Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2012 в 20:46, дипломная работа
Целью данной выпускной квалификационной работы является анализ предприятия хлебопекарной промышленности «Пекарня Хлебков», особенностей конкурентной борьбы в данной отрасли, осмысление основных инструментов ее реализации и разработка на основе проведенного анализа конкретных рекомендаций для улучшения конкурентных позиций объекта исследований на внутреннем рынке хлебобулочных изделий.
t – коэффициент доверия, вычисляемый по таблицам в зависимости от вероятности, с которой можно гарантировать, что предельная ошибка не превысит t – кратную среднюю ошибку ( чаще всего опираются на вероятность 0,954, при которой t составляет 2);
σ2 – выборочная дисперсия (её обычно определяют на основе эксперимента, пробного обследования или же по аналогам);
Δ – предельная (задаваемая) ошибка выборки;
N – численность генеральной (изучаемой совокупности).
Население г. Новосибирска – 1500000 человек, предельную ошибку мы приняли равную 1 руб., коэффициент доверия равен 2, дисперсию возьмём равную 7. Подставив данные в формулу 10, получили объём выборки равный 30 респондентам. Для точности результатов опрошено 50 респондентов.
Таблица 3.1 – Градация опрошенных по уровню доходов
Уровень доходов, руб. на члена семьи | Общее число ответивших, чел |
А | В |
Низкий (5000 руб.) | 10 |
Средний (от 5000 до 8000) | 10 |
Высокий (свыше 8000) | 30 |
Анализ данных показывает, что 48 % потребителей продолжат поиск необходимого ими изделия в другой торговой точке, если его там нет, куда они зашли. Эту тенденцию категорично не поддерживают только молодые люди в возрасте от 20 до 30 лет. 100 % респондентов данной группы ответили, что даже если в продаже нет желаемого хлеба или хлебобулочного изделия, они приобретут что-то из того, что предлагается к реализации торговой точкой. Так же поступят 27,3 % от опрошенных в возрасте от 30 до 40 лет, 35,7 % потребителей в возрасте от 40 до 50 лет и 33,2% (4 чел.) потребителей в возрасте от 50 до 60 лет. 52 % респондентов совершат покупку там, куда они зашли, даже если в продаже нет предпочитаемого, ими хлеба.
Выявление мнений потребителей о необходимости появления специализированного магазина, реализующего хлеб и хлебобулочную продукцию подтвердило благожелательное отношение населения к данной идее.
Таким образом, анализ спроса и покупательских предпочтений на хлеб и хлебобулочные изделия позволил выявить ряд тенденций, отражающих данное явление на рынке потребления г. Новосибирска:
72 % потребителей хлеба и хлебобулочных изделий это люди, в возрасте от 20 до 60 лет;
наибольшее число потребителей приобретают хлеб и хлебобулочные изделия 2-3 раза в неделю, приобретают, в основном хлеб пшеничный первого сорта;
большинство опрошенных респондентов совершают покупку наиболее качественной по их мнению продукции, то есть решающий фактор покупки хлеб для них – качество (74%);
большинство опрашиваемых отдают предпочтение упакованной продукции;
большинство респондентов имеют личные предпочтения по производителям хлебной продукции и стремятся совершить покупку именно предпочитаемого ими производителя. 50 % опрошенных сказали, что предпочитают покупать хлеб предприятия «Пекарня Хлебков»;
34 % опрошенных отметили дефицит сдобы, диетических хлебных изделий, хлеба-нарезки.
56% опрошенные, считают цену на хлеб и хлебобулочную продукцию средней;
80% опрошенных качество хлеб также считают средним;
50% респондентов считают ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий в г. Новосибирска средний.
3.3 Разработка конкурентной стратегии предприятия «Пекарня Хлебков»
Обеспечение успеха деятельности по разработке новых товаров основывается на постоянном поступлении новых идей. Идеи, поступающие на рассмотрение, должны соответствовать возможностям предприятия.
Источником поступления идеи новых товаров является работа экспертной комиссии. Такая комиссия работала над выбором товара, учитывая его качественные характеристики и возможную цену (таб. 3.2).
Таблица 3.2 – Результаты исследований возможных разновидностей нового товара
| Женевский | С грецким орехом | 8 злаков | Фитнес |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Качественные характеристики | Ржано-пшеничный хлеб, приготовленный из смеси пшеничной муки 1 сорта, 2 сорта и ржаной обдирной муки с добавлением кориандра и солода. | Грецкий орех обогащает вкус хлеба, что позволяет рекомендовать его для употребления всем группам населения, а также для лечебно-профилактического питания при атеросклерозе. Хлеб несет в себе высокую биологическую ценность, | Благодаря повышенному содержанию белков, витаминов, пищевых волокон и таких микроэлементов как железо, фосфор, магний и кальций, этот хлеб повышает умственную активность. | Хлеб с проросшими цельными зернами ржи и изюмом. В этом хлебе присутствуют все пищевые и биологически активные вещества. |
| Женевский | С грецким орехом | 8 злаков | Фитнес |
Качественные характеристики | Вкус и необычная форма хлеба поразят воображение любого гурмана. | богат витаминами и микроэлементами. улучшает память, укрепляет нервную систему, улучшает работу сердца и системы кровообращения. | и работоспособность организма. | Он нормализует пищеварительные и обменные процессы, способствует выведению из организма вредных веществ. Хлеб «Фитнес» с успехом можно использовать в диетах для похудения, так как он содержит клетчатку. |
Цена | Вес 0,35 кг Энергетическая ценность, 213 ккал Цена – до 23 руб | Вес 0,3 кг Энергетическая ценность, 281 ккал Цена – до 28 руб | Вес 0,2 кг Энергетическая ценность, 269 ккал Цена – до 20 руб | Вес 0,4 кг Энергетическая ценность, 263 ккал Цена – до 20 руб |
Основные трудности оптимального варианта выбора решения обусловлены сложностью формулирования всех возможных решений.
