Развитие рыночных отношений в Кубанской области (XVIII-XX вв)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа

Описание

Развитие рыночных экономических отношений на Кубани имеет давнюю историю. Рыночные отношения формировались на Кубани с конца XVIII века. Этот процесс наблюдается и в наши дни. Предмет настоящей научной работы – выявление факторов и условий, способствовавших становлению меновых отношений между казаками и горцами, а также развитию торговли и хлебного рынка, на Кубани в период с XVIII по XX. Крайне важным является выявление сфер, где развитие рыночных отношений развивалось наиболее интенсивно, а также проблем, которые приходилось решать в этой сфере.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЫНКА
Рынок - закономерности истории…………………………………………....4
Естественно - исторические и экономические условия для возникновения рынка на Кубани …………………………………………....8

ГЛАВА II РАЗВИТИЕ РЫНКА В КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(XVIII-XX вв) ………………………………………. …………………. ……...18
2.1. Становление и развитие меновых отношений…………………………….18
2.2 Хлебный рынок………………………………………………………………28

ГЛАВА III. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……...33

ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...........40

СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..41

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономической теории900 (2).doc

— 489.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 6  

        Вывоз зерна из Кубанской области на внутренний и внешний рынок

 

Вывезено

всех грузов,

В том числе

зерна

 

млн. пуд.

млн. пуд.

%

По Владикавказской  железной дороге

38,1

28,0

73,5

Через порты  Кубанской области:

      Ейск

8,8

8,4

95,4

      Темрюк

3,2

2,9

90,6

      Анапа

0,7

0,4

57,1

      Тамань

1,3

0,6

46,1

      Приморско-Ахтарская

0,2

0,2

100

         Всего:

52,3

40,5

77,4


 

