Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 06:13, курсовая работа
Целью данной работы является изучить теоретические основы психологии и этики в сфере управления.
Для достижения намеченной цели в работе поставлены следующие задачи:
- Изучить влияние характера, темперамента и интеллекта на способность выполнения той или иной работы
- Изучить природу конфликта и стресса в организации и пути выхода из нее
- Изучить этические нормы отношений руководителя и подчиненного
Для того чтобы критика сработала, подчиненный, критикуемый руководителем, должен его уважать, ценить его мнение о себе, иметь желание выглядеть в глазах начальника достойно, тогда он стерпит любую форму критики и направит свое недовольство на себя, на свой проступок, а не на руководителя. Если подчиненный относится к руководителю недоброжелательно, подозрительно, то обязательно нужно сочетать критику с позитивными оценками каких-то черт подчиненного: инициативы, добросовестности, исполнительности и т. п.
Руководителю
следует учитывать
Критика
должна быть аргументированной, основанной
на фактах, примерах, расчетах. Она должна
быть доброжелательной, желательно щадящей,
чтобы она не убивала человека, а побуждала
к исправлению недостатков. Критика должна
быть конструктивной, т. е. оканчиваться
определенными предложениями по устранению
недостатков.
2.4 Деловые и межличностные отношения на работе
Этика менеджмента занимается анализом взаимоотношений руководителей и подчиненных, работников и деловых партнеров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач совместной деятельности. Подчиненные для менеджера являются партнерами, от них зависит результативность деятельности фирмы, поэтому в этике менеджмента большое внимание уделяется принципам взаимоотношений между руководителем и подчиненными.
Чтобы получить от подчиненного хорошо выполненную работу, менеджеру следует стремиться понять его, как и любого другого партнера делового общения.
Межличностным отношениям менеджера и подчиненных большое внимание уделено в книге А. Ю. Панасюка "Управленческое общение". Им предложена следующая "Шкала, отношений":
-
- - + +
- - - + + +
А В С D Е F
Рис. 2. Шкала отношений
В левой части шкалы находятся подчиненные, недолюбливающие своего менеджера, в правой, наоборот, симпатизирующие ему. Так, А просто ненавидит своего босса, а F — боготворит и принимает все его распоряжения с радостью.
Безусловно, по правилам подчиненный должен выполнять распоряжения своего руководителя. Однако это происходит не всегда, да если и происходит, то не всегда на "пять". В деловые отношения порой вмешиваются межличностные.
Одно и то же дело для одного руководителя подчиненный сделает с удовольствием, а для другого — не сделаем или же сделает, преодолевая себя. Дело в том, что когда руководитель отдает распоряжение или что-то рекомендует, то эту его распорядительную информацию подчиненный воспринимает не абстрактно. В любом сообщении, которое менеджер адресует своему подчиненному, имеется информация текстовая (это то, что менеджер намеревался ему передать) и персонифицированная (т. е. информация о нем самом, информация, которая включается в сообщение всегда помимо воли автора сообщения).
Практика показывает, что эти две составляющие сообщения могут приниматься тем, к кому обращено это сообщение, либо вместе, либо раздельно. Ведь вполне возможна, например, ситуация, когда очень симпатичный вам человек, к которому вы относитесь с глубоким уважением и который для вас весьма авторитетен, дает вам настолько нелепые советы, что вы никак не можете их принять. В этом случае персонифицированная информация положительная, а текстовая — отрицательная. Последняя оказалась более значимой, в результате чего она не принята [17].
Но возможна и противоположная ситуация, когда разумную вещь вам рекомендует человек, к которому у вас стойкое негативное отношение. И не только вы к нему так настроены, но и многие другие. И вот этот человек дает вам вполне разумную рекомендацию, как себя вести с людьми. Вполне возможно, что вы и последуете рекомендации такого человека, но вам придется при этом преодолеть некий психологический барьер. А если эта рекомендация для вас не очень важна, то, скорее всего, вы просто не примете это сообщение. В данном случае персонифицированная информация отрицательная, а текстовая — положительная. Но первое оказалось сильнее второго. В результате сообщение также не принято.
Таким
образом, межличностные отношения между
руководителем и подчиненным могут, как
мешать так и помогать общему делу.
Заключение
Каждый управленец, который желает добиться успехов в профессиональной деятельности, а главное, ощущать радость от того, что он делает, должен научиться эффективно управлять коллективом, без знаний психологии и этики менеджмента добиться высоких результатов будет невозможно, т.к. организация - это организм в котором главную роль играет человеческий ресурс. Оттого, как будет работать этот ресурс, будет зависеть, добьется организация поставленной цели или нет. Каждый сотрудник – это, прежде всего личность, которая имеет индивидуальные психофизиологические особенности, задачей менеджера является использовать эти особенности на максимуме и задействовать человека в той сфере, которая подходит для него лучше всего, в этом ему помогут знания психологии.
Важность
деловой этики трудно переоценить.
Оно помогает не только сформулировать
нужные этические ценности для каждого
человека, но и создает этическую инфраструктуру,
которая должна сделать работу организации
более эффективной. Для того чтобы
поведение организации было этично, менеджер
должен придерживаться принципов равенства,
честности и непредвзятости, соблюдать
права сотрудников, тогда и сотрудники
будут готовы отдать всех себя работе.
Список
литературы
1.Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: 2004 -320с.
2. Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учебное пособие. М., 2003-306с.
3. Ботавина Р.Н. Этика менеджмента: Учебник. М., 2005 - 290с.
4. Дафт Р. Менеджмент. 6-е изд./Пер. с англ. – СПб: Питер, 2004 - 287с
6. Денисова И. В. Наше поведение взгляд со стороны:- М., 2003 - 240с.
7. Емышева Е.М. Деловой этикет:- М., 2004 – 180с.
8. Кузин Ф. Культура делового общения: Практическое пособие. М., 2003 – 245с.
9. Карнеги Д.
Как оказывать влияние на
10. Лисенкова
Л.Ф. Психология деловых
11. Мелия М. Бизнес- это психология. 2-е изд. М., 2005 – 327с.
12. Основы управления персоналом: Учебник для студ. вузов. М.: ИНФРА-М, 2004 - 250с
13. Попов Р.А. Антикризисное управление. Москва., 2005 - 429с.
14. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми: практическое руководство. М., 2004 – 305с.
15. Семенов
А. К. Секреты умелого
16. Станкин М. И. Психология управления: Практическое пособие. М., 2007 – 250с.
17. Сухарев В. А. Этика и психология делового человека. М., 2004 – 265с.
18.Швальбе Б. Психология бизнеса. М., 2003 – 354с
19. Шепель В. М. Управленческая этика. М., 2006 – 312с.
20. Шуванов
В. И. Социальная психология
менеджмента. М., 2004 – 239с.