с критическими проблемами, и от того, насколько оптимально принятое решение, будет зависеть конечный финансовый результат деятельности предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Понятие и сущность прогнозирования 4
1.1 История развития прогнозирования в менеджменте 4
1.2 Сущность управленческого прогнозирования 6
Глава 2. Основные формы и методы прогнозирования в коммерческой организации 10
2.1 Классификация основных методов прогнозирования 10
2.2 Основные этапы экспертного прогнозирования 11
2.3 Изыскательское прогнозирование 15
2.4 Нормативное прогнозирование 17
2.5 Метод сценариев 18
Глава 3. Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 22

Работа состоит из  1 файл

Реферат Прогнозирование в системе менеджмента.docx

— 116.20 Кб (Скачать документ)

                   

В общем виде динамика изменения  прогнозируемых показателей и параметров во времени может быть представлена в виде:

          ,         

где y(t)—функция-тренд, описывающая  тенденцию изменения параметра,

e(t)—случайная функция,  характеризующая отклонение прогнозируемой  переменной от тренда.

При экстраполяции используются регрессионные и феноменологические модели. Регрессионные модели строятся на базе сложившихся закономерностей развития событий с использованием специальных методов подбора вида экстраполирующей функции и определения значений её параметров. В частности, для определения параметров экстраполирующей функции может быть использован метод наименьших квадратов. Предполагая использование той или иной модели экстраполирования, того или иного закона распределения, можно определить доверительные интервалы, характеризующие надежность прогнозных оценок. Феноменологические модели строятся исходя из условий максимального приближения к тренду процесса, с учетом его особенностей и ограничений и принятыми гипотезами о его будущем развитии. При многофакторном прогнозе в феноменологических моделях можно присваивать большие коэффициенты весомости факторам, которые в прошлом оказывали большее влияние на развитие событий в прошлом. Если при прогнозировании рассматривается ретроспективный период, состоящий из нескольких отрезков времени, то, в зависимости от характера прогнозируемых показателей, менее удаленных от момента прогнозирования по шкале времени и т.д. Также должен быть учтен тот факт, что нередко при прогнозировании оценки экспертов относительно близкого будущего могут отличаться излишним оптимизмом, а оценки относительно более отдаленного будущего излишним пессимизмом.

Если в прогнозируемом процессе может участвовать несколько  различных технологий, каждая из которых представлена соответствующей кривой, то в качестве результирующей экспертной кривой может быть использована огибающая частных кривых, соответствующих отдельным технологиям.

                         2.4 Нормативное прогнозирование                        

Нормативное прогнозирование  представляет собой подход к разработке прогноза исходя из целей и задач, которые ставит перед собой организация в прогнозируемом периоде. Основным методом, использующимся в нормативном прогнозировании, является метод горизонтальных матриц решений, когда производится определение первоочередности выполнения предлагаемых для достижения поставленных целей проектов.

Обычно используются двумерные  и трехмерные матрицы. Наиболее часто горизонтальные матрицы решений используются для определения оптимального распределения ресурсов при заданных ограничениях. При этом в качестве ресурсов могут выступать денежные средства, рабочая сила, её качество и квалификация, оборудование, энергетические ресурсы и т.д.

В частности, одно измерение  горизонтальной матрицы решений  может соответствовать основным проблемам, возникающим при достижении цели, второе измерение — ресурсам, которые могут потребоваться для решения этих проблем. Согласованные матрицы более низких иерархических уровней проблем объединяются в матрицы более высоких уровней вплоть до главных матриц для стратегических проблем организации.

2.5 Метод сценариев

При разработке управленческих решений широкое распространение  нашел метод сценариев, также дающий возможность оценить наиболее вероятный ход развития событий и возможные последствия принимаемых решений.

Разрабатываемые специалистами  сценарии развития анализируемой ситуации позволяют с, тем или иным уровнем достоверности определить возможные тенденции развития, взаимосвязи между действующими факторами, сформировать картину возможных состояний, к которым может прийти ситуация под влиянием тех или иных воздействий.

Профессионально разработанные  сценарии позволяют более полно  и отчетливо определить перспективы развития ситуации как при наличии различных управляющих воздействий, так и при их отсутствии. С другой стороны, сценарии ожидаемого развития ситуации позволяют своевременно осознать опасности, которыми чреваты неудачные управленческие воздействия или неблагоприятное развитие событий. Высказывается мнение, что необходимость в предвидении наиболее вероятного развития ситуации впервые возникла с возникновением промышленного производства, поскольку при сезонно повторяющемся сельскохозяйственном производстве в этом не было никакой необходимости.

Полностью согласиться с  такой точкой зрения трудно, поскольку  испокон веков человечество воевало, время от времени вело грандиозное строительство. И без представления возможного развития ситуации такие, целенаправленные действия вряд ли были бы возможны. В то же время прототипы метода сценариев нередко мы находим в разные времена в разных странах.

Так Кутузов собравший  военный совет в Филях, и прослушавший различные варианты возможных действий, оценивал различные сценарии развития войны с французами, предлагавшиеся военноначальниками. Он сопоставлял их сильные и слабые стороны и пришел к тяжелому, но, пожалуй, единственно верному решению оставить Москву, обрекая ее на пожары и разрушения.

Однако, последующее развитие событий подтвердило его правоту. Предпочтенный им сценарий развития событий полностью себя оправдал.