Однако, не следует  полагать что весь хлеб из Новороссийска  порта шел на экспорт: за 1886-1897 гг. из 10483 судов, вышедших из порта, за границу отправилось 2275, или 21,7 % от общего числа, остальные - во внутренние порты России. Из других портов области так же большая часть судов отправлялась во внутренние порты. Так,1886 -1897гг из Ейского порта 547  судов ушло во внешние, 11002 – во внутренние. 38    Интересно отметить, что с открытием железнодорожной ветки Тихорецкая – Новороссийск связано возникновение и развитие Екатеринодарского хлебного рынка: в 1886г. из Екатеринодара было вывезено 161 тыс. пуд. зерна, в 1887 г. – 72 тыс., но в 1888 г. (первый год работы Новороссийской железнодорожной ветки) – 1,2 млн. пуд, дальше – все больше и в 1892 г. – 5,9 млн. пуд. По словам современника: «Годы процветания Екатеринодарского хлебного рынка так благотворно, так живительно отозвались не только на торговле и промышленности города, но и на всех городских делах, на жизнедеятельности городского поселения вообще, что последовавший затем застой в хлебной торговле и постепенный упадок хлебного рынка оказались для всех особенно ощутительными. Понижение цен на хлеб естественно повлекло за собою безденежье живущего земледелием сельского населения области, что не замедлило отразиться и на ходе всей торговли вообще»39.       В последующие пять лет с 1893 по 1897 г. количество вывозимого из Екатеринодара хлеба резко уменьшается соответственно с 4,6 млн. пудов до 0,6 млн. Причин этому было несколько, но главная – последовательное падение цен: пшеница, стоившая в феврале 1892 г. 11 руб. 30 коп. за четверть, в феврале  1893 стоила 7 руб 80 коп., в феврале 1894 г. – 5 руб. 50 коп., в октябре того же года – 3 руб. 60 коп. Соответственно падали в цене рожь и ячмень. Здесь сказались последствия неурожая 1891 г. в центральных губерниях: закупщики хлеба из неурожайных губерний отдавали предпочтение ржи, сурже как более дешевым видам хлеба; какзаки – хлеборобы и крестьяне этим воспользовались и пшеницу придержали в надежде получить высокую цену. В августе 1891 г. началось медленное восстановление цен.40           В этот кризисный для Екатеринодарского хлебного рынка период произошло оживление деятельности морских портов области, где расходы хлеботорговцев по доставке хлеба к порту и на суда были ниже, и они могли предложить хлебопроизводителю более высокую цену за хлеб, привлечь его на свой рынок. Выяснилось, что тариф на зерно от Екатеринодара до станции «Новороссийск», равный 1/24 коп. с пудо-версты, при низких ценах на хлеб стал очень обременительным: при расстоянии 127 верст только доставка 10-пудовой четверти зерна в Новороссийск Екатеринодасрким хлеботорговцам обходилась в 52,9 коп., а вместе с доставкой на суда в море – около 1 рубля.  В других же портах она была значительно ниже: Ейск – от 33 до 38,5 коп.; Темрюк – от 30 до 33,5 коп.; Приморско-Ахтарска – 32-40 коп..41   Сказывались и внешние факторы: весной 1898 г. было объявлено о предстоящем введении в южных портах Франции ввозных пошлин на хлеб и покупная цена хлеба в Екатеринодаре резко возрастает (с 10 руб. 80коп. до 14 руб. 70 коп.), так как торговцы хлебом торопились до введения пошлин. Но в скором времени последовала отмена пошлин и цена хлеба в Екатеринодаре к августу понижается до 7 руб 80 коп.42        К началу XX века зерно становится главным товарным продуктом области. В среднем за 1886-97 г.г. на всех станциях Владикавказской железной дороги (всего 43) на каждые 100 пудов вывезенных грузов 73,5 пуда - зерно, причем на десяти станциях среднегодовой отпуск зерна составлял более 90% всего вывоза. Так, со станции Тихорецкой вывозилось в среднем около 4 млн. пуд. зерна в год, или 91% общего вывоза; Кавказской – соответственно 3,8 млн. пуд., 91%; Малороссийской – 2,8 млн. пуд., 97%; Станичной – 2,0 млн. пуд., 94%.43       Однако пренебрежительное отношение казачьей общины к торговому делу, неумение и нежелание учиться торговать,  в конечном итоге усугубляло экономическое положение  общинников. Торговцы из числа иногородних просто эксплуатировали казаков в формах как легальных, так и нелегальных: через кабальные кредиты товаров или денег под хлеб, обвешивания, обманы. и т. д.                ГЛАВА III ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

