Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 19:08, курсовая работа
Развитие рыночных экономических отношений на Кубани имеет давнюю историю. Рыночные отношения формировались на Кубани с конца XVIII века. Этот процесс наблюдается и в наши дни. Предмет настоящей научной работы – выявление факторов и условий, способствовавших становлению меновых отношений между казаками и горцами, а также развитию торговли и хлебного рынка, на Кубани в период с XVIII по XX. Крайне важным является выявление сфер, где развитие рыночных отношений развивалось наиболее интенсивно, а также проблем, которые приходилось решать в этой сфере.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЫНКА
Рынок - закономерности истории…………………………………………....4
Естественно - исторические и экономические условия для возникновения рынка на Кубани …………………………………………....8
ГЛАВА II РАЗВИТИЕ РЫНКА В КУБАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(XVIII-XX вв) ………………………………………. …………………. ……...18
2.1. Становление и развитие меновых отношений…………………………….18
2.2 Хлебный рынок………………………………………………………………28
ГЛАВА III. ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ……...33
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………...........40
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..41
Таблица 6
Вывоз зерна из Кубанской области на внутренний и внешний рынок
Вывезено всех грузов, |
В том числе зерна | ||
млн. пуд. |
млн. пуд. |
% | |
По Владикавказской железной дороге |
38,1 |
28,0 |
73,5 |
Через порты Кубанской области: | |||
Ейск |
8,8 |
8,4 |
95,4 |
Темрюк |
3,2 |
2,9 |
90,6 |
Анапа |
0,7 |
0,4 |
57,1 |
Тамань |
1,3 |
0,6 |
46,1 |
Приморско-Ахтарская |
0,2 |
0,2 |
100 |
Всего: |
52,3 |
40,5 |
77,4 |
Однако, не следует полагать что весь хлеб из Новороссийска порта шел на экспорт: за 1886-1897 гг. из 10483 судов, вышедших из порта, за границу отправилось 2275, или 21,7 % от общего числа, остальные - во внутренние порты России. Из других портов области так же большая часть судов отправлялась во внутренние порты. Так,1886 -1897гг из Ейского порта 547 судов ушло во внешние, 11002 – во внутренние. 38 Интересно отметить, что с открытием железнодорожной ветки Тихорецкая – Новороссийск связано возникновение и развитие Екатеринодарского хлебного рынка: в 1886г. из Екатеринодара было вывезено 161 тыс. пуд. зерна, в 1887 г. – 72 тыс., но в 1888 г. (первый год работы Новороссийской железнодорожной ветки) – 1,2 млн. пуд, дальше – все больше и в 1892 г. – 5,9 млн. пуд. По словам современника: «Годы процветания Екатеринодарского хлебного рынка так благотворно, так живительно отозвались не только на торговле и промышленности города, но и на всех городских делах, на жизнедеятельности городского поселения вообще, что последовавший затем застой в хлебной торговле и постепенный упадок хлебного рынка оказались для всех особенно ощутительными. Понижение цен на хлеб естественно повлекло за собою безденежье живущего земледелием сельского населения области, что не замедлило отразиться и на ходе всей торговли вообще»39. В последующие пять лет с 1893 по 1897 г. количество вывозимого из Екатеринодара хлеба резко уменьшается соответственно с 4,6 млн. пудов до 0,6 млн. Причин этому было несколько, но главная – последовательное падение цен: пшеница, стоившая в феврале 1892 г. 11 руб. 30 коп. за четверть, в феврале 1893 стоила 7 руб 80 коп., в феврале 1894 г. – 5 руб. 50 коп., в октябре того же года – 3 руб. 60 коп. Соответственно падали в цене рожь и ячмень. Здесь сказались последствия неурожая 1891 г. в центральных губерниях: закупщики хлеба из неурожайных губерний отдавали предпочтение ржи, сурже как более дешевым видам хлеба; какзаки – хлеборобы и крестьяне этим воспользовались и пшеницу придержали в надежде получить высокую цену. В августе 1891 г. началось медленное восстановление цен.40 В этот кризисный для Екатеринодарского хлебного рынка период произошло оживление деятельности морских портов области, где расходы хлеботорговцев по доставке хлеба к порту и на суда были ниже, и они могли предложить хлебопроизводителю более высокую цену за хлеб, привлечь его на свой рынок. Выяснилось, что тариф на зерно от Екатеринодара до станции «Новороссийск», равный 1/24 коп. с пудо-версты, при низких ценах на хлеб стал очень обременительным: при