Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 14:13, реферат
Так исторически сложилось, что Россия отстала в своем экономическом развитии от «рыночных» стран мира, и теперь должна пройти этап переустройства (или трансформации) общества, осуществляя творческий синтез зарубежного опыта с учетом своей уникальности и самобытности. Как известно, экономические законы, в отличие от законов природы, опосредованы «живыми людьми», в желаниях и выборах которых наличествуют ожидания, нормы, установки, традиции, моральные и нравственные ценности.
Введение……………………………………………………………………………….2
1. Культура труда и управления А. Гастева…………………………………………3
2. Конструктивизм Н. Витке…………………………………………………….…..10
3. Методология Ф. Дунаевского………………………………………………….....14
Заключение………………………………………………………………………...…18
Список использованной литературы…………………………………………….…19
Содержание:
Введение…………………………………………………………
1. Культура труда
и управления А. Гастева…………………
2. Конструктивизм
Н. Витке…………………………………………………….…
3. Методология
Ф. Дунаевского…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………….…
Введение
Так
исторически сложилось, что Россия
отстала в своем экономическом
развитии от «рыночных» стран мира,
и теперь должна пройти этап переустройства
(или трансформации) общества, осуществляя
творческий синтез зарубежного опыта
с учетом своей уникальности и самобытности.
Как известно, экономические законы, в
отличие от законов природы, опосредованы
«живыми людьми», в желаниях и выборах
которых наличествуют ожидания, нормы,
установки, традиции, моральные и нравственные
ценности. Наши неудачи в проведении экономических
реформ связаны с неопределенностью стратегии
кардинального переустройства общества
(включая политическую, социальную и нравственную
среду), а также со слепым копированием
чужого и чуждого нам опыта. Мы не учли,
что Россия имеет свою тысячелетнюю историю
предпринимательства и что «…русская
народная этика и эстетика, имеющие еще
дохристианские корни, создавали в жизни
и ведении бизнеса атмосферу почитания
идеалов добра, справедливости и правды»,
— об этом нам напоминает немецкий предприниматель.
Чтобы не допускать грубых ошибок в дальнейшем,
нам необходимо критически переосмыслить
опыт внутрифирменного и отраслевого
управления в мире, но главное — научиться
находить наилучшие (оптимальные) решения
в условиях недостаточной стабильности
и неопределенности социально-экономической
жизни, характерной для сегодняшней России.
1. Культура труда и управления
А. Гастева
Основная заслуга Гастева заключается в разработке теоретических и экспериментальных идей новой науки — социальной инженерии, соединявшей в себе методы естественных наук, социологии, психологии и педагогики. Под его руководством на десятках предприятий внедрялись инновационные методы организации труда и производства, по методикам подготовлено более 500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи консультантов по управлению и НОТ. Свои основные идеи и взгляды Гастев изложил в самом концентрированном виде в знаменитых 16 пунктах правил и наставлений о том, как надо правильно и культурно работать.
20-е
годы представляют собой,
Несомненно,
лидером отечественной науки
управления и НОТ в 20-е годы был
А.К. Гастев. Основная заслуга Гастева
заключается в разработке теоретических
и экспериментальных идей новой науки
— социальной инженерии («социального
инженеризма»), соединявшей в себе методы
естественных наук, социологии, психологии
и педагогики. Под его руководством на
десятках предприятий внедрялись инновационные
методы организации труда и производства,
по методикам ЦИТа подготовлено более
500 тыс. квалифицированных рабочих, тысячи
консультантов по управлению и НОТ. Значителен
его вклад в разработку идей кибернетики
и общей теории систем. Разработки Гастева
получили мировое признание, они изучаются
в США, Англии, Франции и других странах.
