Программно-целевой и ситуационный методы управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 16:33, курсовая работа

Описание

адикальная перестройка управления национальной экономикой резко обострила ряд экономических, социальных, правовых, политических и иных проблем. Современная экономика характеризуется непрерывными изменениями организационных структур, обновлением технологий, стиля и методов руководства. В основе современного понятия управления лежит принцип философии творческого труда, благодаря которому создаются предпосылки для становления социально ориентированной рыночной экономики. Успех реформы управления экономикой во многом зависит от людей, от принципиальной позиции и конкретных действий руководителей различных уровней.

Содержание

Введение……………………………………………………………3
История возникновения ситуационного подхода ………………4
Характеристика ситуационного подхода к управлению...............7
Сущность программно-целевого метода управления……..…….10
Преимущества и недостатки программно-целевого метода……15
Заключение…………………………………………………………17
Список использованной литературы……………………………...18

Работа состоит из  1 файл

Менеджмент.docx

— 101.51 Кб (Скачать документ)

     Ситуационный  подход не является простым набором  предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных  проблемах и их решениях. В нем, например, сохранена концепция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические  приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, инвариантны.

     Важно отметить, что заслуга школы науки  управления заключается в том, что  она сумела определить основные внутренние и внешние переменные (факторы), влияющие на организацию. Различные авторы называют огромное количество переменных, от которых  зависит эффективность работы организации. Но главных переменных, воздействующих на деятельность организации, не более  десяти.

     К основным внутренним переменным организации  относятся ситуационные факторы, действующие  внутри организации. Это – цели, задачи, структура, техника и технология, люди (см. рис. 1.1). Внутренние переменные являются результатом управленческих решений, принятых людьми, создавшими организацию.

     Внутренние  переменные изучались различными школами, при этом каждая школа акцентировала  свое внимание на разных факторах внутренней среды организации. Так, например, школа  научного управления обращала основное внимание на задачи и технологию управления; школа психологии и человеческих отношений – на трудовые ресурсы (людей) организации; классическая (административная) школа – на структуру управления. По мнению представителей этих школ, достижение целей организации полностью  зависело от внутренних переменных и  поэтому они не уделяли никакого внимания факторам, находящимся вне  организации. 

     

     Рисунок 1.1 Внутренние переменные организации 

     Для эффективного функционирования современных  организаций им явно недостаточно учитывать  влияние только внутренних переменных. В настоящее время организации  испытывают значительное влияние факторов внешней среды, которые, в свою очередь, оказывают большое воздействие  на внутренние переменные организации.

     Мысли о необходимости учета влияния  внешней среды на деятельность организации  появились в конце 50-х гг. Ситуационный подход расширил взгляд на организацию  как систему управления, подвергающуюся воздействию как внутренних, так  и внешних факторов. Необходимость  учитывания изменений во внешней  среде особенно актуальна в настоящее  время. Выживание организации и  сохранение эффективности ее работы в подавляющем большинстве случаев  зависит от того, сумеет ли организация  приспособиться к изменениям окружающей ее среды.

     Ситуационный  подход определил внешние переменные: факторы, находящиеся вне организации, которые оказывают серьезное  влияние на ее успех. Впоследствии все  факторы внешней среды были разделены  на две группы: переменные прямого  воздействия – поставщики (трудовых ресурсов, материалов, капитала), потребители, конкуренты, законы и государственные  органы и переменные косвенного воздействия  – состояние экономики, научно-технический  прогресс, социокультурные факторы (жизненные установки, традиции, обычаи и др.), политические факторы, международные  события. Факторы прямого воздействия  непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние операций организации. Факторы косвенного воздействия  не оказывают немедленного воздействия  на операции, но тем не менее их следует  учитывать. Степень их влияния определяется сферой деятельности и внутренними  возможностями организации.

     Ситуационный  подход предполагает, что пригодность  различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Наиболее эффективным  в реальной позиции выступает  метод максимально соответствующий  ее условиям. При ситуационном подходе  выявляются основные внутренние и внешние  факторы, которые воздействуют на функционирование организации. Для практических целей  менеджеры рассматривают только те факторы, которые оказывают воздействие  в каждом конкретном случае.

     Школа науки управления установила, что  все переменные (факторы) как внутренней, так и внешней среды взаимосвязаны  и взаимозависимы. Изменение в  одной из них вызывает изменения  во всех других.

     Таким образом, ситуационный подход появился в результате попыток применения концепции важнейших школ управленческой мысли в реальных жизненных ситуациях. Он состоит в том, что нет какого-то универсального подхода и что  различные проблемы и ситуации требуют  разных подходов. Прошлый опыт менеджеров и опыт других фирм также внимательно  рассматривается в «ситуационном  управлении». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Сущность  программно-целевого метода управления

Программно-целевое  планирование – это один из видов  планирования, в основе которого лежит  ориентация деятельности на достижение поставленных целей. По сути, любой  метод планирования направлен на достижение каких-либо конкретных целей. Но в данном случае в основе самого процесса планирования лежит определение  и постановка целей и лишь затем  подбираются пути их достижения.

Сущность  ПЦМ заключается в отборе основных целей социального, экономического и научно-технического развития, разработке взаимоувязанных мероприятий по их достижению в намеченные сроки  при сбалансированном обеспечении  ресурсами с учетом эффективного их использования. Т. е. программно-целевое  планирование построено по логической схеме «цели - пути – способы –  средства». Сначала определяются цели, которые должны быть достигнуты, потом  намечаются пути их реализации, а затем  – более детализированные способы  и средства. В конечном итоге, поставив перед собой какие-то цели, организатор  разрабатывает программу действий по их достижению. Отсюда следует, что  особенностью данного метода планирования является не просто прогнозирование  будущих состояний системы, а  составление конкретной программы  достижения желаемых результатов. Т. е. программно-целевой метод планирования «активен», он позволяет не только наблюдать  ситуацию, но и влиять на ее последствия, что выгодно отличает его от большинства  других методов .

