Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 15:39, контрольная работа
В данной работе мною рассмотрены теоретические аспекты создание стратегии предприятия (фирмы).
Введение 3
1. Теоретические основы разработки стратегии предприятия 4
1.1. Сущность и виды стратегий…………………………………………………4
2. SWOT-анализ как фундаментальная основа разработки стратегий ………….8
2.1 Этапы разработки стратегии маркетинга……………………………………8
2.2. Теоретические основы методики выявления конкурентных преимуществ предприятий………………………………………………………………………9
Заключение 17
Список использованных источников 18
Достижение и удержание конкурентных преимуществ – это не только заветное желание, но и основная стратегическая цель каждой компании. Иногда все зависит от удачного стечения обстоятельств, но все же лучше положиться на методический аппарат, который позволит объективно оценивать открывающиеся возможности и корректировать узкие места. Предложенная в данной статье методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ позволяет выполнить данную процедуру всего в восемь этапов.
В условиях усиления конкуренции на глобальном и локальных рынках проблема создания и удержания конкурентных преимуществ – одна из самых актуальных. На сегодняшний день в сфере изучения природы конкурентных преимуществ представлено значительное количество теоретических работ (в частности, Д. Рикардо, И. Крави-са, Дж. Ванека, М. Портера, М. Познера, К. Эрроу, Т. Левитта, У. Бролля, С. Хаймера, С. Киндлебергера, В. Премьера, X. Джонсона, Д. Тисса, Р. Кавса, Р. Коуза, П. Бакли, М. Кассо-на, Д. Даннинга, М. Перлитца, Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, В.Г. Юданова и П.И. Голубкова). При анализе теорий, так или иначе затрагивающих проблему формирования конкурентных преимуществ, становится очевидно, что при всем многообразии подходов вопрос их функционального выявления остается открытым. В теоретических дискуссиях по проблеме стратегического успеха предприятия в долгосрочной перспективе преобладают две точки зрения – индустриально-экономическая (или рыночная) и ресурсная [1]. В рамках рыночной концепции особое значение приобретает внешняя среда, т. е. привлекательность отрасли. Данное направление базируется на том, что для достижения успеха предприятию необходимо уделять много внимания изучению отрасли и выбору рынков.
В исследованиях, рассматривающих ресурсный подход [6, 7, 8] как основной фактор успеха, была определена особая роль внутрифирменных параметров, которые оказывают более сильное влияние на достижение успеха, чем отраслевые характеристики. В результате приоритетные позиции заняли внутренние ресурсы и возможности предприятия, которые необходимо развивать для создания преимуществ перед конкурентами. Если при индустриально-экономическом подходе аспект разнородности в оснащении ресурсами и их иммобильности практически полностью исключался из анализа, то в с ресурсном подходе устойчивые конкурентные преимущества рассматриваются как результат специфических способностей и ресурсов, а также наличия в распоряжении предприятия уникальных факторов. Основная задача стратегического управления предприятием наряду с созданием потенциала успеха заключается в превращении его в стратегические факторы успеха. Однако ресурсный подход не дает исчерпывающего ответа на вопрос о формировании стратегически важных ресурсов и возможностей.
В литературе [9] высказывалось мнение о потенциальной эффективности объединения подходов, так как они дополняют друг друга. Учет не только продукта, но и генерирующих его ресурсов позволяет менеджеру разработать более точную реализуемую стратегию. Концепция, в которой сопоставляются ресурсы, обеспечивающие конкурентные преимущества (и тем самым производимые продукты), и хозяйственные поля (рынки) предприятия, представляет собой ресурсно-рыночный портфель. Таким образом, успех предприятия – главный объект изучения в рамках стратегического менеджмента – мог бы рассматриваться под новым углом зрения как результат привлекательности отрасли и конкурентной позиции предприятия в ней. Однако примеров реализации данного подхода на практическом уровне, предполагающем определенную формализацию данной процедуры, в экономической литературе нет. В существующем многообразии методик и моделей, ориентированных на классический рыночный инструментарий, а также на ресурсную базу, автором были выделены подходы, которые предполагают наиболее широкий взгляд на проблему: анализ конкурентной среды М. Портера, акцентирующий внимание на внешнем окружении; SWOT-анализ, реально оценивающий собственные ресурсы предприятия и возможности относительно потребностей внешней среды, в которой работает фирма.