Концепция
культурных установок
Промышленное возрождение России, по мнению Гастева, неотделимо от культурного переворота. Концепция трудового воспитания и культурных установок предполагает уничтожение «стихийной распущенности» человека, которое начинается у Гастева с физической и бытовой культуры — рационального режима дня, правильного питания, отдыха и движения, затем закрепляется в социально-психологической культуре поведения, искусстве владения собой и своими эмоциями, взаимоотношениях, а результируется в подъеме общей культуры производства. Трудовая культура начинается с постепенного привыкания к единому, выдержанному в течение всего дня темпу. Трудовая выдержка лучше всего складывается при работе операционной и труднее — при монтажной, неповторяющейся или обладающей рваным ритмом.
На
тяжелой, неритмичной работе, считает
Гастев, больше приобретается болезней
и вредных привычек. С одной
стороны, русскому рабочему больше всего
не хватает элементарной исполнительской
культуры: умения подчиняться, точно соблюдать
свои служебные обязанности независимо
от того, приятно ему или нет. Искусство
коллективной работы, по Гастеву, основывается
на умении приспосабливать личные цели
к общим задачам, на способности точно
и своевременно выполнять распоряжения.
Первым актом «организационного тренажа»
является обучение не руководить другими,
а подчиняться самому. На этом принципе
и строится у Гастева новая наука — «педагогика
тренировки». Ее методы и законы базируются
на точном расчете, в котором учтены все
мелочи и детали, она имеет три стадии:
«общая гимнастика, имитация работы и,
наконец, настоящая работа». Если гимнастика
выступает в качестве «чистой техники
движения», то задача имитационного упражнения
— приучить человека к нагрузке. На завершающей
стадии обучающийся приступает к настоящим
трудовым операциям, которые должны быть
отрепетированы до автоматизма. Для руководителя
Гастев предлагал полугодовой испытательный
срок, в процессе которого за кандидатом
на выдвижение проводились бы тщательные
социально-психологические наблюдения
и на основании их составлялся «психологический
паспорт». Требуемая от руководителя деловая
инициатива будет встречена с большим
энтузиазмом, если прежде он покажет себя
как исполнительный и дисциплинированный
работник. Авторитет в коллективе, основанный
на высокой личной культуре труда и профессиональной
компетентности, представляет собой фундамент
искусства управления. Согласно логике
такого подхода, руководитель не приглашается
извне, а воспитывается в собственном
коллективе.
Трудовое обучение
Исходная
ступень трудового обучения руководителя
— исполнительская работа, простое
«послушание, ибо только здесь проверяется,
на что способен человек». Исполнительская
работа дается труднее распорядительской
и требует большего времени, усилий и воли.
В ней воспитывается скорость реакций,
быстрота движений, четкость и ритмичность
труда; перед будущим руководителем следует
ставить задачи « на быструю распланировку
стола, обставление комнаты, розыск телефонов,
нахождение адресов... ни одного поручения
без срока, ни одного задания без измерений».
Лишь после прохождения школы организационно-
Гастев был убежден, что труднее и дольше осваивается самое простое и элементарное, нежели самое сложное и непонятное. Поэтому он предлагал начинать с исполнительской деятельности и переходить к распорядительской, начинать с организации труда и переходить к осмыслению ее содержания. В этом случае не только руководители или рядовые работники, но и любой гражданин должен пройти в своей жизни через школу НОТ. Такой подход к воспитанию трудовой культуры (а оно, по Гастеву, должно начинаться не в 14 лет, а в 2 года) был созвучен эпохе. Вместе с тем, новую культуру невозможно создать лишь на послушании, превращающем человека в «винтик» производственного механизма. Гастев требует творческого подхода к самым обыденным вещам — молотку, клещам, карандашу. На производстве важна не сама машина, а установка на нее, т.е. нацеленность на постоянное, каждодневное конструирование, изобретательство. Для заражения рабочей массы «неустанным бесом изобретательства» необходимо разработать и внедрить эффективную систему методов привлечения работников к управлению. Именно они, а также ежедневное внимание со стороны администрации (обучение, помощь), создадут предпосылки к тому, что рабочий задумается над каждым своим движением и приемом, сможет разобраться в его «анатомии» и устройстве. Рабочий учится у станка, впитывая логику его движений, а не заучивает правила. Поэтому и трудовая культура — это не сумма усвоенных знаний, а активная «сноровка». Надо начинать с простого ухода и налаживания станка, с тренировки своих движений и лишь затем переходить к усвоению теоретических знаний и формул.
