Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 13:08, курсовая работа
Задачи курсового проекта:
1. Сбор и анализ информации о существующих методиках анализа организационных структур
2. Анализ существующих организационных структур и принципы их построения
3. Выявить зависимость между положением организации в среде (конкуренция, объем производства, персонал и т.д.) и ее оптимальной организационной структуры.
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие и принципы построения управленческих структур
2.Типы и характеристики типов структур управления
3.План анализа предприятия для принятия решения о выборе необходимой организационной структуры.
4.Краткая информация о предприятии
5.Устав предприятия
6.Схема организационной структуры предприятия
7.Расчёт уставного капитала
8.Расчет показателей эффективности менеджмента
9.Смета затрат за два периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Российская международная академия туризма
Факультет «Менеджмента и экономики туристского бизнеса»
Кафедра «Менеджмента и стратегии в туризме»
Курсовая работа
по дисциплине: «Основы менеджмента»
на тему:
«Разработка организационной структуры фирмы и расчет показателей эффективности менеджмента»
Выполнил:
Иванов Иван
Проверила:
Пунтова Марина
Александровна
ВВЕДЕНИЕ
1.Понятие и принципы построения управленческих структур
2.Типы и характеристики типов структур управления
4.Краткая информация о предприятии
7.Расчёт уставного капитала
9.Смета затрат за два периода
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В наше время появляется много фирм. Состояние фирмы во многом зависит от правильного руководства, правильного управления делами фирмы. Необходимо четко понимать, насколько устойчива фирма, и как долго она сможет противостоять различным внешним воздействиям, ведущим к распаду. Управление предприятием как единым целым это и есть менеджмент. Во многом успешное или неуспешное развитие предприятия зависит от правильного руководства этим предприятием, именно поэтому я считаю эту тему наиболее актуальной.
Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации, т.е. "организационная структура управления" (ОСУ) - одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, - это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.
Знание теории во многом определяет способность правильно действовать во многих ситуациях требующих первоочередного решения. Я попытался рассмотреть в курсовой, то, что является наиболее важным при изучении такого сложного понятия, как организационные структуры управления его состав и принципы устройства для его дальнейшей разработки.
Задачи курсового проекта:
1. Сбор и анализ информации о существующих методиках анализа организационных структур
2. Анализ существующих организационных структур и принципы их построения
3. Выявить зависимость между положением организации в среде (конкуренция, объем производства, персонал и т.д.) и ее оптимальной организационной структуры.
Структура управления - упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. ОСУ определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей.
Структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.
Элементами ОСУ: отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), службы либо органы аппарата управления.
Два направления специализации элементов ОСУ:
а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи руководства и подчинения, например связь между директором предприятия и начальником цеха. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - это связи коопераций равноправных элементов, например связи между начальниками цехов. Носят характер согласования и являются одноуровневыми.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи.
ЛИНЕЙНЫЕ СВЯЗИ - представляют собой схему непосредственного подчинения по всем вопросам нижестоящих подразделений вышестоящим. Это система достаточно проста и может быть эффективна, если не велико число рассматриваемых вопросов и по ним могут быть даны решения в ближайших подразделениях.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ - представляют собой схему подчинения нижестоящего подразделения ряду функциональных подразделений, решающих отдельные вопросы управления - технические, плановые, финансовые и т. В этом случае указания поступают более квалифицированные. Однако при таких связях иногда возникают проблемы не согласованности действия отдельных функциональных подразделений
Принципы формирования ОСУ:
1.
2.
3.
4.
5.
Факторы воздействия на ОСУ:
1. Сама организация:
a) Статус организации (коммерческая и некоммерческая, крупная, средняя и малая)
b) Стадия жизненного цикла организации (уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации)
2. Организационная форма.
3. Уровень развития информационных технологий.
Это относится, прежде всего, к координации работы подчиненных звеньев, передаче информации, обобщению результатов деятельности отдельных сотрудников. Прямым результатом использования локальных сетей может быть расширение сферы контроля руководителей при сокращении числа уровней управления на предприятии.
Характеристики типов структур
Бюрократический тип | Органический тип |
Четко определенная иерархия | Постоянные изменения лидеров (групповых или индивидуальных) в зависимости от решаемых проблем
|
Система обязанностей и прав | Система норм и ценностей, формируемая в процессе обсуждений и согласований |
Разделение каждой задачи на ряд процедур | Процессный подход к решению проблем |
Обезличенность во взаимоотношениях | Возможность самовыражения, |
Жесткое разделение трудовых функций | Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами |
Многообразие функциональных связей и возможных способов их распределения между подразделениями и работниками определяет разнообразие возможных видов организационных структур. Все эти виды сводятся к следующим видам организационных структур:
Линейный используется в системах управления производственными участками, отделами, цехами. Не рассчитан на управление большим предприятием, т.к. не включает в себя научные и проектные организации, разветвлённую систему связей с поставщиками и потребителями.
Функциональный: характерные его черты – углубление функционального разделения управленческого труда, обособление функций и специализация подразделений управления. Практически не используется, т.к. нарушается принцип единства управления, снижается ответственность исполнителей. Объединение по функциональному принципу предусматривает объединение специалистов одного профиля под началом отдельного менеджера.
Смешанная структура наиболее применяемая. При ней функциональные подразделения действуют на правах штаба при линейных руководителях, помогая им в решении отдельных управленческих задач. Основу линейно-функциональной структуры составляет "шахтный" принцип построения и специализация управленческого персонала по функциональным подсистемам организации.
По каждой подсистеме формируются "иерархия" служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач. Например, работа служб, управляющих производством, - показателями выполнения графика выпуска продукции, затрат ресурсов, производительности труда, качества, использования производственных мощностей. Для оценки служб, осуществляющих управление персоналам, используются такие параметры, как текучесть кадров, дисциплина труда и другие. Соответственно строится и система материального поощрения, ориентированная прежде всего на достижение высоких показателей каждой службой. При этом конечный результат работы организации в целом становится как бы второстепенным, ибо считается, что все службы в той или иной мере работают на его достижение.
Многолетний опыт использования линейно-функциональных структур управления показал, что они наиболее эффективны там, где аппарату управления приходится выполнять множество рутинных, часто повторяющихся процедур и операций при сравнительной стабильности управленческих задач и функций: посредством жесткой системы связей обеспечивается четкая работа каждой подсистемы и организации в целом. В то же время выявились и существенные недостатки, среди которых в первую очередь отмечают следующие: невосприимчивость к изменениям, особенно под воздействием научно-технического и технологического прогресса; закостенелость системы отношений между звеньями и работниками аппарата управления, обязанными строго следовать правилам и процедурам; медленную передачу и переработку информации из-за множества согласований (как по вертикали, так и по горизонтали); замедление прогресса управленческих решений.