Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 12:37, курсовая работа
Целью данной работы является разработка стратегии управления персоналом торгового предприятия. Для этого необходимо выяснить, как внутрифирменная политика фирмы складывается на состав, количество, численность персонала, его производительность и внутреннюю мотивацию. Требуется узнать, какие мероприятия по управлению персоналом необходимы для положительного функционирования фирмы в целом.
Задачей курсовой работы является анализ общих принципов управления персоналом торгового предприятия, классификации работников, анализ численности и состава персонала, производительности и стимулирования труда. Необходимо рассмотреть хозяйственную деятельность торгового предприятия, а также необходимо найти и оценить возможные резервы роста производительности труда на предприятии.
Основной задачей анализа
Расчет плановой численности работников может быть осуществлен на основе разработанных нормативов или на основе количества рабочих мест и планового баланса рабочего времени. Второй метод используется обычно для определения потребности в продавцах, контролерах-кассирах, кассирах торгового зала, т.е. персонала, осуществляющего непосредственное обслуживание покупателей. При расчете их численности исходят из установленного в торговом зале количества рабочих мест работников отдельных профессий и режима работы магазина.
При планировании необходимого количества работников указанных профессий определяют явочную и среднесписочную их численность.
Явочная численность представляет собой количество работников, которые ежедневно должны быть на работе, чтобы обеспечить заполнение всех предусмотренных рабочих мест в течение всего времени работы магазина с учетом затрат времени на осуществление подготовительно-заключительных операций (выкладка товаров, подсчет выручки и т.п.).
Расчет явочной численности работников указанных профессий проводится по следующей формуле:
где |
|
явочная численность работников, чел. |
|
количество рабочих мест работников данной профессии, предусмотренное в торговом зале, един. | |
|
объем времени работы магазина в неделю, часов | |
|
объем времени, затрачиваемого на осуществление подготовительно-заключительных операций в неделю, часов | |
|
плановый фонд рабочего времени одного работника в неделю, часов |
Среднесписочная численность представляет собой общее количество работников, которое необходимо магазину с учетом замены работников уходящих в отпуск, отсутствующих по болезни или по другим причинам. Она определяется путем умножения явочной численности на коэффициент замены временно отсутствующих работников. Этот коэффициент рассчитывается путем деления номинального фонда рабочего времени в периоде (т.е. полного числа рабочих дней в периоде) на планируемое число рабочих, дней одного работника в этом же периоде (с учетом планируемых невыходов на работу по уважительным причинам, предусмотренным действующим трудовым законодательством, коллективным трудовым договором или условиями индивидуальных трудовых контрактов). Расчет среднесписочной численности работников указанных профессий производится по следующей формуле:
где |
|
среднесписочная численность работников, чел. |
|
явочная численность работников, чел. | |
|
полное число рабочих дней в плановом периоде | |
|
планируемое число рабочих дней одного работника |
Рассчитанная плановая среднесписочная численность продавцов, кассиров, контролеров-кассиров может быть уменьшена с учетом выполнения части их работ работниками других должностей и профессий (если такая практика сложилась на предприятии).
По результатам расчета
При решении задач управления движением
персонала особое внимание должно уделяться
предотвращению его текучести. Уровень
текучести персонала
где |
|
уровень текучести персонала в периоде, % |
|
число работников, уволившихся в рассматриваемом периоде по собственному желанию, чел. | |
|
число работников, уволенных в рассматриваемом периоде по инициативе администрации, чел. | |
|
среднесписочная численность работников в периоде, чел. |
Предотвращение увольнения работников по собственному желанию обеспечивается выявлением и удовлетворением их трудовой мотивации, а также обеспечением адаптации вновь принятых работников (особенно в первые шесть месяцев их работы).
