Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 10:28, курсовая работа
Разработка лицензионной политики инновационной организации предполагает решение ряда управленческих проблем, что, в свою очередь, позволяет выработать эффективную стратегию поведения организации на рынках лицензий. К таким проблемам относятся:
• определение формы предоставления права на использование инноваций другим хозяйствующим субъектам;
• оптимизация временных и территориальных характеристик передачи прав;
• определение стоимости лицензий и схемы лицензионных платежей и др.
Введение
Понятие и виды лицензий
Формы лицензированных платежей
Методы расчета цены лицензии
Заключение
Список литературы
Заметим, что пакетное лицензирование применяется не только отдельными инновационными организациями, но и их союзами, ассоциациями, совместными предприятиями, другими объединениями. Для этого создаются патентные пулы, общие фонды прав на различные объекты интеллектуальной собственности.
Консолидация
инновационных организаций
Те, кто вносит вклад в общий фонд охраняемых объектов интеллектуальной собственности, пользуются соответствующими правами, для обеспечения которых, как правило, вырабатывается специальное соглашение по пулу. Без пулинга некоторые инновационные продукты не были бы разработаны или понадобилось бы намного больше времени для достижения ими рынка.
Однако сложность, которую может породить патентный пул, заключается в том, что он позволяет партнерам по пулу получить несправедливое преимущество над конкурентами, что может привести к монополизации того или иного рынка. Другими словами, патентный пул может использоваться как способ уменьшения фактической или потенциальной конкуренции в отрасли. Поэтому стороны, рассматривающие перспективы пакетного лицензирования, должны быть уверены, что их соглашение не нарушит антимонопольный закон.
В последнее время все более широкое применение получает франчайзинг - определенный вид лицензирования, в основе которого лежит предоставление права на использование товарного знака.
Владелец товарного знака - франчайзер (franchiser) - выдает лицензию другому юридическому или физическому лицу - франшизи (franchisee), которая позволяет последнему продавать продукцию или оказывать услуги под именем франчайзора и получать выгоды от его хорошей репутации.
Лицензия на товарный знак должна содержать условие о том, что качество продуктов и услуг лицензиата будет не ниже качества продуктов и услуг лицензиара и что лицензиар будет осуществлять контроль за выполнением этого условия.
В качестве основных условий распространенного в мире подхода к франчайзингу можно выделить следующие:
• выделяется географическая территория, на которой франчайзиат (лицензиат) будет единственным оператором франчайзера, т.е. он получает исключительную лицензию на товарный знак на этой территории;
• франшизи должен владеть своим бизнесом;
• франчайзор (лицензиар) должен обучить франчайзиата (лицензиата) различным аспектам своего бизнеса;
• франшизи должен сделать существенные капитальные инвестиции;
• франшизи должен осуществлять платежи в пользу франчайзера за приобретенные права и постоянно оказываемые услуги.
Для
начинающей организации франчайзинг уменьшает
ее риски, хотя, естественно, и прибыли
ее уменьшаются на суммы платежей франшизи.
С точки же зрения франчайзора, франчайзинг
дает возможность расширяться, получать
большую долю рынка намного быстрее, с
меньшими затратами и меньшим риском.
2.Формы лицензионных платежей
Лицензии выдаются на условиях, о которых договорятся стороны, принимающие лицензионное соглашение. Как правило, в лицензии оговаривается территория, на которую она распространяется, сроки, способ использования передаваемых прав (например, модификация, воспроизведение или распространение программы для ЭВМ) и другие условия. Определение этих условий дает лицензиару существенный простор для разработки стратегии использования объекта интеллектуальной собственности с наилучшим эффектом.
Таким образом, по лицензионному договору продавец (лицензиар) обязуется на определенных условиях предоставить право на использование объекта интеллектуальной собственности покупателю (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи.
Основными формами лицензионных платежей являются роялти, паушальный платеж и гонорар.
Роялти — это периодические отчисления от дохода покупателя в течение периода действия лицензионного соглашения, сумма которых определяется в зависимости от экономических результатов использования предмета лицензии (процент от полученной лицензиатом прибыли или объема продаж инновационной продукции и т.п.).
Является компенсацией за использование патента, авторского права, и других видов интеллектуальной собственности, выплачиваемой в виде процента от стоимости проданных товаров и услуг, при производстве которых использовались патенты, авторские права и др.
На
практике размеры авторского гонорара
устанавливаются в виде фиксированных
ставок, которые выплачиваются
Также роялти может означать плату за право разработки природных ресурсов.
Паушальный платеж — единовременный (аккордный) платеж, т.е. единовременная выплата твердой, заранее рассчитанной суммы.
Устанавливается исходя из возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей от ее использования. Может выплачиваться единовременно или в рассрочку.
Гонорар
— денежное вознаграждение за услуги,
оказываемые лицензиаром, которое назначается
в виде определенной суммы. Разные формы
платежей обычно сочетаются, например
единовременная выплата определенной
суммы после заключения лицензионного
соглашения дополняется последующими
выплатами роялти.
3.Методы расчета цены лицензии.
