Разработка стратегии развития предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 18:52, курсовая работа

Описание

Целью работы является разработка и реализация стратегии организации ОАО «Сургутнефтегаз».
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- определить понятия роста, развития и стратегии организации;
- уточнить сущность и виды стратегий развития организации;
- произвести оценку ОАО «Сургутнефтегаз» как объекта управления;
- провести анализ внешней и внутренней среды предприятия;
- разработать миссию и цели предприятия при разработке новой стратегии развития;
- определить направления в стратегии развития предприятия;

Работа состоит из  1 файл

КР Менеджмент мой.doc

— 270.50 Кб (Скачать документ)

Отношение к изменению может быть рассмотрено как комбинация состояний двух факторов:

1)принятие или непринятие изменения;

2) открытая или скрытая демонстрация отношения к изменению

Руководство организации на основе бесед, интервью, анкетирование и других форм сбора информации должно пытаться выяснить, какой тип реакции на изменения будет наблюдаться в организации, кто из сотрудников организаций займет позицию сторонников изменений, а кто окажется в одном из трех оставшихся положений.

Особую актуальность такого рода прогнозы имеют в больших организаций и в организациях, существовавших без изменений довольно длительный промежуток времени, так как в этих организациях сопротивление изменению может быть довольно сильным и широко распространенным.

Уменьшению сопротивления изменениям, принадлежит ключевую роль в осуществлении изменения. Анализ потенциально возможных сил сопротивления позволяет вскрыть тех отдельных членов организации или те группы в организации, которые будут оказывать сопротивление изменению, и уяснить мотивы неприятия изменения. Для того чтобы уменьшить потенциально возможное сопротивление, полезно провести объединение людей в творческие группы, которые будут способствовать проведению изменения, привлечь к выработке программы проведения изменения широкий круг сотрудников, провести среди сотрудников организации широкую разъяснительную работу, направленную на то, чтобы убедить их в необходимости проведения изменения для решения стоящих перед организацией задач.

Успех проведения изменения зависит от того, как руководство будет его осуществлять. Менеджеры должны помнить, что, проводя изменения, им следует демонстрировать высокий уровень уверенности в его правоте и необходимости и стараться быть, по возможности, последовательными в реализации программы изменения. В то же время они должны всегда помнить, что по мере проведения изменения позиция людей может меняться. Поэтому им не следует обращать внимание на небольшое сопротивление изменению и нормально относиться к людям, которые вначале сопротивлялись изменению, а потом это сопротивление прекратили.

Большое влияние на то, в какой мере руководству удается устранять сопротивление изменению, оказывает стиль проведения изменения. Руководитель может быть жестким и непреклонным при устранении сопротивления, а может проявлять гибкость. Считается, что автократический стиль может быть полезен только в очень специфических ситуациях, требующих немедленного устранения сопротивления при проведении очень важных изменений. В большинстве случаев считается более приемлемым стиль, при котором руководство уменьшает сопротивление изменениям за счет привлечения на свою сторону тех, кто изначально противился изменению. Очень успешным в этом плане является партисипативный стиль руководства, при котором к решению вопросов привлекаются многие члены организации.

При разрешении конфликтов, которые могут возникать в организации во время проведения изменения, менеджеры могут использовать различные стили руководства. Наиболее ярко выраженными стилями являются следующие:

• конкурентный стиль, делающий упор на силу, базирующийся на настойчивости, утверждении своих прав, исходящий из того, что разрешение конфликта предполагает наличие победителя и побежденного;

• стиль самоустранения, проявляющийся в том, что руководство демонстрирует низкую настойчивость и в то же время не стремится к поиску путей сотрудничества с несогласными членами организации;

• стиль компромисса, предполагающий умеренное настаивание руководства на выполнении его подходов к разрешению конфликта и одновременное умеренное стремление руководства к кооперации с темя, кто сопротивляется;

• стиль приспособления, выражающийся в стремлении руководства установить сотрудничество в разрешении конфликта при одновременном слабом настаивании на принятии предлагаемых им решений;

• стиль сотрудничества, характеризующийся тем, что руководство стремится как к тому, чтобы реализовать свои подходы к проведению изменения, так и к тому, чтобы установить отношения кооперации с несогласными членами организации.