Эти подходы, наиболее полно отражающие специфику возможных областей возникновения конкурентного преимущества, были положены в основу методики выявления потенциальных конкурентных преимуществ, охватывающей оба аспекта возможного возникновения потенциала успеха. Она базируется на синтезе основных идей матрицы SWOT-анализа, модели конкуренции в отрасли и концепции цепочки ценностей, предложенной М. Портером.
Такой синтез позволяет обеспечить единый методический подход при проведении SWOT-анализа за счет стандартизации оцениваемых параметров, по которым осуществляется анализ источников потенциальных конкурентных преимуществ; ранжировать выявленные потенциальные конкурентные преимущества; обеспечить сопоставимость данных за разные периоды времени.
Методика выявления потенциальных конкурентных преимуществ предполагает проведение восьми этапов.
Первый этап анализа – изучение внутренней среды. Область внутренней среды предприятия разбивается на два поля: сильных сторон и слабых сторон.
Критерии анализа внутренней среды основаны на предложенной М. Портером [10] цепочке ценности, состоящей из двух блоков:
■ основные виды деятельности:
■ поддерживающие виды деятельности:
Второй этап – оценка внешней среды, также подразделяемая на два поля: возможностей и угроз.
На данном этапе вводятся критерии, по которым будут составляться списки с характеристиками среды [10]:
-угроза появления новых конкурентов;
-способность покупателей торговаться;
-способность поставщиков торговаться;
-угроза появления товаров и услуг-заменителей;
-соперничество между существующими конкурентами
Таблица 1. Матрица выявления потенциальных конкурентных преимуществ
КРИТЕРИИ | ВОЗМОЖНОСТИ:
угроза появления новых конкурентов; способность покупателей торговаться; способность поставщиков торговаться; угроза появления товаров и услуг-заменителей; – соперничество между существующими конкурентами |
УГРОЗЫ:
угроза появления новых конкурентов; способность покупателей торговаться; способность поставщиков торговаться; угроза появления товаров и услуг-заменителей; – соперничество между существующими конкурентами |
СИЛЬНЫЕ
СТОРОНЫ:
– основная деятельность; – поддерживающая деятельность |
Выявление наиболее серьезного потенциала успеха | Выявление угасающего потенциала успеха |
СЛАБЫЕ
СТОРОНЫ:
– основная деятельность; – поддерживающая деятельность |
Выявление возможного потенциала успеха | Выявление слабой конкурентной позиции |
Третий этап – построение новой матрицы с введенными в нее критериями (табл. 1). После построения матрицы с полной формализацией относительно анализируемых параметров необходимо переходить к непосредственному составлению списков для каждой из ее четырех зон.
Четвертый этап – определение характеристик для анализа внутренней среды предприятия. Каждая зона области (сильные, слабые стороны) последовательно заполняется характеристиками, описывающими состояние предприятия по тому или иному критерию, с указанием всех относящихся к этому подразделу характеристик.
Анализ слабых сторон компании осуществляется аналогично оценке ее сильных сторон, только в поле «характеристики» указывается область деятельности предприятия, где существуют проблемы.
Пятый этап – поиск потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных внешней средой. Возможности и угрозы анализируются с учетом характеристик, которые, в зависимости от их значения, могут быть указаны в зоне угроз либо возможностей. Наиболее сильная конкуренция – между фирмами, представляющими одну отрасль и предлагающими однотипные товары или услуги. Интенсивность конкуренции между продавцами проявляется в том, насколько эффективно они используют находящиеся у них средства конкурентной борьбы: низкие цены; улучшенные характеристики товара; более высокий уровень обслуживания потребителей; длительные сроки гарантийного обслуживания; специальные способы продвижения продукции на рынок; выпуск новых товаров; рекламу [11]. Конкурентная среда чрезвычайно динамична, изменения на одной из фирм-конкурентов влекут за собой изменения на других предприятиях. Поэтому необходимо постоянно отслеживать и оценивать происходящие во внешней среде изменения.