Платежи за лицензии зависят:
• от способа применения лицензии и условий соглашения;
• ценности, которую лицензия представляет для лицензиара;
• факторов, связанных с законодательством и конкуренцией;
• умения сторон вести переговоры.
Существует несколько видов лицензионных платежей.
Роялти — это периодические процентные или фиксированные суммарные отчисления лицензиата в пользу лицензиара за права, предоставленные ему лицензиаром. В лицензионных соглашениях устанавливается размер, база исчисления и периодичность выплаты роялти. В международной практике размер роялти определяется исходя из среднего уровня стандартных ставок текущих отчислений, характерных для отраслей. Роялти могут исчисляться исходя из объемов прибыли, суммы продаж, отпускной цены и обычно составляют 3—5%.
На размер роялти влияет также отрасль техники: чем больше наукоемкость отрасли, тем выше роялти. Например, в фармацевтике она может колебаться от 2—5 до 10—15%, что вызвано более высокими затратами на разработку лекарств, их обязательным патентованием и сложной процедурой получения разрешения на продажу. В прочих отраслях роялти могут составлять от 1—3 до 5—10%. Наиболее высоки стандартные ставки роялти в следующих отраслях: электронная промышленность, авиатехника, вооружение — 4—10%, точное приборостроение, станкостроение — 4—7, автомобильная промышленность — 1—3, производство потребительских товаров длительного пользования — 5, потребительских товаров с малым сроком использования — 0,2—1,5%.
Самой распространенной базой исчисления роялти является продажная цена продукции, рассчитанная на дату заключения соглашения. Ставки роялти должны как минимум покрывать лицензиару его издержки, связанные с подготовкой соглашения и передачей лицензии. В свою очередь максимальные выплаты, на которые может согласиться лицензиат, равны стоимости альтернативного решения, заменяющего приобретение лицензии.
Паушальный платеж: представляет собой зафиксированную в тексте лицензионного соглашения сумму, которая выплачивается в виде единовременного платежа или по частям. Эта величина не связана во времени с фактическим использованием лицензии, а устанавливается заранее путем экспертных оценок. По паушальным платежам лицензиар стремится получить такую сумму, которая, будучи положенной на банковский счет, обеспечила бы ему прибыль, равную по величине и времени выплате в виде роялти. Паушальная форма платежа страхует лицензиара от коммерческого и прочих рисков и используется при продаже лицензии малоизвестной фирме в качестве гарантии от разглашения секретов при передаче ноу-хау, а также при поставках комплектного оборудования и в случаях, когда лицензиат хочет избежать контроля за последующим использованием технологии. В то же время лицензиар лишается возможности получения дополнительных сумм, если производство лицензионной продукции превысит расчетные объемы.
Участие в прибыли — отчисление в пользу лицензиара части прибыли от коммерческого использования предмета лицензии. Как правило, участие лицензиара в прибыли лицензиата фиксируется на уровне до 30% при предоставлении исключительной лицензии и 10% — при неисключительной лицензии.
Участие в собственности — передача лицензиатом лицензиару части акций своих предприятий в качестве платежа за предоставленную лицензию. Этот вид применяется в целях установления контроля над собственностью иностранных предприятий, использующих технологию лицензиара.
Цена лицензии основывается на определении стоимости объекта лицензирования, которая складывается из затрат владельца прав на создание новшества, его патентование, организацию использования, страхование, разрешение правовых конфликтов, а также с учетом сроков охранного документа и предполагаемого полезного использования объекта.
Верхним пределом цены лицензиара служит наименьшая из его оценок:
1)
прироста прибыли покупателя
в результате применения
2)
стоимости закупки покупателем
аналогичной технологии у
3) издержек самостоятельной разработки технологии лицензиатом.
Для лицензиата "потолком " цены на приобретаемую технологию является наименьшая из его оценок тех же показателей, но рассчитанных в обратной последовательности:
1)
собственных издержек на
2)
расходов на приобретение
3)
прироста прибыли или экономии
за счет приобретения
4) последствий от отказа от приобретения данной технологии.
Нижний предел цены лицензиара — его оценка издержек передачи технологии плюс "упущенной" выгоды (прирост добавочной прибыли, которую бы мог получить владелец технологии на рынках, которые он отдает покупателю).
Нижний предел цены для лицензиата — оценка издержек лицензиара по передаче технологии.
Реальная цена будет находиться между нижним пределом цены лицензиара и "потолочным" значением цены лицензиата [7]. Факторы рынка, влияющие на цену лицензии: государственные правила лицензирования; уровень производственной и технологической конкуренции на рынке; политический и деловой риск в стране лицензиата; нормативы, относящиеся к готовой продукции и соответствующей отрасли; способность страны лицензиата к восприятию технологии.
Условия лицензионного соглашения, влияющие на цену лицензии: рыночные ограничения, ограничения по объему производства, требования по качеству продукции, условия возврата субсидий, принудительный ассортимент, срок действия соглашения, новизна технологии, срок действия патента, прочие ограничения на использование технологии.
Информация о работе Разработка стратегии инновационной организации на рынке лицензий