Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 18:08, курсовая работа
Цель исследования – определить уровень профессионального выгорания педагогов.
Задачи исследования:
Проанализировать литературу по данной теме;
Выявить уровень профессионального выгорания педагогов;
Сделать вывод.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
1. ПОНЯТИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО (ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО) ВЫГОРАНИЯ. ИСТОРИЯ ВОПРОСА
1.1. Факторы, инициирующие возникновение синдрома эмоционального выгорания
1.2. Стадии, следствия и симптомы профессионального выгорания
ГЛАВА 2. ТРЕБОВАНИЯ ПРОФЕССИИ К ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
2.1 МЕТОДЫ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. Результаты исследования и их анализ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
привитие навыков конструктивных (успешных) моделей преодолевающего поведения.
В работе были выявлены личностные качества педагогов, а также организационные характеристики, влияющие на формирование и развитие данного явления.
Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:
1.Изучена литература по данной проблеме;
2.Проведено психологическое исследование;
3.Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома;
Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов в процессе профессионализации.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы и эти факторы взаимно усиливают друг друга.
Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.
Курсовая работа посвящена проблеме эмоционального выгорания педагогов. В ней изучены и исследованы феномен синдрома эмоционального выгорания, а так же факторы, влияющие на формирование и развитие данного явления. В работе были выявлены личностные качества педагогов, а также организационные характеристики, влияющие на формирование и развитие данного явления.
Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:
4.Изучена литература по данной проблеме;
5.Проведено психологическое исследование;
6.Выявлены факторы, оказывающие влияние на развитие синдрома;
7.Выявлены особенности формирования синдрома эмоционального выгорания педагогов в процессе профессионализации.
Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что на развитие синдрома эмоционального выгорания оказывают влияние как личностные, так и организационные факторы и эти факторы взаимно усиливают друг друга.
Изучаемая в работе проблема представляется очень важной, так как эмоциональное выгорание оказывает негативное влияние не только на самих педагогов, на их деятельность и самочувствие, но и на тех, кто находится рядом с ними. Это и близкие родственники, и друзья, а также ученики, которые попросту вынуждены находиться рядом, и поэтому становятся заложниками синдрома.
А также в целях противостояния выгоранию нами предложены советы, рекомендованные врачом Д. Лейком, названные привычками, позволяющими заботиться о своем психосоматическом здоровье.
Привычки правильного питания, что подразумевает:
регулярный прием сбалансированной, богатой витаминами пищи;
включение в рацион фруктов и овощей, много грубой пищи, особенно цельного зерна и круп;
ограничение жирной пищи, растительных масел и белков;
очень много свежей чистой воды (не меньше 8 стаканов в день).
Много двигаться и физически тренироваться по 20-30 минут три раза в неделю. Регулярные физические упражнения способствуют выведению из организма химических веществ, образующихся в результате стресса, делают релаксацию более глубокой и улучшают сон. Любые физические упражнения или спорт, если нагрузки не очень велики, полезны для организма.
Иметь правильное дыхание. Если оно ровное и глубокое, диафрагмальное, то действует успокаивающим образом.
Освоение и ежедневное использование приемов релаксации, направленной на снижение физической, умственной и эмоциональной напряженности. При высокой стрессогенности рабочего дня рекомендуется не копить напряжение до вечера, а использовать техники релаксации несколько раз в день.
Жить интересно. Культивировать хобби, развивать разносторонние предпочтения, не замыкаться только на работе, находить различные интересы в жизни.
Делать перерывы в работе и активно отдыхать, устраивать разгрузочные дни с переменой деятельности, экскурсиями, прогулками и поездками на природу, организовывать праздники для себя, своей семьи, близких людей или для сотрудников.
Сказать «нет» вредным привычкам.
Заботиться о положительном настрое на целый день. Развивать привычки позитивного самовнушения и мышления, формировать позитивные установки и пожелания.
«Выращивать сад» дома, на рабочем месте, на даче, во дворе. Общение с живой природой.
Общаться с домашним любимцем.
Находить время для заботы о себе, слушать музыку, смотреть любимые передачи, фильмы, читать книги.
Культивировать в себе ощущение покоя. Не позволять мрачным мыслям и плохому настроению разрушать душевное равновесие и благополучие. Использовать всевозможные техники для саморегуляции психического состояния.
1. Акиндинова И.А. Методы психологической помощи работе с последствиями синдрома эмоционального выгорания специалистов помогающих профессий [Текст]: Психологический журнал./Акиндинова И.А.- 2011.
2. Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. [Текст] / Безносов С.П.— СПб: Речь.-2007.
3. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. / Бойко В.В.– СПб.: Питер.- 2009.
4. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов /Борисова М.В. Вопросы психологии. -2005. -№ 2.
5. Большой психологический словарь/ сост. и общ. ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак.-2008
6. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. [Текст] / Водопьянова Н.Е.– СПб.: Питер, 2005.
7. Вяткин Б.А., Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя [Текст]: Вопросы психологии.-N4. 2010.
8. Гордиенко В.Н. Психология удовлетворенности профессионально-педагогической деятельностью [Текст]/ Гордиенко В.Н.- Монография.-Иркутск.- 2009. 382с.
9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. [Текст]/ Грановская Р.М.- С.П. – 2007. С.263
10. Гринберг Д. Управление стрессом. 7-е изд. [Текст] /Гринберг Д.— СПб.: Питер.- 2005.С. 315
11. Дружилов С.А. Человек и труд. Основы психологии профессиональной деятельности. Дружилов С.А.-Новокузнецк: ИПК.2008
12. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. [Текст]/Елканов С.Б. М.- “Просвещение”.- 2009
13. Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследовании. – М.: Наука, 2011
14. Янковская Н. Эмоциональное выгорание учителя. Народное образование.- 2009
16