Шестой этап – ранжирование привлекательности потенциальных конкурентных преимуществ, обусловленных открывающимися возможностями отрасли. Перечень всех потенциальных преимуществ анализируется с учетом вероятностной степени их появления, а также перспективной силы их влияния на предприятие (табл. 2).
После проведенной процедуры каждая характеристика критерия получает персональную оценку с учетом занимаемой в матрице позиции (например, МВ-НВ).
Седьмой этап – определение наиболее серьезных факторов, угрожающих потенциальным конкурентным преимуществам со стороны внешней среды. Позиционирование всех указанных в блоке угроз осуществляется с учетом их возможного появления и силы его потенциального воздействия (табл. 3). Потенциальное конкурентное преимущество, попавшее в то или иное поле матрицы, получает содержательное определение, выраженное сокращением названий полей, на перекрестке которых оно располагается. Например, Р-ВВ означает высокую степень вероятности, а также серьезное влияние угрозы на потенциальное преимущество. Таким образом, помимо возможности сравнивать ситуацию внутри или вне предприятия в рамках единых блоков, характеризующих зону появления возможностей или угроз, руководитель может быстро осмыслить динамику влияния тех или иных процессов. Иными словами, если месяц назад одна из характеристик, указанных в блоке угроз по критерию «влияние потребителей», оценивалось как КС-ВВ, т. е. высокая вероятность серьезных негативных последствий, а при следующем анализе была обозначена как ЛУ-НВ, т. е. вероятность появления и степень ее влияния значительно снизились, то выводы, а также процедура принятия решений на основе данных выводов существенно упрощаются.
Восьмой этап – заключительный. После сбора информации, ее классификации и оценки составленная на третьем этапе форма матрицы готова к окончательному заполнению. Данные представляются по указанной схеме. Сначала описываются зона сильных сторон предприятия, затем зона слабых позиций. Далее вносятся данные о возможных угрозах и возможностях, обозначенные сочетанием определенных букв в зависимости от позиции, которая им была присвоена в рамках процедуры ранжирования. Анализ готов к представлению.
Таблица 2. Матрица потенциальных преимуществ относительно возможностей внешней среды
1. Угроза появления новых конкурентов. 2. Способность покупателей торговаться. 3. Способность поставщиков торговаться. 4. Угроза появления товаров и услуг-заменителей. 5. Соперничество между существующими конкурентами. | СИЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ (СВ) | УМЕРЕННОЕ ВЛИЯНИЕ (УВ) | МАЛОЕ ВЛИЯНИЕ (MB) |
ВЫСОКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (ВВ) | СВ-ВВ | УВ-ВВ | мв-вв |
СРЕДНЯЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (СВ) | св-св | УВ-СВ | мв-св |
НИЗКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (НВ) | св-нв | УВ-НВ | МВ-НВ |
Таблица 3. Матрица Потенциальных преимуществ относительно угроз внешней среды
1. Угроза
появления новых конкурентов.
2. Способность покупателей торговаться. 3. Способность поставщиков торговаться. 4. Угроза появления товаров и услуг-заменителей. 5. Соперничество между существующими конкурентами |
РАЗРУШЕНИЕ (Р) | КРИТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ (КС) | ТЯЖЕЛОЕ СОСТОЯНИЕ (ТС) | «ЛЕГКИЕ УШИБЫ» (ЛУ) |
ВЫСОКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (ВВ) | Р-ВВ | КС-ВВ | тс-вв | ЛУ-ВВ |
СРЕДНЯЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (СВ) | Р-СВ | кс-св | тс-св | ЛУ-СВ |
НИЗКАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ (НВ) | Р-НВ | кс-нв | тс-нв | ЛУ-НВ |