расстоянии 127 верст только доставка 10-пудовой четверти зерна в Новороссийск Екатеринодасрким хлеботорговцам обходилась в 52,9 коп., а вместе с доставкой на суда в море – около 1 рубля. В других же портах она была значительно ниже: Ейск – от 33 до 38,5 коп.; Темрюк – от 30 до 33,5 коп.; Приморско-Ахтарска – 32-40 коп..41 Сказывались и внешние факторы: весной 1898 г. было объявлено о предстоящем введении в южных портах Франции ввозных пошлин на хлеб и покупная цена хлеба в Екатеринодаре резко возрастает (с 10 руб. 80коп. до 14 руб. 70 коп.), так как торговцы хлебом торопились до введения пошлин. Но в скором времени последовала отмена пошлин и цена хлеба в Екатеринодаре к августу понижается до 7 руб 80 коп.42 К началу XX века зерно становится главным товарным продуктом области. В среднем за 1886-97 г.г. на всех станциях Владикавказской железной дороги (всего 43) на каждые 100 пудов вывезенных грузов 73,5 пуда - зерно, причем на десяти станциях среднегодовой отпуск зерна составлял более 90% всего вывоза. Так, со станции Тихорецкой вывозилось в среднем около 4 млн. пуд. зерна в год, или 91% общего вывоза; Кавказской – соответственно 3,8 млн. пуд., 91%; Малороссийской – 2,8 млн. пуд., 97%; Станичной – 2,0 млн. пуд., 94%.43 Однако пренебрежительное отношение казачьей общины к торговому делу, неумение и нежелание учиться торговать, в конечном итоге усугубляло экономическое положение общинников. Торговцы из числа иногородних просто эксплуатировали казаков в формах как легальных, так и нелегальных: через кабальные кредиты товаров или денег под хлеб, обвешивания, обманы. и т. д. ГЛАВА III ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
С 1990 г. в Российской
Федерации был взят курс на развитие
рыночной экономики. Земельный правопорядок,
основанный на монополии государственной
собственности на землю и другие
природные ресурсы, препятствовал
формированию рыночных отношений. Необходима
была реформа советского землепользования.
23 ноября 1990 г. был принят Закон РСФСР "О
земельной реформе". Он предусматривал,
что земельная реформа имеет целью перераспределение
земли в интересах создания условий для
равноправного развития различных форм
хозяйствования на земле, формирования
многоукладной экономики, рационального
использования и охраны земель на территории
РСФСР (ст. 1). При проведении земельной
реформы предусматривалась передача земли
гражданам в собственность бесплатно.
Монополия государства на землю на территории
РСФСР отменялась.44
ВЫВОДЫ
1.История возникновения рынка насчитывает
не одно тысячелетие. С расцветом цивилизаций,
в различные временные эпохи рынок эволюционировал,
приобретал новые формы и смысл. Однако,
стоит отметить, что рынок появился еще
в период разложения первобытно - общинного
общества и объективными условиями
его возникновения стали: общественное
разделение труда, экономическая обособленность
производителя и свобода предпринимательской
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Яковец Ю. Революция в экономике. М. : Экономика. 1990.
2. Мамедов О. Современная экономика. Р-н-Д.:2001
3. Булатов А.С. Экономика. М.: 1999.
4.Лукомец. М.И. Землевладение и землепользование на Кубани. Краснодар,1992 г
5. Кирей Н.И. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар: 2004 г. с. 88
6. Малигонов А.А. Краткий географический очерк сельского хозяйства на Кубани в связи с его эволюцией. Краснодар, 1923.
7. Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. Краснодар, 1922.
8. Кубанский сборник. Т. VI. Екатеринодар, 1900.
9. Трехбратов
Б. А. История Кубани с
10. Леусян. О.А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар, 2004 с.120
11.Сборник материалов для описания местностей и племен Кавкза. Вып. VIII. Тифлис, 1889. С. 381.
12. Кубанский сборник. Т. V. Екатеринодар, 1899. С.5.
13. Чермак Л.К.
Записка об экономическом
14. Татарин В.Д.
Сельскохозяйственные районы
15. Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. – C 391
16. Собриевский А.С. Торговое общество казаков в Черноморском (Кубанском) казачьем войске. - Екатеринодар, 1897. - С.10
17. Мошкович Г.Г. Войсковое торговое общество и его роль в социально-экономическом развитии Кубани в 40-60-х гг. XIX в. // Сборник научных трудов. Краснодар, 1993.
18. Кубанский сборник. Т.XIX. Екатеринодар, 1914
19. Чермак Л.К.