С 1990 г. в Российской Федерации был взят курс на развитие рыночной экономики. Земельный правопорядок, основанный на монополии государственной  собственности на землю и другие природные ресурсы, препятствовал  формированию рыночных отношений.   Необходима была реформа советского землепользования. 23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О земельной реформе". Он предусматривал, что земельная реформа имеет целью перераспределение земли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирования многоукладной экономики, рационального использования и охраны земель на территории РСФСР (ст. 1). При проведении земельной реформы предусматривалась передача земли гражданам в собственность бесплатно. Монополия государства на землю на территории РСФСР отменялась.44      Использование земли в РСФСР стало платным. Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагались ежегодным земельным налогом.         Важнейшей частью экономических преобразований стала земельная реформа, воплотившая идею приватизации земель, отказа от исключительной государственной собственности и перехода к множеству форм собственности. В первую очередь земельная реформа коснулась аграрного сектора и сельскохозяйственных земель. В этой области политическое руководство пошло по пути капитализации сельского хозяйства, реставрации отношений частной собственности, существовавших в дореволюционной России и принятых во многих развитых капиталистических странах. В дальнейшем негосударственные формы собственности вошли в практику земельных отношений применительно к другим категориям земель. В содержание земельной реформы вошли также мероприятия по созданию муниципальной собственности, определению правового режима и разграничению государственной собственности.45     Цель и суть проводимой земельной реформы заключались в следующих основных направлениях: переход от национализации земли к ее денационализации (разгосударствлению); децентрализация права собственности на землю; приватизация земель. В результате возникла множественность форм права собственности на землю: частная (индивидуальная, общая долевая и общая совместная — физических и юридических лиц); государственная, которая подразделяется на федеральную собственность и собственность субъектов Федерации; муниципальная;  иные формы права собственности.         Кроме того, реформы России возникли или стали развиваться другие формы права на землю. Это — право пожизненного наследуемого владения землей; право пользования; право аренды. Но земельная реформа не самоцель. Она должна была привести и к множественности форм хозяйствования, и к подъему сельского хозяйства. На основе данной множественности форм собственности и других прав на землю появились и развиваются различные организационно-правовые формы сельскохозяйственных и агропромышленных предприятий: государственные, кооперативные, муниципальные, частные.46       Стоит обратить внимание на то, что особый характер земельная реформа приобрела применительно к сельскому хозяйству. Так И. Ахмедов в своей статье «Институциональная сфера земли и землепользования» указывает что «развитие процесса приватизации земель в отрасли сельского хозяйства занимало и продолжает занимать ключевое место. Ее идея заключалась в реализации политики расформирования 27 тыс. колхозов и совхозов России и передачи их земель на праве частной собственности сотням тысяч мелких крестьянских хозяйств.47 Считалось, что индивидуальная форма ведения сельского хозяйства создаст конкурентную среду, способную обеспечить рост сельскохозяйственного производства. А право частной собственности в этом случае выступало в качестве гаранта стабильности и способно стимулировать заинтересованность сельскохозяйственного производителя бережно относиться к земле и рационально ее использовать.       Однако вскоре становится ясно, что переход на единоличное крестьянское хозяйство в процессе реорганизации колхозов и совхозов дело намного более трудное, чем предполагалось. К началу лета 1992 г. семейные фермы владели не более, чем 3% сельскохозяйственных земель. За летний период не был ликвидирован ни один из 27 тысяч колхозов и совхозов, которые в нарушение Указа не прошли перерегистрацию, сохранив прежнюю форму хозяйствования. По итогам 1992 г. колхозы и совхозы оказались доминирующими производителями товарной сельскохозяйственной продукции, хотя действовали в крайне неблагоприятных условиях. Почти все они оказались банкротами из-за реформы цен и отмены бюджетных субсидий, а также вследствие фантастической инфляции.    Ожидания высокой эффективности крестьянских хозяйств не оправдались. Доказательством этому служат следующие данные, приведенные Габитовым М.