Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 19:17, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основных этапов развития и становления системного подхода, а также анализ его теоретико-методологических аспектов в теории и практике управления.
Данная цель обусловливает необходимость решения следующих основных задач:
- изучить историю развития и изменение системного подхода в сфере управления;
- рассмотреть методологию системного подхода;
- проанализировать основные положения ситуационного подхода;
- исследовать эволюцию системных идей в экономике в целом, и менеджменте, в частности.
- изучить и проанализировать возможности реализации системного подхода в управлении организацией.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы системного подхода
1.1 Зарождение теории систем………………………………………………….4
1.2. Становление системного мышления и развитие системной парадигмы в ХХ веке…………………………………………………………………………………6
Глава 2.Системный подход к управлению организацией
2.1 Основные положения системного подхода……………………………….11
2.2 Системный подход в экономике…………………………………………..13
2.3 Этапы развития системных идей в менеджменте…………………………15
Глава 3. Применение системного подхода в практике управления организацией
3.1 Разновидности системного подхода………………………………………..18
3.2. Рекомендации по разработке системных основ на организации……...20
Заключение……………………………………………………………………….23
Список использованныхисточников………………………………………….24
«Мягкий» системный подход в организационной теории разрабатывался П. Чекландом, Р. Акоффом, С. Черчманом, Д. Кацем, С. Биром и др.
Критический системный подход выделяет ценность собственно критики как таковой. Другая сторона критического знания состоит в понимании сильных и слабых сторон организации как системы, а также доступных методов ее системного исследования.
Критический системный подход предполагает, что в организации существует общественное давление, которое ведет к появлению и развитию определенных системных теорий и методологий, которые являются приемлемыми для руководителей, соответствуют их представлениям, и могут помочь принять правильное управленческое решение. При этом не происходит деления по типу, например, «устаревшее--прогрессивное», и т. п., ибо этот подход признает равенство всех вариантов системных подходов. Такое разнообразие свидетельствует о новых возможностях использования более эффективного разрешения проблемных ситуаций в организациях.17
Критический системный подход разрабатывался Г.В. Сориной, И.Н. Грифцовой, В. Ульрихом, Ю. Хабермасом, П. Чекландом, Дж. Олиги, и др.
Понятия «комплементаризм» в системных исследованиях в менеджменте имеет два смысла: во-первых, комплементаризм объединяет нескольких подходов при решении управленческих проблем и планировании; во-вторых, он рассматривается как комбинирование последовательности использования системных методов при «расчленении» проблемы и исследования ее составляющих. В частности выявлено:
а) комплементаризм в первом смысле является методологической основой инкрементализма -- одной из наиболее известных концепций принятия управленческих решений, - где инкрементализм означает рациональное обоснование использования различных системных методов при принятии решений.
б) комплементаризм во втором смысле применяется в методологии стратегического планирования в условиях сложных и нестабильных сред существования организаций - стратегической эквифинальности, то есть достижение успеха в одной и той же ситуации различными путями.
Итак,
можно заметить, что жесткий системный
подход ориентирован на развитие производительных
сил, мягкий - на стратегическое действие,
на развитие управленческого аппарата,
критический или
Резюмируя вышесказанное, можно отметить, что понятием системности занимались и занимаются сегодня множество ученых и исследователей, но еще до сих пор четко не обозначены некоторые базовые понятия. Но все сходятся в одном - при системном подходе объект должен рассматриваться во взаимосвязи его компонентов, во взаимосвязи в внешней средой, в сравнении с другими системами. Да и свойства целого отличны от свойств его частей.
В
разное время руководители применяли
различные методы - сначала управление
было ориентировано на развитие производственных
мощностей организации, потом - на личностные
особенности работника и его
взаимоотношения с
Глава
3. Применение системного подхода в
практике управления организацией
3.1
Разновидности системного
Существует несколько разновидностей системного подхода.
Комплексный подход при анализе учитывает внутреннюю и внешнюю среду организации. При его применении должны учитываться технические, экономические, организационные, социальные, психологические, политические и иные аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из них, то проблема не будет решена.
Для
исследования функциональных связей информационного
обеспечения систем управления используется
интеграционный подход, суть которого
в том, что «исследования
Ситуационный
подход применяется для исследования
в конкретных ситуациях, широкий
диапазон которых существенно влияет
на эффективность управления. При
таком подходе система
Маркетинговый
подход предполагает проведение анализа
организаций на основе результатов
маркетинговых исследований. Главной
целью при таком подходе
Инновационный подход основан на «умении организации быстро реагировать на изменения, диктуемые внешней средой».19 Это касается внедрения нововведений, новых технических решений, производства новых товаров и услуг. Для успешного функционирования любой организации она должна идти не только вровень с техническим прогрессом, но и опережать его. Для анализа возможности внедрение инновации также требуется проведения системного анализа.20
Сущность нормативного подхода заключается в исследовании и научном обосновании нормативов, которыми руководствуется в своей деятельности компания (положение об организации, должностные инструкции, штатное расписание и др.).
