Развитие управленческой мысли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2011 в 11:45, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – рассмотреть развитие управленческой мысли в России, для чего необходимо решить следующие задачи:
o выяснить особенности зарождения и развития управленческой мысли в России;
o рассмотреть историю развития управленческой мысли в дореволюционной России, на рубеже ХХ века и в период перехода к рыночным отношениям;
o выявить тенденции развития управленческой мысли на современном этапе.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Особенности развития российской управленческой мысли 5
1.1. Особенности зарождения и развития управленческой мысли в России 5
Глава 2. Этапы развития управленческой мысли в России 10
2.1. Развитие управления в дореволюционной России 10
2.2. Развитие управления в России в ХХ веке 12
2.3. Развитие управленческой мысли в период перехода к рыночным отношениям 20
2.4. Развитие управленческой мысли на современном этапе 23
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Приложение 1 31
Приложение 2 32

Работа состоит из  1 файл

развитие управлен. мысли.doc

— 221.00 Кб (Скачать документ)

      Керженцев был убежден, что процесс научной  организации труда и управления невозможен без поддержки широких масс трудящихся которые должны быть не только точными директив полученных сверху, но и проявлять широкую инициативу , придающую организации дополнительные жизненные силы.

      В то же время Керженцев не умалял роли и профессиональных руководителей, считая её в значительной мере определяющей, поскольку в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив, а следовательно, на общие результаты деятельности организации.

      Другой  сторонник социального подхода  к управлению Н.А.Витке в своей  социально - трудовой концепции управления производством четко разграничил управление вещами и людьми и сконцентрировался на последнем.

      По  мнению Витке, управление представляет собой единый целостный процесс, чьи элементы соединяются с помощью административной функции, учение о которой стало краеугольным камнем его концепции. Чем выше уровень управления, тем больше в нем доля административных элементов по сравнению с техническим, тем более важную роль играет административная функция.

      Существо  административной работы в соответствии с концепцией Витке состояло в создании благоприятной социально-психологической атмосферы в производственных коллективах — "духа улья", чего ни идеальная организация технологического процесса, ни регламентация служебных функций, ни своевременное их регулирование обеспечить не могли.

      Витке сформулировал также совокупность требований к руководителям —  носителям административной функции. Среди них: умение правильно подбирать  персонал управленцев, четко распределять обязанности, намечать цели, координировать работу, осуществлять контроль, но при этом «не мнить себя техническим всезнайкой и не распылять себя на мелочи техники».

      Наконец, еще одной важной вехой в развитии социального подхода к управлению можно считать теорию административной емкости, выдвинутую в работах Ф.Р. Дунаевского (1887—1960). Под административной ёмкостью Дунаевский понимал способность управляющих руководить определенным количеством подчиненных в независимости от их личных качеств , что на современном, что на современном управленческом языке принято называть диапазоном контроля.

      Дунаевский  считал, что с развитием производства происходит разбухание промежуточного звена руководящих органов, связанное с необходимостью компенсировать превышение "административной ёмкости'' центра. В связи с этим возникает огромная иерархия каждая ступень которой последовательно расширяет «административную емкость» вышестоящей, что в конечном итоге ведет к бюрократизации. Таким образом, он заметил проблему нарастания информационного барьера в управлении и сформулировал пути ее решения.

      По  мнению Дунаевского, трудности могут  быть преодолены или на основе тщательного  подбора и подготовки персонала, внедрения новых методов планирования и т.п., или расширения границ "административной емкости" с помощью техники, то есть передачи машинам всей вспомогательной, механической работы. 7

     В годы становления социалистического  народного хозяйства были разработаны  и другие теории управления. Среди них функционально экономическая концепция И.М. Бурдянского, организационно производственная Б.Я. Каценбогена, физиологического оптимума О.Я. Ерманского, психотехнический подход И.Н. Шпильрейна, К.К. Кекчеева и многие другие. Интенсивный поиск оптимальных методов управления социалистическим (в терминах того времени) народным хозяйством, искусства воздействия на коллектив и личность продолжался все годы советской власти вплоть до пресловутого периода застоя. В итоге была сформулирована и метко отлажена советская теория и практика управления, отвечающая требованиям административно-командной системы. Наука и искусство управления того времени имели немало достижений, и некоторые из них, особенно в области искусства управления, интересны и сейчас.

      Управление  продолжало осуществляться сверху вниз фактически до начала 90-х гг., т.е. до признания многообразия форм собственности.

      В 70–80-е гг. развитие экономики страны тормозили затратные методы хозяйствования, когда поставленных целей добивались любой ценой, не считая затрат. Темпы  экономического роста в 80-е гг. в  среднем снизились по сравнению  с 60-ми гг. в два раза, а по сравнению с довоенными годами и двумя послевоенными пятилетками – в три раза. 8

      2.3. Развитие управленческой мысли в период перехода к рыночным отношениям

 

      В связи с произошедшими серьезными изменениями  в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.

      Специальная комиссии, возглавляемая академиком А.Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

  1. внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;
  2. быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;
  3. создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

      Другая  комиссия под руководством академика  С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как «шоковая терапия».

      По  итогам дискуссии был принят компромиссный  вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. Начался процесс формирования рыночных отношений в России.