Р. в своем труде «Аграрные реформы в России и их концепции»: в 1992 г. крестьянские хозяйства производили только 0,5% продовольственной продукции страны, значительно отставая от производительности личных подсобных хозяйств членов колхозов и работников совхозов. Только 3 тысячи ферм оказались способными вести товарное производство. Около 1% фермеров вообще не засеяли выделенные им земельные участки, хотя израсходовали полученные в банке кредиты.48 Государство оказалось неспособным предоставить фермерам обещанную и необходимую финансовую и техническую поддержку. Вся система жизненных условий в сельской местности не приспособлена к быстрому преобразованию колхозов и совхозов в частные крестьянские хозяйства: жилье, снабжение, коммуникации рассчитаны на крупные сельскохозяйственные предприятия. В этих условиях приватизация земель колхозов и совхозов не происходит. Не была разработана в достаточной степени и правовая основа реформ, необходимая для юридического оформления права частной собственности на земельную долю. Не выдавались свидетельства о праве собственности, не была разработана процедура выделения земельной доли в натуре (на местности). Действовавшим на тот момент законодательством не предусматривалось существование такого организационного образования, как колхоз или совхоз. В результате все они оказались вне закона.      Такое положение потребовало внести коррективы в реализацию земельной реформы. Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 1992 г. № 708 “О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса” колхозам и совхозам разрешалось сохранить прежнюю форму хозяйствования при условии перерегистрации. 49         Данное постановление и некоторые другие решения, связанные с поддержкой сельскохозяйственного производителя, в определенной степени стимулировали процесс преобразований в деревне. К середине 1993 г. прошли перерегистрацию более 20 тыс. колхозов и совхозов, а 7 тыс. заявили о своем желании сохранить прежнюю форму хозяйствования. Число крестьянских хозяйств выросло, достигнув к началу 1996 г. 280 тыс. Вместе с тем их эффективность оставалась низкой. Лишь в отдельных регионах максимальный объем занимаемых фермерскими хозяйствами земель достигал 7%.50           Но и эти меры оказались недостаточными для перехода от коллективных преимущественно к индивидуальным формам ведения сельского хозяйства. Уже в 1994 г. развивается и набирает силу процесс распада фермерских хозяйств. В 1995 г. на 100 вновь созданных приходилось 96 распавшихся. Около 7 млн. га. сельскохозяйственных земель были не востребованы. Треть земель, находящихся в распоряжении фермеров, пустует, брошена, заросла сорняками. Импорт сельскохозяйственной продукции достиг 40%. В качестве главной причины назывались общие кризисные процессы в экономике страны. Для решения проблемы акцент делается на усилении рыночных отношений, включая развитие отношений купли-продажи земельных участков, формирования рынка земель, практического внедрения залоговых отношений.51      Поэтому в период девяностых годов издается большое количество указов Президента РФ и правительственных правовых актов о порядке и правилах осуществления земельной реформы и перераспределении земель между собственниками и пользователями земельными участками. Одновременно важное место среди законодательных предписаний о реализации земельной реформы стали занимать нормы ГК РФ (части первая и вторая).52 Они способствовали формированию земельного рынка, предписывая законом разрешенные формы сделок с земельными участками. В ходе земельной реформы в Российской Федерации произошли значительные преобразования. Ликвидирована монополия государственной собственности на землю. Проведена реорганизация колхозов и совхозов, осуществлена приватизация более ста миллионов гектаров земель. В итоге почти двенадцать миллионов работников бывших колхозов и совхозов стали собственниками земельных долей. Сформирован значительный слой крестьянских (фермерских) хозяйств, которым в распоряжение передано свыше тринадцати миллионов гектаров земель. Создан фонд перераспределения земель на площади 32 миллионов гектаров. В собственность граждан передано 63% всех сельскохозяйственных земель. Собственниками приватизированных предприятий и иных объектов недвижимости выкуплено 10 тысяч земельных участков под такими предприятиями. В городах и поселениях городского типа в собственность граждан и юридических лиц передано шесть процентов земли.   Вместе с тем земельная реформа, по мнению Правительства РФ, не доведена до конца, поэтому им 26 июня 1999 г. была разработана и утверждена Федеральная целевая программа "Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы".53 В ней сказано, что перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.  Что ж, спустя десятилетие после этой намеченной программы стоит отметить, что Россия все же сделала определенной скачок в развитии аграрного сектора и фермерских хозяйств. Примером этому может служить основные показатели развития крестьянских (фермерских) хозяйств Краснодарского края. Так, число крестьянских фермерских хозяйств к 2008 году  составило 17 147 единиц, а вся посевная площадь -  864,6 тысяч га, в том числе на зерновые культуры приходится 574, 6 тысяч га, на сахарную свеклу 15,7, на подсолнечник 203,3 тысяч га.       Однако, стоит отметить, что на данном этапе в Российской Федерации аграрные реформы еще не завершились. Сегодня, как и было неоднократно в истории России, здесь все еще только пытаются разрешить проблему с собственностью на землю сельскохозяйственного назначения, но она остается неразрешенной до сего времени.