Программно-целевой  метод расходов, во-первых, способствует соблюдению единого подхода к  рациональному использованию денежных средств для решения наиболее острых задач, и, во-вторых, является инструментом выравнивания экономического положения  отдельных территорий.

По сравнению  с другими методами программно-целевой  метод (ПЦМ) является относительно новым. Широкое распространение он получил  только в последние годы, хотя был  известен давно и впервые использовался  еще при разработке плана Государственной  комиссии по электрификации России. ПЦМ  тесно связан с нормативным, балансовым и экономико-математическими методами и предполагает разработку плана  начиная с оценки конечных потребностей исходя из целей развития экономики  при дальнейшем поиске и определении  эффективных путей и средств  их достижения и ресурсного обеспечения. С помощью этого метода реализуется  принцип приоритетности планирования.

ПЦМ применяется  при разработке целевых комплексных  программ, представляющих собой документ, в котором отражаются цель и комплекс научно-исследовательских, производственных, организационно-хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления [8, с.109].

Программно-целевое  планирование может применяться  на различных организационных уровнях: микроэкономическом – относительно отдельной организации, и макроэкономическом – относительно экономики страны в целом. В каждом из этих случаев  существует своя специфика применения рассматриваемого метода планирования.

При программно-целевом  подходе к внутрифирменному планированию основой управления организацией является так называемая целевая программа  предприятия, в которой сформулированы цели фирмы и комплекс мер по их достижению. Т.к. условия внешней  среды постоянно изменяются, то программу  предполагается периодически корректировать и приводить в соответствие с  текущим состоянием рынка. При этом краткосрочные программы развития фирмы являются конкретизацией и  продолжением целевой программы  предприятия. Проведение мероприятий  по изменению целей фирмы и  программы действий – это задача менеджера организации, руководителя высшего звена. Процесс программно-целевого планирования в организации проходит поэтапно. При этом выделяются следующие  этапы.

1.Разработка  общих целей.

2.Определение  конкретных, детализированных целей  на заданный, сравнительно короткий  период времени.

3.Определение  путей и средств их достижения.

4.Контроль  за достижением поставленных  целей путем сопоставления плановых  показателей с фактическими.

На практике доказано, что применение программно-целевого планирования в организациях позволяет  повысить точность прогнозов и приблизить плановые показатели к фактическим, что в значительной степени способствует успешному развитию компании.

Программно-целевой  метод является одним из наиболее распространенных и эффективных  методов государственного регулирования  экономики, применяемых в большинстве  развитых стран. Этот метод предполагает разработку плана исходя из целей  развития экономики при дальнейшем поиске и определении эффективных  путей и средств по их достижению и ресурсному обеспечению.

Перед программно-целевым планированием  стоят и более конкретные задачи, такие как непосредственное влияние  на размещение новых предприятий, миграционные потоки, развитие отдельных территориальных  образований (освоение новых районов, подъем экономики депрессивных районов, разрешение острых эколого-экономических  ситуаций и т.д.).

Программно-целевой  метод планирования и управления предполагает определенную документальную базу. Основным документом, характеризующим  социально-экономические процессы в России с точки зрения планирования и определяющим регулирующую роль государства, являются прогнозы социально-экономического развития на соответствующие периоды. Их содержание выходит за рамки чистых прогнозов, т. к. они содержат реальные предложения по воздействию на экономику  страны. Более конкретными плановыми  документами являются комплексные  целевые программы.

Таким образом, рассмотрев значение программно-целевого метода планирования расходов бюджета, можно сделать вывод, программно-целевой  метод бюджетного планирования обеспечивает прямую взаимосвязь между распределением бюджетных ресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования  в соответствии установленными приоритетами государственной политики. Программно-целевое  бюджетное планирование исходит  из ориентации бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и, как правило, количественно измеримых результатов деятельности администраторов бюджетных средств.

Целевая комплексная программа – это  документ, в котором отражаются цель и комплекс производственных, научно-исследовательских, организационно хозяйственных, социальных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее эффективным  путем экономических проблем  и увязанных по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления.

По содержанию целевые комплексные программы  можно разделить на несколько  видов:

1.  Социально-экономические  программы - предусматривают решение  проблем социального характера  и повышение материального уровня  жизни населения.

2.  Научно-технические  программы - направлены на решение  научных и технических проблем,  ускорение внедрения в производство  достижений науки и техники,  позволяющих обеспечить в ближайший  период значительный положительный  эффект. Перечень научно-технических  программ формируется исходя  из приоритетов развития экономики.

3.  Производственно-экономические  программы - предназначены для  решения крупных межотраслевых  проблем в области производства, способствующих повышению эффективности  действующих и развитию новых  производств.

4.  Территориальные  программы - направлены на преобразование  регионов, комплексное освоение  новых территорий и решение  других задач в регионах.

5.  Экологические  программы – представляют собой  комплекс мероприятий природоохранного  характера.

6.  Организационно-хозяйственные  программы - направлены на совершенствование  организации управления экономикой.

Целевые комплексные программы различаются  также по своей временной продолжительности. Они могут быть долгосрочными, разрабатываемыми на период свыше пяти лет, и среднесрочными – продолжительностью до пяти лет.

Информация о работе Программно-целевой и ситуационный методы управления организацией