Целью поведенческого подхода является создание всех необходимых условий для реализации творческих способностей каждого сотрудника, для осознания значимости в управлении организацией. Необходимо помнить, что человек - это самый важный элемент в системе управления. Удачно подобранная команда единомышленников и партнеров, способных понимать и внедрять идеи своего руководителя, - важнейшее условие успеха.
Таким
образом, все разновидности системного
подхода имеют важное значение в
управлении: комплексный подход учитывает
внешнее окружение; при интеграционном
подходе появляются более прочные
связи между отдельными подсистемами
организации; ситуационный подход позволяет
принимать решения в
3.2 Рекомендации по разработке системных основ на организации.
Принятие
управленческого решения
Правило 1-е: Не компоненты сами по себе составляют суть целого (системы), а наоборот, целое как первичное порождает при своем членении или формировании компоненты системы.
Фирма - сложная открытая социально-экономическая система из взаимосвязанных отделов и подразделений. Сначала следует рассматривать ее как целое, ее свойства и связи с внешней средой и только потом - компоненты. Однако, в малых системах могут быть исключения, если система функционирует благодаря исключительному компоненту.
Правило 2-е: Сумма свойств (параметров) или отдельное свойство системы не ровна сумме свойств ее компонентов, а из свойств системы нельзя вывести свойства ее компонентов (неаддитивность системы).
То есть цели системы могут не совпадать с целями ее компонентов, а каждый компонент в системе выполняет свои задачи, приводящие к реализации ее целей. Например, в организации задачи различных отделов не одинаковы между собой и задачами самой компании.
Правило 3-е: Количество компонентов системы, определяющих ее размер, должно быть минимальным, но достаточным для реализации целей системы.
Оптимизировать количества компонентов системы и ее структуры можно за счет развития специализации и кооперирования производства; автоматизации управления; применения к проектированию структуры комплекса научных подходов; соблюдения принципов рациональной организации производственных и управленческих процессов (пропорциональность, параллельность, непрерывность и др.).
Правило
4-е: Для упрощения структуры
Структура фирмы должна быть рациональна, прежде всего, для экономии средств. Однако на практике на раннем этапе строительства рыночных отношений зачастую структуры фирм отвечают в большей мере не требованиям экономики, а амбициям инвесторов.
Правило 5-е: Структура системы должна быть гибкой, с наименьшим количеством жестких связей, способной быстро переналаживаться на выполнение новых задач, новых услуг и т. п. Мобильность системы является одним из условий быстрого приспособления ее к требованиям рынка.
Повышение мобильности системы возможно за счет обеспечения гибкости средств труда, так и организации самого труда, сокращения жизненного цикла продукции.
Правило
6-е: Структура системы должна быть
такой, чтобы изменения в вертикальных
связях компонентов системы оказывали
минимальное влияние на функционирование
системы. Для этого следует обосновывать
уровень делегирования
Наличие меньшего количества уровней иерархии позволяет быстрее обнаружить отказ в системе, да и убытки от него будут минимальны. Однако, превышение количества подчиненных субъекту управления компонентов (более 10) снижает управляемость системы.
Правило
7-е: Горизонтальная обособленность системы,
те количество горизонтальных связей
между компонентами одного уровня системы
должно быть минимальным, но достаточным
для нормального
Правило 8-е: Изучение иерархичности системы и ее структуризации следует начинать с определения систем вышестоящего уровня, кому подчиняется или куда входит данная система, установления ее связей с системами вышестоящего уровня.
При структуризации системы следует пользоваться методами анализа (сверху вниз) и синтеза (снизу вверх). Если результаты анализа и синтеза совпадут, то можно считать, что они выполнены правильно, структуризация системы проведена.
Правило 9-е: В силу сложности и множественности описания системы не следует пытаться познать все ее свойства и параметры. Всему должен быть разумный предел, оптимальная граница.
Множественность или глубина описания системы определяется уровнем ее стандартизации, повторяемости (масштаба). Чем выше повторяемость системы, тем больше должно быть охвачено уровней иерархии для анализа и синтеза, повышения качества управленческого решения.
Исходя
из вышеизложенного, можно заметить,
что правила применения системного
подхода непосредственно
Заключение
Становление
системного подхода связывают с
серединой ХХ века, но на самом деле
он начал применялся значительно
раньше. Именно в экономике его
использование связывают с
Информация о работе Разработка системных основ менеджмента организации