Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа

Описание

Цель исследования – определить уровень профессионального выгорания педагогов.
Задачи исследования:
 Проанализировать литературу по данной теме;
 Выявить уровень профессионального выгорания педагогов;
 Сделать вывод.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1. ПОНЯТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ВЫГОРАНИЯ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1.1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания
1.2. Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1 МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. Результаты исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из  1 файл

курсовая с титульным.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

                  Снижение самооценки. «Сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаянье;

                  Одиночество. Люди, страдающие от эмоционального сгорания. Не в состоянии установить нормальный контакт с учениками. Преобладают объект-объектные отношения.

                  Эмоциональное истощение. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводит к серьезным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и др.

Симптомы:

К.Маслач в 1978 году условно разделила симптомы эмоционального выгорания на: физические, поведенческие и психологические.

К физическим относятся:

                  Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

                  Ощущение эмоционального и физического истощения;

                  Отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию;

                  Общая слабость, снижение активности и энергии;

                  Частые беспричинные головные боли, постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

                  Резкая потеря или резкое увеличение веса;

                  Полная или частичная бессонница;

                  Постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение дня;

                  Одышка или нарушение дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

                  Заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Социально-психологические симптомы:

                  Безразличие, скука, пассивность и депрессия, чувство подавленности;

                  Повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

                  Вспышки немотивированного раздражения или отказы от общения, уход в себя;

                  Постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

                  Чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

                  Чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что что-то не получиться или он не справиться;

                  Общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»);

Поведенческие симптомы:

                  Ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее – все труднее и труднее;

                  Сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

                  Постоянно, без необходимости, берет работу на дом, но и дома ее не делает;

                  Затрудняется в принятии решений;

                  Чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам:

                  Невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или неосознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

                  Дистанцируемость от сотрудников и клиентов, повышение неадекватной критичности;

                  Злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет.

Выгорание очень инфекционно и может быстро распространиться среди сотрудников. Те, кто подвержен выгоранию, становятся циниками, негативистами и пессимистами; взаимодействуя на работе с другими людьми. Которые находятся под воздействием такого же стресса, они могут быстро превратить целую группу в собрание выгорающих. Наибольшая вероятность того, что это случиться, существует в организациях с высоким уровнем стресса. К.Чернис отмечает, что выгоранием страдают не только люди, но и организации. Как у индивида, страдающего выгоранием, в организации появляются различные симптомы этого явления.

Вот эти симптомы:

                  Высокая текучесть кадров;

                  Снижение вовлеченности сотрудников в работу;

                  Поиск «козла отпущения»;

                  Антагонистический групповой процесс и наличие парных группировок;

                  Режим зависимости, проявляющийся в виде гнева на руководство и проявление беспомощности и безнадежности;

                  Развитие критического отношения к сотрудникам;

                  Недостаток сотрудничества среди персонала;

                  Прогрессирующее падение инициативы;

                  Рост чувства неудовлетворенности от работы;

                  Проявление негативизма относительно роли или функции отделения.


1.3. Требования профессии к личности педагога

Не вызывает сомнения, что любая профессиональная работа, помимо физических и психологических особенностей имеет основанием личностные качества, содействующие успеху деятельности человека. В первую очередь это относится к профессиям, где объектом профессиональной активности человека выступает другой человек, и взаимодействие «человек-человек» зависят от качеств того и другого. Профессию педагога относят к профессиям высшего типа по признаку необходимости постоянной рефлексии на содержание предмета своей деятельности. Таким образом, не вызывает сомнения то, что педагог должен обладать определенной суммой высоких личностных качеств. Педагогическая литература переполнена попытками обозначить качества, без которых нет успеха педагогической работы. Но такие попытки обычно оканчиваются перечислением достоинств современного человека, таких как гуманизм, честность, справедливость, трудолюбие и прочих столь, же прекрасных черт достойного человека, но не являющихся производными определенной профессии.

Личностная характеристика, способствующая успешности работы с детьми – это интерес к человеку как к таковому. Под ним подразумевается общее отношение к человеку как к феномену в системе живых организмов на земле. Когда внимание к разного рода личностным проявлениям «Я» человека связано с познанием человеческой души, с уважением индивидуальности, с признанием права человека на особенности и несходство с другими людьми и когда в отношении к человеку сохраняется ценностная позиция вне зависимости от характеристик этого человека. Если педагогу интересен человек как таковой, легко решается целый ряд проблем. Решается пресловутый вопрос любви к ребенку, потому что педагогу при наличии интереса к человеку интересен каждый воспитанник. Нельзя любить сотни и тысячи людей, с которыми приходится работать педагогу в течение своей профессиональной жизни – для этого не хватит духовных и физических сил. Но, имея интерес к человеку, работать с множеством детей при всей сложности и тонкости этой работы легко, если обеспечена профессиональная компетентность. Интерес к человеку помогает обрести профессиональное равновесие и устоять на профессиональной высоте, а значит, трезво оценивать суть проблемы и пути ее решения.