Трудовое обучение как способ воспитания нового человека у Гастева начинается с формирования основ двигательной и физической культуры, ловкости и экономии движений. Метод — бытовая и производственная гимнастика. Тренировка основных человеческих качеств, необходимых ему в трудовой деятельности, — наблюдательности, изворотливости, воли, упорства, дисциплинированности и организованности — проходит по трем линиям: режим, труд и организация. Двигательная культура человека должна отрабатываться до автоматизма: чем хуже отточено движение, тем больше в нем «элемента торможения». При хорошем владении телом человек не задумывается над техническими моментами своей работы, высвобождая время на творчество. Автоматизм низших форм движений является обязательной предпосылкой свободы для высших, духовных движений человека.
Одним
из конкретных инструментов воспитания
НОТ в быту являлась у Гастева
хроно-карта, т.е. своеобразный учетный
документ для записи бюджета времени.
Предлагались следующие этапы использования
времени: сон, пища, работа, отдых, самообслуживание.
Учет времени воспитывает бережливость,
дисциплинированность, способность планировать
свой рабочий день, повышает общую культуру
человека. Для науки его польза в том, что
он вскрывает «социальный скелет» труда
и повседневной деятельности людей.
Культура
труда
Культура
труда имеет также
Свои
основные идеи и взгляды на трудовое
воспитание Гастев изложил в самом
концентрированном виде в знаменитой
«Памятке-правилах», содержащей 16 пунктов
правил и наставлений о том, как
надо правильно и культурно
Памятка-правила
1. Прежде чем браться за работу, надо всю ее продумать так, чтобы в голове окончательно сложилась модель готовой работы и весь порядок трудовых приемов. Если все до конца продумать нельзя, то продумать главные вехи, а первые части работы продумать досконально.
2.
Не браться за работу, пока
не приготовлен весь рабочий
инструмент и все
3.
На рабочем месте (станок, верстак,
стол, пол, земля) не должно
быть ничего лишнего, чтобы
попусту не тыкаться и не
искать нужного среди
4. Весь инструмент и приспособления должны быть разложены в определенном, по возможности раз навсегда установленном порядке, чтобы можно было все это находить наобум.
5.
За работу никогда не надо
браться круто, сразу; не
6. По ходу работы надо иногда усиленно приналечь: или для того, чтобы осилить что-нибудь из ряда вон выходящее, или чтобы взять что-нибудь сообща, артельно. В таких случаях не надо сразу налегать, а сначала приладиться, надо все тело и ум настроить, надо, так сказать, зарядиться; дальше надо слегка испробовать, нащупать потребную силу и уже после этого приналечь.
7.
Работать надо как можно
8. Посадка тела при работе должна быть такая, чтобы и удобно было работать, и в то же время не тратились бы силы на совершенно ненужное держание тела на ногах. По возможности надо работать сидя. Если сидеть нельзя, ноги надо держать расставленными; чтобы выставленная вперед или в сторону нога не срывалась с места, надо устроить укрепу.
9.
Во время работы надо
10. Во время самой работы не надо есть, пить чай, пить в крайнем случае, только для утоления жажды; не надо и курить, лучше курить в рабочие интервалы, чем во время самой работы.
11.
Если работа нейдет, то не горячиться,
а лучше сделать перерыв,
12.
Во время самой работы, особенно
когда дело нейдет, надо работу
прервать, привести в порядок
рабочее место, уложить