Разработки эффективных технологий в процессе подготовки, принятия и реализации УР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 08:24, курсовая работа

Описание

При рыночной системе хозяйствования коммерческая организация в сфере оптово-розничной торговли является самоорганизующейся социально ориентированной системой, функционирующей в жестких условиях конкурентной среды, и имеет полную хозяйственную самостоятельность. В таком положении ее деятельность, в широком смысле, направлена как на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, так и достижение превосходства над конкурентами. В соответствии с таким положение, управленческие решения, их анализ и аудит, система учета и контроля ориентированы главным образом на обеспечение основных показателей эффективности работы в современных условиях, а именно:

Работа состоит из  1 файл

УР Галиева.docx

— 69.83 Кб (Скачать документ)

Введение

При рыночной системе хозяйствования коммерческая организация в сфере оптово-розничной  торговли является самоорганизующейся социально ориентированной системой, функционирующей в жестких условиях конкурентной среды, и имеет полную хозяйственную самостоятельность. В таком положении ее деятельность, в широком смысле, направлена как на завоевание и удержание предпочтительной доли рынка, так и достижение превосходства над конкурентами. В соответствии  с таким положение, управленческие решения, их анализ и аудит, система учета и контроля ориентированы главным образом на обеспечение основных показателей эффективности работы в современных условиях, а именно:

-    устойчивое положение организации  на рынке (среди конкурентов);

- своевременную  адаптацию систем производства  и управления организацией и  перманентно меняющейся внешней  среде (конъюнктуре) и др.

В рыночных условиях, характеризующихся высокой  неопределенностью и нестабильностью  внешней среды, эффективное управление организацией в сфере оптово-розничной  торговли предполагает гораздо больший  объем плановой, а соответственно контрольной работы, чем при централизованной экономике. Более того, в настоящее  время, в силу усиления конкурентных отношений на мировых и отечественных  рынках, стремительного развития и  смены технологий, растущей диверсификации бизнеса и усложнения бизнес - проектов управление коммерческой организацией работающей на рынке оптово-розничной  торговли существенно усложняется, что обуславливает усложнение ее контрольных систем. Поэтому, в современных  условиях внутренний анализ, контроль управленческих решений приобретает  характер основы, присутствующей на всех уровнях управления, т.е. в более  широком смысле в конкурентной среде  рыночных отношений эффективный  управленческий учет, контроль, анализ и аудит при прочих равных условиях являются гарантией успешной деятельности организации.

Прежде  всего, следует уточнить, что означает термин «технология». Как его следует  понимать в контексте данной работы? Чаще всего считают, что технология – это средство преобразования сырья (будь то люди, информация ил физические материалы) в искомые продукты и  услуги; это сочетание квалификационных навыков, оборудования, инфраструктуры, необходимых для осуществления  желаемых преобразований в материалах, информации и людях. Однако технологии представляют способ, последовательность действий, которые позволяют осуществить такое преобразование. Поэтому под технологией разработки решения будет понимать процесс преобразования имеющихся у менеджеров сведений, данных, информации о возникшей перед ними проблеме или поставленными им задачами в точно сформулированное решение, в котором будет подробно указано, кому, что, когда, где и с помощью чего надлежит следить.

Объектом  изучения в работе является деятельность оптово – розничной компании ООО «Инфра – Трейд».

Субъект – управленческий персонал (менеджеры  и специалисты) разрабатывающие  и принимающие управленческие решения  в организации.

Цели  – изучение и оценка опыта, разработки эффективных технологий в процессе подготовки, принятия и реализации УР, а также выработка рекомендаций по их совершенствованию.

Задачи:

- изучение  теоретических и методологических  основ целевой ориентации управленческих  решений и разработка технологии;

- анализ  и оценка опыта принятия эффективных  решений в организации ООО «Инфра-Трейд»;

-формирование выводов и основных рекомендаций по совершенствованию применения технологий в процессе разработки УР в организации ООО «Инфра-Трейд»

Курсовая состоит из введения, двух разделов и заключения. В первом разделе будут рассмотрены теоретические и методологические основы.