Эффективное использование сформированного на торговом предприятии персонала в значительной степени обеспечивается разработкой системы мероприятий, направленных на повышение производительности труда. Основной целью управления производительностью труда на торговом предприятии является поиск и реализация возможных резервов ее роста при обеспечении высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Это управление охватывает ряд последовательно выполняемых этапов работ и в графическом виде представлено на рисунке 3:
Построение системы
Принципиальная формула
где |
|
производительность труда |
|
объем (результат) деятельности работника (группы работников, персонала в целом) за определенный период времени | |
|
объем затрат живого труда за определенный период времени |
Как результаты, так и затраты труда на предприятиях торговли могут быть выражены различными показателями. Система основных из этих показателей приведена в таблице 1:
Таблица 1. Система основных показателей оценки результатов и затрат труда на предприятиях торговли.
Показатели оценки результатов труда |
Показатели оценки затрат труда |
1. Объем продажи товаров и
2. Объем товарооборота в целом
3. Объем продажи отдельных групп товаров в стоимостных показателях
4. Объем продажи отдельных видов товаров в натуральных показателях
5. Объем реализации платных услуг
6. Количество предоставленных
покупателям услуг в
7. Объем отдельных видов выполненных вспомогательных операций (фасовочные операции, погрузочно-разгрузочные операции и т.п.)
8. Объем отдельных видов
выполненных хозяйственных |
1. Среднесписочная численность
2. Среднесписочная численность
работников отдельных
3. Число отработанных четовеко-днсй
4. Число отработанных человеко-часов
5. Общая сумма фонда заработной платы
6. Общая сумма совокупных затрат на содержание персонала
|
Комбинируя сочетание
В условиях перехода к рыночной экономике система управления стимулированием труда подвергается существенной трансформации. По сути, эта система призвана создать новый мотивационный механизм трудовой активности персонала на предприятиях торговли всех форм собственности и организационно-правовых форм деятельности.
Основной целью управления стимулированием
труда является обеспечение роста
доходов персонала и
Управление стимулированием
Определенное распространение
в нашей практике могут получить
на предприятиях торговли так называемые
«гибкие тарифные системы», в основе
которых лежит минимальный
Каждая премиальная система включает в себя в качестве обязательных элементов: показатели премирования; условия премирования; размеры и шкалу премирования; круг премируемых работников.
Показатели премирования, за выполнение которых осуществляются стимулирующие выплаты, являются основой построения премиальной системы. Они выступают в форме конкретных результатов хозяйственной деятельности торгового предприятия, характеризующих работу индивидуального исполнителя, группы исполнителей или персонала в целом. Выбор показателей премирования требует соблюдения некоторых условий, от которых в конечном счете зависит действенность премиальной системы. Во-первых, показатели премирования должны быть конкретными, четко сформулированными, исключающими различное толкование и полностью понятными для работников. Во-вторых, выполнение каждого показателя должно легко учитываться. В-третьих, премиальная система не должна содержать более двух показателей премирования. Необходимо в каждом конкретном случае выбирать самые важные производственные показатели, которые наиболее полно характеризуют выполняемую работу.
Размеры и шкала премирования определяют величину премии. Для этого прежде всего устанавливается исходная база премирования. Она представляет собой ту количественную характеристику (или степень выполнения) показателя премирования, начиная с которой выплачивается премия. Собственно шкала премирования устанавливает конкретную форму связи между степенью выполнения показателя премирования и размером премии.
Круг премируемых работников предопределяется выбранным показателем премирования; за его выполнение премируются только те работники, которые имеют к нему непосредственное отношение.
Доплаты и надбавки представляют собой одну из дополнительных форм стимулирования персонала, непосредственно примыкающую к тарифной системе, т.е. рассматриваются как временное или систематическое увеличение тарифной части заработка.
Доплаты к заработной плате представляют собой денежные выплаты, с помощью которых компенсируются дополнительные затраты или сложные условия труда отдельных работников. Основными их видами являются доплаты за совмещение профессий и увеличение объемов выполняемых работ; за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующих работников; за руководство бригадой или другим структурным подразделением при полном объеме выполнения основной работы; за работу в ночное время, в выходные или праздничные дни и др.
Информация о работе Разработка стратегии управления персоналом торгового предприятия