Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 20:47, курсовая работа
Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока, к сожалению, не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит, потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.
Введение…………………………………………………………………3
1. Основы разработки организационной структуры системы управления предприятием……………………………………………4
1.1Сущность организационной структуры………………………….....4
1.2 Понятие организационной структуры……………………………...6
1.3 Способ построения структуры организации………………………8
2. Организационный процесс формирования структуры…….....11
2.1 Содержание процесса формирования структуры организации…11
2.3 Методы проектирования организационных структур управления предприятием…………………………………………………………………...14
3. Классификация организационных структур системы управления предприятием…………………………………………...18
3.1 Типы организационных структур……………………………….....18
3.2 Создание структуры системы управления предприятием………21
3.3 Двойная структура управлением предприятием……………….....23
Заключение…………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………………..27
Специальность:
“Финансы и кредит”
Учебная
дисциплина: “
Менеджмент”
Курсовая
работа
На
тему: “Разработка системы управления
предприятием (организации)”.
г. Нижний Новгород
2009г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основы разработки организационной структуры системы управления предприятием……………………………………………4
1.1Сущность организационной структуры………………………….....4
1.2 Понятие организационной структуры……………………………...6
1.3 Способ построения структуры организации………………………8
2. Организационный процесс формирования структуры…….....11
2.1 Содержание
процесса формирования
2.3 Методы проектирования
организационных структур
3.
Классификация организационных
структур системы управления
предприятием…………………………………………..
3.1 Типы организационных структур……………………………….....18
3.2 Создание структуры системы управления предприятием………21
3.3 Двойная структура управлением предприятием……………….....23
Заключение……………………………………………………
Список
литературы………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
Переход России на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности.
Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличение прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.
Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала изучение менеджмента, пока, к сожалению, не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит, потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем.
На производственном предприятии большое значение играют: разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д.
Понятие
организационной структуры
Считается,
что организация существует во внешней
среде, которая формирует ее стратегию,
технологию, масштаб и уровень нововведений.
Эти ситуационные факторы, в свою очередь,
определяют необходимую структуру, то
есть структуру, которую должна принять
организация для обеспечения производственной
деятельности.
1.
ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ
СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1
Сущность организационной
структуры
Категория "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность.
Абстрактная
категория "структура" и понятие
"организационная структура
Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.
Структура организации (организационная структура) – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации.
Термин
"функциональные области" не следует
смешивать с функциями
Понятие
"функциональная область" относится
к работе, которую выполняет
Организационная структура – это целостная система, специально разработанная таким образом, чтобы работающие в ее рамках люди могли наиболее эффективно добиться поставленной перед ними цели.
Организационная структура – это способ группировки работ и проведения линии подчинения, объединяющий работы.
Структура управления рассматривается как необходимая форма реализации функций управления.
Функции и структура управления представляют две неразрывно взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны единого целого – организации системы управления и выступают соответственно как содержание и форма процесса управления. Взаимообусловленность функций и структуры управления предполагает первичность функций и вторичность структуры управления. Однако первичность и вторичность функций и структуры относительны, а не абсолютны.
Организационная структура управления с заданными функциями есть ее устройство (строение), соответствующее по составу своих элементов назначению системы.
Основные концепции, играющие отношение к структуре: специализированное разделение труда и сфера контроля; структура всегда должна отражать стратегию; детерминизм – концепция, предполагающая, что структура организации определяется внешней средой.
Специализированное разделение труда представляет закрепление данной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого. Во всех организациях, за исключением самых малых, имеет место горизонтальное разделение труда по специализированным линиям. Если организация достаточно велика по размеру, специалистов обычно группируют вместе в пределах функциональной области. Выбор функциональных областей определяет основную структуру организации и в значительной степени – возможности ее успешной деятельности. Не менее важно и то, как осуществляется вертикальное разделение труда.
Вертикальное разделение труда представляет отделение работы по координации от непосредственного выполнения заданий. Оно необходимо для успешной групповой работы. Преднамеренное вертикальное разделение труда в организации дает в результате иерархию управленческих уровней. Центральной характеристикой этой иерархии является формальная подчиненность лиц на каждом уровне.
Число лиц, подчиненных одному руководителю, представляет сферу контроля. Сфера контроля – это важный аспект организационной структуры. Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то имеет место широкая сфера контроля, которая дает в результате плоскую структуру управления. Если каждому руководителю подчиняется небольшое количество сотрудников, т.е. когда сфера контроля узкая, то в этом случае можно говорить о многоуровневой структуре. Поэтому большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации сопоставимого размера с многоуровневой структурой.
Регулярное воспроизведение таких видов деятельности, как распределение заданий, руководство и координация действий сотрудников, формирует структуру организации, а потенциальная возможность различных их комбинаций объясняет различия организационных структур.
Структура
не есть нечто раз и навсегда данное.
Она постоянно развивается. Когда
речь идет об организационных структурах,
имеются в виду распределение
и координация процессов труда. Структура
организации – это совокупность методов
разделения процесса труда на конкретные
рабочие задания и координации их выполнения.
1.2
Понятие организационной
структуры
Понятие
организационной структуры
После выбора стратегии и разработки последующего плана руководство должно провести тщательную проверку структуры организации, чтобы выяснить, способствует ли она достижению общефирменных целей. Стратегия определяет структуру. При реализации или изменении стратегии руководство всегда должно учитывать ее взаимосвязь со структурой и объединить формирование структуры организации и планирование. Структура основывается на стратегии и должна обеспечивать ее эффективность настолько, насколько это возможно с точки зрения общей ситуации.
Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.
Сторонники
ситуационного подхода исходят
из того, что структура преуспевающих
организаций соответствует
Сторонники ситуационного подхода считают, что менеджеры имеют право выбора, но ограниченное необходимостью адаптации структуры к внешним условиям, определяющей приемлемые результаты деятельности организации.
Решение о выборе структуры организации в целом почти всегда принимается руководством высшего звена. Руководители низового и среднего управления лишь помогают ему, предоставляя необходимую информацию, а в более крупных организациях – и предлагая структуру подчиненных им подразделений, соответствующую общей структуре организации, выбранной высшим руководством.
В
широком смысле задача состоит в
том, чтобы выбрать ту структуру,
которая больше всего отвечает целям и
задачам организации, а также воздействующим
на нее внутренним и внешним факторам.
"Наилучшая" структура это та, которая
наилучшим образом позволяет организации
эффективно взаимодействовать с внешней
средой, продуктивно и целесообразно распределять
и направлять усилия своих сотрудников
и, таким образом, удовлетворять потребности
клиентов и достигать своих целей с высокой
эффективностью.
1.3
Способ построения
структуры организации
Нет точного ответа на вопрос, какой способ лучше всего подходит для построения структуры организации. Наилучшей организационной структурой будет та, которая соответствует размерам, динамизму, сложности и личному составу организации.
Информация о работе Разработка системы управления предприятием (организации)