Во втором разделе анализируется и оценивается  опыт работы организации, и формируются  выводы по основным направлениям и  сделаны рекомендации.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И ИСПОЛНЕНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

1.1.Целевая  ориентация управленческих решений  и

основные  технологии разработки управленческого  решения

Процесс разработки и реализации УР должен быть ориентирован на достижение выработанной в компании цели. Это вытекает из обобщенной схемы ПРУР рис. 1.

 

Рис. 1. Обобщенная схема разработки решения:1 – решение направлено на изменение цели,2 – решение направлено на изменение ситуации

В основе схемы лежит блок «Глобальная  цель управления». Глобальная цель управления любой социальной системой – это  максимальное удовлетворение потребностей и интересов человека, коллектива, общества. В рамках этой глобальной цели формируются технократические и социальные цели управления. К  технократическим целям относятся  технические, технологические и  другие, достижение которых основано на формализованных приемах. К социальным относят: достижение социальной справедливости, охрана окружающей среды, создание положительной мотивации труда, создание условий для развития личности. Конкретная ситуация – это реальное положение дел относительно провозглашенной цели. Проблема формируется, как разность между целью и соответствующей ситуацией. Группы проблем сводятся к обобщенной проблеме, которая и является индикатором эффективности реализуемых решений. Обычно проблемы анализируют на остроту и решаемость.

Рассматривая  эту схему ПРУР данности цель может отличаться от цели организации, например в случае, когда УР направлено на реализацию только части целиорганизации. Таким образом, первичной является цельорганизации, а вторичной цель – УР (рис. 2).

 


  Рис. 2. Схема взаимодействия цели и задач

Тем не менее, иногда цели УР прямо противоположны целям компании из-за  непрофессионализма руководителей и специалистов («все в одной лодке, но гребут в разные стороны»).

Цель  рассматривают, как процесс и  как явление.

Цель компании - Как процесс цель отражает принятую в организации тенденцию развития, например, «Максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в качественной продукции». Как явление цель представляет собой мотивированный документы, касающиеся развития компании , - бизнес-план, тексты различных задач, лозунги и призывы.

Цель управленческого решения – Как процесс цель отражает развитие какого-либо вида деятельности по формированию или реализации УР, направленного на достижение цели компании. Например, «Совершенствование системы управления качеством продукции». Как явление цель также представляет собой мотивированные документы – задание на разработку  УР, философия УР или стратегия УР.

В общем  виде цель должна удовлетворять пяти условиям (рис. 3):

- быть  желаемой для ее инициатора (руководителя, специалиста) (Ж);

- иметь  технические, экономические и  другие возможности для разработки  и реализации (В);

- быть  необходимой для коллектива компании  и общества (Н);

- находиться  в рамках исторической приемлемости  для ближайшего окружения внешней  среды (ИП);

- текст  цели должен включать ключевые  слова, означающие постоянное  изменение. 

Например: достижение, расширение, сокращение, развитие, получение максимальной прибыли  и т.д.

Рис. 3. Условия формирования цели

 

Свойства  цели: суперзависимоть, иерархия, обратное преобразование, недостижимость абсолютных значений.

Цели  могут усиливать или ослаблять  друг друга. В одном случае отсутствие какой-либо цели может свести на нет  результат реализации остальных, в  другом – отсутствие какой-либо цели может свести на нет результат  реализации остальных, в другом –  отсутствие какой-либо цели может существенно  усилить воздействие оставшихся. Это свойство называется суперзависимоть.

Например, для ранее упоминавшейся цели компании: «Максимальное удовлетворение интересов и потребностей клиентов в качественной продукции» УР должно реализовать хотя бы три цели:

- реконструкция  технического оборудования;

- совершенствование  системы управления качеством;

-  постоянное  повышение квалификации персонала.

Если  все три условия будут выполняться  согласованно, то они будут усиливать  действие друг друга (свойство – суперзависимости).  Если какая-либо цель не будет выполняться, то затраты на выполнение других целей не приведут к достижению общей цели компании.

Суперзависимоть приводит либо к положительной синергии, либо – к отрицательной.

Свойство  иерархии проявляется в том, что  большие по затратам или времени  цели могут быть разделены на более  мелкие, подчиненные основной идее большой цели. Обычно УР направлено не на разрешение цели, а на решение  составляющих ее конкретных задач. Поэтому  для каждой цели необходимо формировать  не менее двух задач. Если подучается только одна, то цель преображается  в задачу.