Невозможно однозначно утверждать, что какой-то из названных стилей более приемлем для разрешения конфликтов, а какой-то менее. Все зависит от ситуации, от того, какое проводится изменение, какие  решаются задачи и какие силы оказывают сопротивление. Важно также учитывать то, какой характер носит конфликт. Совершенно неверно считать, что конфликты всегда имеют только негативный, разрушительный характер. Любой конфликт заключает в себе как негативное, так и позитивное начала. Если преобладает негативное начало, то конфликт носит разрушительный характер, то в этом случае применим любой стиль, который в состоянии эффективно предотвратить разрушительные последствия конфликта. Если же конфликт приводит к позитивным результатам таким, как, например, выведение людей из безразличного состояния, создание новых коммуникационных каналов или повышение уровня осведомленности членов организации о происходящих в ней процессах, то важно использовать такой стиль разрешения конфликтов, возникающих в связи с изменениями, который способствовал бы возникновению как до более широкого спектра положительных результатов проведения изменения.

Проведение изменения должно завершаться установлением нового статус-кво в организации. Очень важно не только устранить сопротивление изменению, но и добиться того, чтобы новое положение дел в организации не просто оказалось формально установленным, а было принято членами организации и стало реальностью. Поэтому руководство не должно заблуждаться и путать реальность с формально установленными новыми структурами или нормами отношений. Если  действия по проведению изменения не привели к возникновению нового устойчивого статус-кво, то, значит, изменение нельзя считать завершенным и следует продолжать работу по его проведению до тех пор, пока по-настоящему в организации не произойдет замена старого положения на новое.

Таким образом, эффективность экономической стратегии обусловлена наличием четко сформулированной стратегической цели; обеспечение маркетингового мышления для всех сотрудников организации; стратегия должна быть достаточно гибкой, обеспечивая возможность влияния на внешнюю среду; и т.д. А процедура разработки стратегии состоит из  рассмотрения характеристик внешней и внутренней среды; из ресурсов организации; из рыночных возможностей и угроз компании и т. д.

 

 

 

 

 

 

2.3.           Техника многоцелевых решений стратегических задач

Стратегический менеджмент сильно влияет на профессиональный рост руководителей высшего звена, развивает широту управленческого мышления, обогащает знание и опыт, благодаря чему они имеют больше шансов быстрее подняться по служебной лестнице, а менеджерам, начинающим свою карьеру, быстрее приобрести профессиональный опыт и навыки, понять работу организации, взаимосвязь её структурных компонентов, роль отдельных индивидов в принятии важных организационных решений.

Каждый из этих шагов представляет собой систему действий, состоящих из многих взаимосвязанных элементов.

Если предприятие делает выбор в пользу стратегической модели, предприятие и его менеджеры должны быть готовы к сложной, длительной и дорогостоящей работе в составе конкурентного и портфельного анализа успешной работы в традиционной (конкурентной) деятельности и нетрадиционной сфере бизнеса (в ходе портфельного анализа). Сразу же возникают две практические проблемы: информационное обеспечение решений (в условиях существенной неполноты информации) и принятие в этих условиях удовлетворительных решений.

Решение этих проблем зависит от многих факторов (преимущественно внутреннего свойства). Это уровень профессионализма и способностей менеджеров, их стратегического опыта, профиля способностей.

При выборе стратегии возможны и два крайних варианта. При ограниченной информации, руководители, обладающие даром «от бога», принимают решения на основе интуитивных оценок, полагая, что выбор стратегии является скорее искусством, чем наукой.

Большинство же руководителей основываются на тщательном и глубоком анализе будущей ситуации по всем этапам и задачам. Метод связан с поиском и обработкой большого объёма информации относительно условий конкуренции предприятия и перспектив развития исследования области деятельности. Результаты непрерывно нарабатываются, корректируются стратегические решения стратегической группой, часть из них принимается руководством к внедрению.