      К основным мероприятиям, направленным на создание рыночного механизма управления, следует отнести:

    • разгосударствление экономики;
    • создание рыночных отношений на основе сочетания различных форм собственности;
    • создание нормативной базы, необходимой для становления и развития рыночных отношений в стране;
    • образование новых рыночных структур управления.

      Был создан Государственный комитет  РСФСР по управлению государственным имуществом. Некоторые министерства преобразованы в корпорации или холдинги, созданы коммерческие банки, биржи, фирмы и акционерные общества.

      Процесс приватизации разделился на два этапа:

      - I этап - чековая (ваучерная) приватизация (1991 г- 30 июня 1994 г.);

      - II этап - денежная приватизация (с  1 июля 1994 г. по настоящее время).

      Формально предприятия перестали быть государственными. Но зачастую новая форма прикрывала старое содержание. По-прежнему деятельность вновь образованных акционерных обществ и ассоциаций фермерских хозяйств сковывалась бюрократическими указаниями и директивами.

      Приватизация, в ходе которой государственная  собственность была разделена между множеством владельцев, явилась необходимым первым этапом и условием перехода к рыночной экономике. Для многих государственных предприятий первым шагом к приватизации явилось преобразование их в акционерные общества.

      Для развития системы управления на основе рыночных отношений в стране сделано много. Создана законодательная база, ее основы. Принят Гражданский кодекс РФ. 9

      Демократизация  общественной жизни в нашей стране позволила специалистам, ученым, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента, а ориентация российской экономики на рыночные отношения сделала просто необходимыми изучение и использование опыта передовых фирм. В связи с этим отношение к менеджменту в России с начала 90-х годов значительно изменилось, что выразилось в следующем:

      - была организована подготовка  во многих высших и средних  специальных учебных заведениях  специалистов по менеджменту для разных отраслей и видов деятельности;

      - активизировались научные исследования  проблем менеджмента;

      - начали издаваться периодические  научные и научно- практические  издания по данным проблемам;

      - стали регулярно проводиться  научно-практические конференции по вопросам менеджмента;

      - начался активный перевод и  издание работ зарубежных авторов,  а также издание трудов отечественных  ученых по менеджменту и т.д.

      Несмотря  на принимавшиеся в экономике  меры, предотвратить спад производства, кризисные явления не удалость, так как было принято много ошибочных решений. Важнейшее из них - невмешательство правительства в экономику и экспортно-импортные операции.

      В целом перестроечный период характеризовался следующим:

    • игнорированием сложившегося хозяйственного механизма, в том числе системы управления, по существу, их разрушением, а не реформированием;
    • формальным подходом к использованию зарубежных моделей управления;
    • отсутствием целей, стратегии и тактики государственного управления и государственной национальной политики;
    • капитализацией экономики по американскому образцу;
    • заменой государственного управления экономикой государственным регулированием, цели и методы которого до сих пор остаются дискуссионными;
    • приоритетом ведомственных и местнических интересов над народнохозяйственными;
    • отказом от оценки принимаемых решений с позиций народнохозяйственной эффективности. 10

      2.4. Развитие управленческой мысли на современном этапе

      Сегодня России, как никогда, нужны системы  управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Это означает способность компании решать, казалось бы, взаимоисключающие задачи: одновременно повышать качество и производительность, быть лидером в области удовлетворения нужд и запросов потребителей (по ассортименту и новизне предлагаемой продукции, уровню обслуживания и т.п.) и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного снижения издержек.

      С производительностью и качеством в России положение обстоит не лучше (если не хуже), чем в бывшем СССР. По большинству товарных позиций качество продукции российских предприятий в 1997 г. снизилось по сравнению с 1990 г., а уровень производительности труда в российской промышленности составляет не более 10% уровня производительности труда в американской промышленности (в СССР он был 25%). Нашим менеджерам предстоит решить, способны они сделать управление главным фактором конкурентоспособности, а значит, и долгосрочного преуспевания в бизнесе, или должны заниматься лишь поиском способа выживания на рынке. 11

      С точки зрения некоторых экспертов, в России можно выделить три основные модели управления:

    • менеджмент здравого смысла, характерный для компаний, которыми владеют "новые русские";
    • менеджмент, исповедуемый оперирующими в РФ западными фирмами;
    • советскую модель, характерную для большинства бывших государственных предприятий.

      По  мнению таких экспертов, из этих трех ингредиентов и предстоит сделать  некий прагматический деидеологизированный "сплав" под названием "российский менеджмент образца 2000 года". Именно эти модели берутся в качестве отправной точки развития сферы управления в России".

      Первая  модель — менеджмент здравого смысла, характерный для руководства  фирм, выросших из коммерческих структур (кооперативов, оптово-розничных трейдерских фирм). На поверку она оказывается не чем иным, как менеджментом малого и среднего бизнеса: с его простыми хозяйственными и финансовыми операциями, когда вся инновационная активность сводится в лучшем случае к отработке оффшорных или иных юридически чистых способов ухода от чрезмерных налогов; с небольшими активами (особенно основными фондами); со слабоспециализированными функциями управления (что, действительно, зачастую не нужно в малом бизнесе, когда один руководитель может совмещать многие функции); с большой долей неформального документооборота; с быстрым принятием решений и высокой гибкостью хозяйственной политики, когда маркетинг чаще всего сводился к поиску единственного удачного хода (будь то правильный выбор ниши рынка или способа продвижения продукта).

Информация о работе Развитие управленческой мысли в России