Свойство  обратного преобразование заключается  в том, что набор сложных задач  может быть представлен в виде нового набора целей с последующим  формированием новых наборов  задач (рис. 4).

Рис. 4. Схема раскрупнения целей и задач

 

Свойство  недостижимости абсолютных значений определяется тем, что все процессы в управлении и экономике являются постоянно  изменяющимися непрерывно и дискретно. Поэтому цель должна ориентироваться не на какие-либо конечные значения, а на динамику процесса. Например, можно ли считать целью предприятия по производству авто транспорта следующий текст постановки цели: «К 2100 году полностью перейти на выпуск только грузовых электромобилей с электродвигателем работающим от солнечной энергии»? Наверное, нет, так как трудно прогнозировать полную реализацию этой цели и уделяя внимание таким аспект, как прогресс, научные разработки и скорость их внедрения и пр. А вот предложение такого характера для предприятия автопромышленности может быть: «Совершенствовать технические характеристики грузовых машин» - это цель. Есть возможности достижения этой цели, они не отходят от основного профиля предприятия и могут быть реализованы с меньшими затратами.

При формировании задач также используют шаблонный  набор слов типа: построить, сдать, разработать, оценить, помочь, отчитаться.

 

1.2. Суть инициативно-целевой технологии процесса разработки управленческих решений

Управление  компанией как профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении технологий РУР. В отличие  от технократической технологии (в  машиностроении, металлообработке и  др.) технологии РУР не являются детерминированными, так как ее объектами служат: человек, бригада, бюро и др. В состав технологии РУР входят целевые технологии (ЦТ) ПРУР и процессорные (ПТ). Процессорные технологии обслуживают целевые, являясь по отношению к ним инструментарием.

Инициативно – целевая технология основана на выдаче заданий для разработки или  реализации УР, без указания средств  и методов их выполнения. Она рассчитана на инициативного и профессионального  исполнителя (работника). Данная технология принятия управленческого решения  предусматривает разработку руководителем  только конечной цели в процессе управления и сопутствующих ей задач, а также  срока выполнения (Т выполнения) без указания механизма ее достижения. Это обусловлено тем, что руководителю самому не известны конкретные пути достижения цели, и он представляет исполнителям право на инициативу. Такая инициативность основана, как правило, на полном доверии руководителя исполняющему лицу. Обычно такая ситуация складывается при инновационной деятельности, а также при недостаточном профессиональном уровне руководителя или другого инициатора УР.

Рис. 5. Схема  реализации инициативно-целевой технологии

 

При этом возможны различные варианты выполнения работ (рис. 5):

- цель  может быть не реализована  по каким-либо причинам (Кривая 1). Например, в процессе ее выполнения  уволился специалист, существенно  уменьшились необходимые ресурсы  и др.;

-  цель  может быть достигнута в предусмотренные  сроки в пределах допустимого  временного диапазона (Кривая 2);

- цель  может быть достигнута за пределами  установленного срока (кривая 3). Возможно, что такой исход будет  допустимым, а возможно, что к  моменту достижения цели она  станет неактуальной или просто  ненужной.

Основные  условия использования данной технологии:

- решение  разрабатывается для персонала  численностью не более 10 человек,  чтоб возможные неудачи не  приносили больших убытков компании;

- время  выполнения задания не должно  превышать одного месяца со  дня его выдачи, также во избежание  убытков;

- наличие  высокого уровня профессионализма  персонала или большого доверия  к нему со стороны руководителя;

-  производство  новых товаров, услуг, информации  или знаний;

- наличие  устойчивых неформальных отношений  в коллективе, для ускорения получения  помощи в процессе выполнения  задания.

1.3. Содержание технологии процесса разработки управленческих решений

Наиболее часто  в компаниях используется программно-целевая  технология (ПЦТ).  Она состоит  в выдаче руководителем заданий (целей, задач) с указанием средств, методов и времени их выполнения (рис. 6).

Информация о работе Разработки эффективных технологий в процессе подготовки, принятия и реализации УР