Записка об экономическом
20. http://www.ahmerov.com/book И. Ахмедов
21. Земельно-аграрная реформа в России. Законодательство. M., 1994
22. Крассов О.И Земельное право современной России. – М.:Дело,2003
23. С.А. Боголюбов .Земельное право. – М. 2000г.
24. Свод Законов РФ, 1999, N 27, ст. 3379
1 Алферов А.С. Маркетинг для радиоинженеров Спб: 2002 г. 320 с.
2 Яковец Ю. Революция в экономике. М. : Экономика. 1990. С. 122.
3 Мамедов О. Современная экономика. Р-н-Д.:2001. С. 63
4 Булатов А.С. Экономика. М.: 1999. С.84.
5 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. Краснодар, 1922.
6 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска: В 2-х т. Краснодар, 1922.
7 Кирей Н.И. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар:2004 г. с.88 2 Малигонов А.А. Краткий географический очерк сельского хозяйства на Кубани в связи с его эволюцией. Краснодар, 1923. С.9.
9 Лукомец М.И. Землевладение и землепользование на Кубани. Краснодар : 1992 г. с. 62 2 Там же. С. 66 3 Кубанский сборник. Т. VI. Екатеринодар, 1900. С.95
12 Кубанский сборник. Т. VI. Екатеринодар, 1900. С.95-96 2 Сборник материалов для описания местностей и племен Кавкза. Вып. VIII. Тифлис, 1889. С. 38
1.
14 Лукомец М.И Земледелие и землепользование на Кубани. Краснодар: 1992 г. 2 Леусян О.А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар: 2004 г. с.
117
16 Леусян О.А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар: 2004 г. С
. 119
17. Леусян. О.А История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар, 2004
с.120
18Трехбратов Б. А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар, 20
00 г.
19Трехбратов Б. А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар,2000 г. 2 Леусян О.А. История Кубани с древнейших времен до конца XX в. Краснодар: 2004 г.-Прилож
ение
21 Татарин В.Д. Сельскохозяйственные районы Кубанского округа Северо-Кавказского края. Краснодар, 192
. С.24
22 Кубанский сборник. Т. VIII. Екатеринодар, 1902. С. 355 2 Кубанский сборник. Т. VIII. Екатеринодар, 1902. С
. 361
24 Лукомец. М.И. Землевлие и землепользование
на Кубани. Краснодар, 1992 г. С 217
362.
26 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. –
C.364.
27 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. – C.364-365 2 Там же
. С.367
29 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. – C.389. 2 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902.
– C 391
31 Кубанский сборник. – Т. VIII. – Екатеринодар, 1902. –
C..378-379
32 Щербина Ф.А. История Кубанского казачьего войска. Екатеринодар, 1913. Т. 2 2 Собриевский А.С. Торговое общество казаков в Черноморском (Кубанском) казачьем
войске. - Екатеринодар, 1897.
- С.100.
34 Мошкович Г.Г. Войсковое торговое общество и его роль в социально-экономическом развитии Кубани в 40-60-х гг. XIX в. // Сборник научных трудов. Краснодар, 1993. 2 Собриевский А.С. Торговое общество казаков в Черноморском (Кубанском) казачьем
войске. – Екатеринодар, 1897. – С.
108-110.
35 Собриевский А.С. Торговое общество казаков в Черноморском (Кубанском) казачьем
войске. – Екатеринодар, 18
97 С.108-110
36 Кубанский сборник. Т. V. Екатеринодар, 1899. С. 25 2 Кубанский сборник. Т. VI. Екатеринодар, 1
900. С. 87.
37 Кубанский сборник. Т. V. Екатеринодар
, 1899. С.5.
38 Кубанский сборник. Т. V. Екатеринодар, 1
899 С. 38-39
39 Кубанский сборник. Т.XIX. Екатеринодар, 1914 2. Лукомец. М.И Землевладение и землепользование на Кубани. Краснодар, 19
92 г. С 239
41 Чермак Л.К. Записка об экономическом положении района Черноморско-Кубанской железной дороги и ее вероятном грузообороте. Екатеринодар, 1912г. С. 34-41 2 Кубанский сборник. Т.V.Екатеринодар, 1899. С.21 3 Кубанский сборник. – Т. V. – Екатеринодар, 1899.
– Приложения
.
44 Свод законов РФ, 1999,
N 27, ст. 3379.
45 Павловский И.А. Земельное право М.: МИЭМП, 2004. 70 с. 2 Боголюбов С.А. Земельное право – М. 2000
Информация о работе Развитие рыночных отношений в Кубанской области (XVIII-XX вв)