 

 

 

 

 

ВЫВОДЫ

1.История возникновения рынка насчитывает не одно тысячелетие. С расцветом цивилизаций, в различные временные эпохи рынок эволюционировал, приобретал новые формы и смысл. Однако, стоит отметить, что рынок появился еще в период разложения первобытно - общинного общества  и объективными условиями его возникновения стали: общественное разделение труда, экономическая обособленность производителя и свобода предпринимательской деятельности. Стоит также назвать ряд других условий, влияющих на возникновение  рыночных отношений - это географические, климатические, административные национальные предпосылки. Именно эти естественно - исторические условия благотворно повлияли на становление меновых отношений в Кубанской области,  начиная с XVIII века.          2. В рассматриваемый период хозяйство линейных казаков Кубани, несмотря на многочисленные сложности, в целом развивалось поступательно, без системных кризисов и быстрых рывков вперед. Основными тенденциями в развитии экономики кубанских казаков были: снижение роли присваивающих отраслей и возрастание производящих; переход от скотоводства, как главного занятия, к землепашеству; встраивание казачьей экономики в общероссийский рынок.     3. Проведенная аграрная реформа 1990 годов имела свои положительные и отрицательные стороны, однако проблема собственности до сих пор является спорной в Российской экономике.Сегодня перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли..

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Яковец Ю. Революция в экономике. М. : Экономика. 1990.

2.  Мамедов О.  Современная экономика. Р-н-Д.:2001

3. Булатов А.С. Экономика. М.: 1999.

4.Лукомец. М.И. Землевладение и землепользование на Кубани. Краснодар,1992 г

5. Кирей Н.И. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар: 2004 г. с. 88

6. Малигонов А.А. Краткий географический очерк сельского хозяйства на Кубани в связи с его эволюцией. Краснодар, 1923.

7. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. Краснодар, 1922.

8. Кубанский  сборник. Т. VI. Екатеринодар, 1900.

9. Трехбратов  Б. А. История Кубани с древнейших  времен до конца XX в. Краснодар, 2000 г. 

10. Леусян. О.А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар, 2004 с.120

11.Сборник материалов для описания местностей и племен Кавкза. Вып. VIII. Тифлис, 1889. С. 381.

12. Кубанский  сборник. Т. V. Екатеринодар, 1899. С.5.

13. Чермак Л.К.  Записка об экономическом положении  района Черноморско-Кубанской железной  дороги и ее вероятном грузообороте. Екатеринодар, 1912г. С. 34-41

14. Татарин В.Д.  Сельскохозяйственные районы Кубанского  округа Северо-Кавказского края. Краснодар, 192. С.24

15. Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. – C 391

16. Собриевский А.С. Торговое  общество казаков в Черноморском (Кубанском) казачьем войске. - Екатеринодар, 1897. - С.10

 

17. Мошкович Г.Г. Войсковое торговое общество и его роль в социально-экономическом развитии Кубани в 40-60-х гг. XIX в. // Сборник научных трудов. Краснодар, 1993.

18. Кубанский сборник. Т.XIX. Екатеринодар, 1914

19. Чермак Л.К.  Записка об экономическом положении  района Черноморско-Кубанской железной  дороги и ее вероятном грузообороте. Екатеринодар, 1912 г. С. 34-41

20. http://www.ahmerov.com/book  И. Ахмедов

21. Земельно-аграрная  реформа в России. Законодательство. M., 1994

22. Крассов О.И Земельное право современной России. – М.:Дело,2003

23. С.А. Боголюбов .Земельное право. – М. 2000г.

24. Свод Законов РФ, 1999, N 27, ст. 3379

1 Алферов А.С. Маркетинг для радиоинженеров Спб: 2002 г. 320 с.

2  Яковец Ю. Революция в экономике. М. : Экономика. 1990. С. 122.

3  Мамедов О.  Современная экономика. Р-н-Д.:2001. С. 63

4 Булатов А.С. Экономика. М.: 1999. С.84. 