Государственный деятель, занимающий ответственный пост, и бизнесмен, принимающий важное для судьбы проекта решение, финансист, анализирующий фондовый рынок, хирург накануне сложной нетрадиционной операции, конструктор, закладывающий основы принципиально нового объекта при принятии важных решений, как правило, пытаются предугадать возможный сценарий развития событий с тем, чтобы принять решение, обеспечивающее успех.

Считается, что первым сценарии для прогнозирования развития сложных  систем использовал Герман Кан. Первые из разработанных сценариев носили преимущественно описательный характер.

Впоследствии метод сценариев  был в значительной степени развит за счет использования более точных качественно-количественных моделей. Метод сценариев предполагает создание технологий разработки сценариев, обеспечивающих более высокую вероятность выработки эффективного решения в тех ситуациях, когда это возможно, и более высокую вероятность сведения ожидаемых потерь к минимуму в тех ситуациях, когда потери неизбежны.

В настоящее время известны различные реализации метода сценариев  такие, как:

- получение согласованного мнения,

- повторяющаяся процедура независимых сценариев,

- использование матриц взаимодействия и др.

Метод получения согласованного мнения является, по существу, одной  из реализаций метода Делфи, ориентированной на получение коллективного мнения различных групп экспертов относительно крупных событий в той или иной области в заданный период будущего.

  Глава 3. Пути повышения эффективности и обоснованности прогнозов                          

В наибольшей степени, эффективность  прогноза зависит от того, на сколько  они полезны для планирования и осуществления деловых операций. Прогнозы полезны в тех случаях, когда его компоненты тщательно продуманы и ограничения, содержащиеся в прогнозе откровенно названы. Существует несколько способов сделать это.

Спросите себя, для чего нужен прогноз, какие решения  будут на нем основаны. Этим определяется потребная точность прогноза. Некоторые решения принимать опасно, даже если возможная погрешность прогноза—менее 10%. Другие решения можно принимать безбоязненно даже при значительно более высокой допустимой ошибке. Определите изменения, которые должны произойти, чтобы прогноз оказался достоверным. Затем с осмотрительностью оцените вероятность соответствующих событий. Определите компоненты прогноза. Подумайте об источниках данных, определите, насколько ценен опыт прошлого в составлении прогноза. Не настолько ли быстры изменения, что основанный на опыте прогноз будет бесполезным? Дают ли данные по подобным продуктам (или вариантам развития) основания для составления прогноза о судьбе вашего продукта? Насколько просто или недорого можно будет получить надежную информацию об опыте прошлого? Определите, насколько структурированным должен быть прогноз. При прогнозировании сбыта может быть целесообразно выделить отдельные части рынка (развивающиеся потребители, стабильные потребители, крупные и мелкие потребители, вероятность появления новых потребителей и т.п.).

Также путем повышения  эффективности прогнозов является применение анализа безубыточности. Этот анализ определяет точку, в которой общий доход уравнивается с суммарными издержками, то есть точку, в которой предприятие становится прибыльным.

Точка безубыточности обозначает ситуацию, при которой общий доход  становится равным суммарным издержкам. Для определения точки безубыточности необходимо учесть три основных фактора: продажную цену единицы продукции, переменные издержки на единицу продукции и общие постоянные издержки на единицу продукции:

          ,         

где BEP—точка безубыточности;

TFC—совокупные постоянные  издержки;

P—цена единицы продукции;

VC—переменные издержки  на единицу продукции.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при  современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять коммерческой фирмой, без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, насколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.

Для того, чтобы эффект прогноза был максимально полезен, необходимо создание на средних и крупных предприятиях так называемых прогнозных отделов (для малых предприятий создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже в отсутствии таких отделов обойтись без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами. Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока и соответствовать ресурсам предприятия. Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность. Так как прогнозирование является отдельной наукой, то целесообразно (по мере возможности) использование нескольких методов прогнозирования при решении какой-либо проблемы. Это повысит качество прогноза и позволит определить «подводные камни», которые могут быть незамечены при использовании только одного метода.

Также необходимо соотносить полученный прогноз с прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения. 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Веснин, В.Р. Основы менеджмента /  В.Р. Веснин. – М.: «ГНОМ – пресс», 1999. – 305с.
  2. Виханский, О.С. Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: «Фирма Гардарика», 1996. – 184с.
  3. Гибсон, Дж. Л., Организации: поведение, структура, процессы / Дж. Л. Гибсон, Д. Иванцевич, Дж. Х. Доннелли. – М.: Инфра, 2000. – 315с.
  4. Лафта, Дж. К. Эффективность менеджмента организации: учеб. пособие для вузов / Дж. К. Лафта. - М.: Русская деловая литература, 1999. – 402с.
  5. Мескон, М. Основы менеджмента / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: «Дело», 1994. -205с.
  6. Прыкин, Б.В. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках / Б.В. Прыкин. - М.: «Банки и биржи», 1998. – 184c.
  7. Румянцева, З.П. Менеджмент организаций / З.П. Румянцева. – М.: Инфра-М, 1995. – 302с.
  8. Русинова, Ф.М. Менеджмент / Ф.М. Русинов. – М.: ФБК-Пресс, 1998. – 270c.
  9. Градова, А.П. Экономическая стратегия фирмы / А.П. Градова. – СПб.: «Специальная литература», 1995. – 245с.
  10. Литвак, Б.Г. Управленческие решения / Б.Г. Литвак. – М.: ЭКМОС, 1998. – 207c.

Информация о работе Прогнозирование в системе менеджмента