Информация, характеризующая альтернативы, находится в непосредственной зависимости от критериев решения и представляет собой набор характеристик критериев для данной альтернативы.
На данном предприятии возможно только производства нового изделия по уже существующим рецептурам.
На этапе предварительной оценки идеи нового товара решаются две задачи.
Происходит отбор не подходящих для производства проектов, которые не заслуживают дальнейшего внимания. Из всех оставшихся идей отбираются наиболее удачные и более перспективные.
Основными проблемами на данном этапе являются:
ожидаемая потенциальная норма прибыли нового товара;
конъюнктурное положение компании;
способность фирмы к восприятию нового товара;
соотношение между наличными финансовыми ресурсами и объемом капиталовложений необходимых для осуществления проекта.
Учитывалось, какое именно оборудование потребуется, какими будут издержки производства, имеются ли в достатке необходимые исходные материалы и можно ли гарантировать непрерывность их поставок.
Для начала были определены следующие критерии:
эффективность – необходимо учитывать, насколько соизмеримы траты и ожидаемый результат;
скорость исполнения - чем быстрее будут введен новый товар в производство, тем быстрее он удовлетворит существующий спрос на рынке;
неординарность подхода - для того, чтобы товар удерживал позиции необходимо, чтобы он выгодно отличался от товаров других производителей хлебобулочных изделий в данном городе (а конкурентов достаточно);
конкурентоспособность.
Проблему выбора товара решали с помощью морфологически-комбинационной таблицы (таб. 3.3)
Таблица 3.3 – Соответствие товара критериям
|
| Эффективность | Конкурентоспособность | Скорость исполнения | Неординарность подхода |
Хлеб с высокими вкусовыми качествами | Женевский | Средняя | Низкая | Высокая | Идентичные товары есть |
С грецким орехом | Высокая | Низкая | Средняя | Похожий товар существует | |
Хлеб полезный для здоровья | 8 злаков | Низкая | Средняя | Средняя | Идентичных товаров нет |
Фитнес | Средняя | Высокая | Средняя | Идентичных товаров нет |
Таким образом, были выбраны 3 варианта решений для дальнейшего рассмотрения – хлеб «С грецким орехом», «8 злаков», «Фитнес».
Всесоюзным научно-исследовательским институтом хлебопекарной промышленности (ВНИИХП) предложен способ приготовления хлеба из тонкодиспергированного целого зерна или с внесением тонкоизмельченных фракций отрубей в количестве до 15 %. При этом химический состав смеси муки и отрубей близок к составу целого зерна. В результате тонкого измельчения (размер частиц оболочек - менее 200 мкм) количество доступного азота в хлебе возросло в 1,6 раза, увеличилось содержание минеральных веществ (фосфора, калия, магния), витаминов и повысилась их усвояемость. В настоящее время разработано много рецептур хлебобулочных изделий с отрубями профилактического и диетического назначения, однако диетологи отмечают необходимость строгого контроля химического состава отрубей они могут содержать токсичные вещества от применения ядохимикатов, используемых при возделывании пшеницы.
С применением цельносмолотого зерна и отрубей производится достаточно широкий ассортимент хлебобулочных изделий: хлеб «Зерновой», хлеб «Восемь злаков», хлеб отрубной, хлеб «Фитнес» и др.
Необходимо выбрать вариант повышения продаж предприятия путем внедрения нового товара, обновления ассортимента.
Для правильной оценки процессов обновления ассортимента и удовлетворения спроса необходимо точно раскрыть понятие «новый товар».
Под «новинкой» понимается товар или услуга другого вида, либо недавно появившийся, неизвестный раннее продукт.
можно выделить, например, четыре уровня новизны товара:
изменение внешнего оформления при соблюдении существующих потребительских свойств;
частичное изменение потребительских свойств за счет совершенствования основных технических характеристик, но без принципиальных изменений технологии изготовления;
принципиальное изменение потребительских свойств, вносящее существенные изменения в способ удовлетворения соответствующей потребности;
появление товара, не имеющего аналогов.
Для формулирования общего определения новизны необходимо четко разделить и выделить такие понятия, как «новое изделие», «новый товар» и «новый предмет потребления».
Новым изделием можно считать такое серийное или массовое изделие, производство которого впервые освоено предприятием, при условии, что его разработка и постановка на производство осуществлялись в соответствии с ГОСТ 15.001.
Новый товар — это новый продукт, поступивший на рынок и отличающийся от существующих товаров сходного назначения каким-либо изменением потребительских свойств.