5 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. Краснодар, 1922.

6 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. Краснодар, 1922.

7 Кирей Н.И. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар:2004 г. с.88   2 Малигонов А.А. Краткий географический очерк сельского хозяйства на Кубани в связи с его эволюцией. Краснодар, 1923. С.9. 

 

9 Лукомец М.И. Землевладение и землепользование на Кубани. Краснодар : 1992 г. с. 62    2 Там же. С. 66             3 Кубанский сборник. Т. VI. Екатеринодар, 1900. С.95 

 

 

 

12 Кубанский сборник. Т. VI. Екатеринодар, 1900. С.95-96       2 Сборник материалов для описания местностей и племен Кавкза. Вып. VIII. Тифлис, 1889. С. 38

1. 

 

14 Лукомец М.И Земледелие и землепользование на Кубани. Краснодар: 1992 г.          2 Леусян  О.А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар: 2004 г. с.

117 

 

16 Леусян О.А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар: 2004 г. С

. 119

17. Леусян. О.А История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар, 2004

с.120

18Трехбратов Б. А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар, 20

00 г.

19Трехбратов Б. А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар,2000 г. 2 Леусян О.А.  История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар: 2004 г.-Прилож

ение 

 

21 Татарин В.Д.  Сельскохозяйственные районы Кубанского округа Северо-Кавказского края. Краснодар, 192

. С.24

22 Кубанский сборник. Т. VIII. Екатеринодар, 1902. С. 355        2 Кубанский сборник. Т. VIII. Екатеринодар, 1902. С

. 361 

 

24 Лукомец. М.И.   Землевлие и землепользование на Кубани. Краснодар, 1992 г. С 217                                              2 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. – C.

362. 

 

 

26 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. –

 C.364.

 

27 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. – C.364-365      2 Там же

. С.367 

 

29 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. – C.389.      2 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902.

– C 391 

 

 

31 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. –

C..378-379

32 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1913. Т. 2    2 Собриевский А.С. Торговое общество казаков в Черноморском (Кубанском) казачьем

  войске. - Екатеринодар, 1897.

- С.100. 

 

34 Мошкович Г.Г. Войсковое торговое общество и его роль в социально-экономическом развитии Кубани в 40-60-х гг. XIX в. // Сборник научных трудов. Краснодар, 1993.   2 Собриевский А.С. Торговое общество казаков в Черноморском (Кубанском) казачьем

 войске. –  Екатеринодар, 1897. – С.

108-110.

 

35 Собриевский А.С. Торговое общество казаков в Черноморском (Кубанском) казачьем

 войске. –  Екатеринодар, 18

97 С.108-110

36 Кубанский сборник. Т. V. Екатеринодар, 1899. С. 25        2 Кубанский сборник. Т. VI. Екатеринодар, 1

900. С. 87. 

37 Кубанский сборник. Т. V. Екатеринодар

, 1899. С.5.

38 Кубанский сборник. Т. V. Екатеринодар, 1

899 С. 38-39

39 Кубанский сборник. Т.XIX. Екатеринодар, 1914       2. Лукомец. М.И Землевладение и землепользование на Кубани. Краснодар, 19

92 г. С 239 

 

41 Чермак Л.К. Записка об экономическом положении района Черноморско-Кубанской железной дороги и ее вероятном грузообороте. Екатеринодар, 1912г. С. 34-41    2 Кубанский сборник. Т.V.Екатеринодар, 1899. С.21        3 Кубанский сборник. – Т. V. – Екатеринодар, 1899.

– Приложения 

 

.

44 Свод законов РФ, 1999,

N 27, ст. 3379.

45 Павловский И.А. Земельное право М.: МИЭМП, 2004. 70 с.       2 Боголюбов С.А.  Земельное право – М. 2000

Информация о работе Развитие рыночных отношений в Кубанской области (XVIII-XX вв)