Таким образом, уяснив концепцию стратегического менеджмента, рассмотрев процесс проведения стратегических преобразований, необходимо сосредоточить внимание на алгоритмах и механизмах их проведения.

Ярким показателем стратегического положения компании является конкурентоспособность её цен и величина издержек по сравнению с конкурентами. Особенно это актуально для сферы производства товаров широкого потребления, где предлагаются покупателям одинаковые потребительские ценности, на рынке лидируют компании с низкими издержками. Фирма конкурентоспособна если её издержки не превышают издержки конкурентов.

Стратегический анализ издержек включает сравнение с основными конкурентами по всей цепочке, начиная от покупки сырья до цен, уплаченных за товар конечным потребителем.

Важнейшим инструментом анализа состояния компании является цепочка ценностей, определяющая деятельность, функции и процессы по разработке, производству, продвижению, доставке и поддержке продукта или услуги. Цепочка стоимости видов деятельности начинается с обеспечения сырьём, продолжается в процессе производства частей и компонентов, сборки и выпуска продукции, оптовой и розничной продажи продукта или услуги конечным потребителям. Эта цепочка позволяет определить конечные виды деятельности и вспомогательные, она является средством для стратегической оценки связи между видами деятельности, осуществляемыми как внутри фирмы, так и за её пределами, что важно для разработки стратегии, а также для определения реального развития существующих преимуществ.

 

 

Виды деятельности фирмы

основная деятельность

вспомогательная деятельность

материально – техническое обеспечение,

производство,

доставка товара до потребителя,

продажи и маркетинг,

обслуживание (сервис)

закупки,

управление людскими ресурсами,

развитие исследования продукции,

инфраструктура компании


Возможность детализировать цели и пути их достижения, выявить существующие между ними взаимосвязи, найти определённую логику решения проблемы, применение метода структуризации.

В основу построения любой экономической проблемы может быть положена взаимосвязанная последовательность следующих понятий, объединённые в логические пары или паросочетания:

      Цели;

      Задачи, подлежащие решению на данном интервале времени для достижения формулируемых целей;

      Методы решения задач, направленные на достижение целей;

      Ресурсы, необходимые для решения задач;

      Затраты, связанные с достижением целей и всеми предыдущими мероприятиями.

Специалисты по стратегическому менеджменту предлагают также формировать дерево целей. Им называется древообразная ветвящаяся структура разбивки целей по понижающимся уровням. Дерево целей строится поэтапно, сверху вниз, путём последовательного перехода от более высокого уровня к более низкому смежному уровню. Первый уровень – уровень системы. Второй уровень – уровень подсистем, выделенных по одному и тому же признаку. В основе дерева лежит согласование целей между собой.

 

 

 

3.      Разработка и реализация различных бизнес-стратегий на примере ОАО «Сургутнефтегаз»

 

ОАО «Сургутнефтегаз» – одна из крупнейших российских нефтяных компаний. Сфера деятельности компании охватывает разведку, обустройство и разработку нефтяных и нефтегазовых месторождений, добычу и реализацию нефти и газа, производство и сбыт нефтепродуктов и продуктов нефтехимии.

Приоритетными направлениями деятельности компании являются:

1.   В сфере добычи нефти и газа:

   улучшение качества и увеличение ресурсной базы за счет проведения геологоразведочных работ и приобретения новых перспективных участков, что позволит создать основу для будущей производственной деятельности;

   применение современных технологий в освоении и разработке месторождений, повышающих эффективность производственных процессов добычи нефти и газа;

   активное освоение новых регионов деятельности;

   развитие газового сектора – разработка газовых месторождений с целью добычи природного газа, сбор и максимальная утилизация попутного нефтяного газа (ПНГ);

   контроль над затратами.

2.   В сфере переработки нефти и газа:

   расширение перерабатывающих мощностей для обеспечения баланса с объемами добычи;

Информация о работе Разработка стратегии развития предприятия