Еще одна важная характеристика – это интерес к культуре. Как личностная характеристика он, с одной стороны, является условием успешности профессиональной работы педагога, а с другой стороны эта черта личности развивается в процессе воспитания. В понятие культуры входит все, что возделывается человеком, все, что стало преобразованием натуры. Когда речь идет об интересе к культуре педагога, то имеется в виду широкая палитра его интересов к технике, науке, искусству, устройству быта, политическому устройству общества, морали, экономике, гигиене и других форм созидания в мире.

Согласно Щурковой Н.Е., перечисленные выше личностные характеристики являются базовыми. Обозначим теперь профессиональные качества, обеспечивающие успешное педагогическое общение и взаимодействие учителя с учащимися более подробно. Столяренко Л.Д. к таким качествам относит:

                  Наличие потребности и умений общения, общительность, коммуникативные качества;

                  Способность эмоциональной эмпатии и понимания людей;

                  Гибкость, оперативно-творческое мышление, обеспечивающее умение быстро и правильно ориентироваться в меняющихся условиях общения, быстро изменять речевое воздействие в зависимости от ситуации общения, индивидуальных особенностей учащихся;

                  Умение ощущать и поддерживать обратную связь в общении, умение управлять собой, своим психическим состоянием, своим телом, голосом, мимикой, умение управлять настроением, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные зажимы;

                  Способность к спонтанности (неподготовленной коммуникации);

                  Умение прогнозировать возможные педагогические ситуации, последствия своих действий;

                  Хорошие вербальные способности: культура, развитость речи, богатый лексический запас, правильный подбор языковых средств;

                  Владение искусством педагогических переживаний, которые представляют собой сплав жизненных, естественных переживаний педагога и педагогически целесообразных переживаний, способных повлиять на учащихся в требуемом направлении;

                  Способность к педагогической импровизации, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, применение различных приемов воздействия, приспособлений и пристроек).

По мнению Щурковой Н.Е., все перечисленные личностные качества не заменяют профессионализма. И поэтому вредны призывы к самосовершенствованию личности педагога, если они не подкрепляются хорошим профессиональным обучением, но, тем не менее, их влияние сильно и основательно.

Выявленные личностные качества профессионально ценностны. Они необходимы как условие, они достаточны для педагога. Но они обладают еще одной важной ролью: сберегают физическое, психическое здоровье педагога, укрепляют его духовные силы.


ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

Исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов проводились в соответствии с поставленной целью и ранее обозначенными задачами.

Объектом исследования является синдром эмоционального выгорания.

Испытуемыми стал педагогический коллектив, состоящий из 40 педагогов с разной длительностью профессиональной деятельности.

Из них: 26 учителей-предметников, 6 учителей начальных классов,3 педагога-организатора, 2 социальных педагога,1 педагог-психолог, 1 музыкальный работник, 1 библиотекарь.

Все испытуемые – женщины от 22 до 63лет. Средний возраст 39.6 лет

Имеют образование: 68% высшее, 32% среднее специальное.

Тестирование проводилось небольшими группами или индивидуально.

 

 

2.1. МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

В исследовании использовались следующие методы:

1. Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко предоставила подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания, с её помощью диагностировались симптомы эмоционального выгорания, уровень сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение)

Данная методика предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания. Методика состоит из опросного листа, включающего в себя 84 суждения. Интерпретация результатов проводится по трем фазам, включающим в себя по 4 симптома. В соответствии с ключом осуществляются следующие подсчеты:

Определяется сумма баллов раздельно для каждого симптома.

      9 и менее баллов симптом не сложился;

      10-15 баллов – складывающийся симптом;

      16 и более баллов – симптом сложился.

Подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз.

      36 и менее баллов – фаза не сформировалась;

      37-60 баллов – фаза в стадии формирования;

      61 и более баллов – фаза сформировалась.

Находится итоговый показатель синдрома эмоционального выгорания – сумма показателей всех симптомов. Описание данной методики представлено в приложении №1.

2. Многофакторный личностный опросник FPI. Авторы И. Фаренберг,

Х. Зарг, Р. Гампел (модифицированная форма «В»). Опросник и его структура соответствуют традиционным личностным опросникам: содержит вопросы, высказывания, касающиеся способов поведения, состояний, ориентаций, навыков и физических трудностей, на которые испытуемый отвечает «согласен» или «нет». Опросник предназначен для диагностики таких личностных свойств как: невротичность (шк. I); спонтанная агрессивность (шк. II); депрессивность (шк. III); раздражительность (IV); общительность (шк. V); уравновешенность (шк. VI); реактивная агрессивность (шк. VII); застенчивость (шк. VIII); открытость (шк. IX); экстраверсия – интроверсия (шк. X); эмоциональная лабильность (шк. XI); маскулинизм – феминизм (шк. XII). Этот опросник предназначен для широкого круга испытуемых, возможно индивидуальное и групповое предъявление.

Информация о работе Психологические особенности развития синдрома эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности педагога