Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:02, реферат
Концепция стратегического менеджмента предполагает процесс непрерывного управления изменениями в организации как ответную реакцию на изменение окружающей среды.
Организационные изменения – это, прежде всего, решения руководства фирмы о переменах в одной или нескольких взаимосвязанных подсистемах и элементах организации.
11
ТЕМА 6
РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ ______________________________
6.1 Управление стратегическими изменениями. Приведение организационного потенциала в соответствие с выбранной стратегией
Концепция стратегического менеджмента предполагает процесс непрерывного управления изменениями в организации как ответную реакцию на изменение окружающей среды.
Организационные изменения – это, прежде всего, решения руководства фирмы о переменах в одной или нескольких взаимосвязанных подсистемах и элементах организации.
Эти перемены могут носить масштабный характер, например связанный с изменением стратегических целей и, соответственно организационной структуры, выпуском новой продукции, коренным изменениям технологии и т.п. Радикальные изменения целей влияют на внутренние ситуационные факторы организации, а необходимость менять цели устанавливается с помощью системы стратегического контроля.
Большинство фирм не нуждается в радикальных изменениях существующих стратегий; сам факт их существования говорит о том, что проводится правильная политика. Но есть большая разница между простым существованием и успешной деятельностью фирмы, и нет гарантии ее присутствия на рынке, допустим, через пять лет.
Не менее важно проведение очень нужных «мелких изменений» в методах работы, процедурах и операциях, кадровых вопросах и т.п. Такие изменения могут не иметь большого значения для фирмы в целом, но они чрезвычайно важны для конкретных людей, которых они непосредственно касаются. Поскольку «менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей»[1], то необходимо учитывать их потенциальную реакцию на изменения.
Целью организационных изменений является решение проблемы разрыва между стратегией и возможностями фирмы. Это предполагает приведение внутренних элементов организационной системы и потенциала фирмы в соответствие с изменчивостью окружающей среды.
В ходе стратегических изменений в организации можно выделить изменение трех важных компонентов:
• изменение самой стратегии, что может быть связано с выбором интеграционных направлений развития организации путем слияния или поглощения, различных вариантов диверсификации, а также переориентацией деловых стратегий на создание новых конкурентных преимуществ;
• изменение компетентности организации, что подразумевает изменения организационного характера, включая структуру, ресурсы и навыки, управленческий потенциал системы;
• изменение поведения персонала, включая распределение власти, отношения к переменам, нормы группового поведения, систему ценностей.
Методы проведения изменений. Проблемы управления в условиях изменений могут быть решены разнообразными методами, которые можно сгруппировать в три широкие категории: «жесткие», «мягкие» и «компромиссные».
«Жесткие» методы проведения изменений предусматривают применение силы для преодоления сопротивления. В том числе принуждение отдельных сотрудников к работе по новым правилам, их замена и увольнение («нет работника — нет сопротивления»). С целью получения согласия на перемены в рамках жестких методов практикуется применение угроз лишения определенных льгот, продвижения по службе, повышения квалификации, повышения заработной платы или назначения на новую должность.
«Мягкие» методы предполагают убеждение сотрудников в необходимости перемен и разнообразные варианты их вовлечения в процесс изменений, когда есть необходимый запас времени для проведения перемен. Проведение изменений на основе убеждения и привлечения ориентировано на побуждение персонала к активному сотрудничеству в новых условиях.
«Компромиссные» методы могут рассматриваться как промежуточный подход, ориентированный на решение организационных и межличностных конфликтов, вызванных процессом перемен. К таким методам относятся:
• заключение сделок, когда для обеспечения одобрения перемен «покупается» согласие сопротивляющихся с помощью материальных стимулов;
• создание гарантий не ухудшения положения сотрудников, а также обязательство не производить увольнения;
• снижение радикальности перемен посредством последовательных мер; предполагается проведение незначительных постепенных изменений в течение длительного периода;
• перемещения в руководстве фирмы;
• предложение карьерного роста руководителю, если он признает необходимость перемен;
• предоставление лицу, которое может или оказывает сопротивление переменам, ведущей роли в принятии решений о введении новшеств и в их осуществлении или введение этого работника в состав комиссии по разработке и реализации изменений.
Каждый из рассматриваемых методов имеет свои достоинства и недостатки, а целесообразность выбора «кнутом» или «пряником» связана с определенными обстоятельствами.
Существенные организационные изменения обычно встречают сопротивление со стороны организации. Сопротивление переменам — не случайность, а проблема, возникающая всякий раз, когда организационное изменение влечет за собой разрыв в сложившемся поведении, критериях и структуре управления. Под сопротивлением в системе менеджмента организации понимается многогранное явление, вызывающее:
• непредвиденные отсрочки выполнения конкретных работ;
• дополнительные расходы, не предусмотренные планированием деятельности;
• нестабильность процесса стратегических изменений;
• саботирование изменения внутри самой организации.
Выделяют, прежде всего, два вида сопротивлений - поведенческое и организационное.
Поведенческое сопротивление — это сопротивление групп и отдельных лиц.
Причины поведенческих сопротивлений:
• ощущение опасности потерять работу, положение, власть, неформальные связи, доступ к информации;
• ожидание резкого увеличения объема работ и ответственности или уменьшения вознаграждения за труд;
• недостаток доверия и уважения к тем, кто осуществляет изменения;
• низкий уровень готовности к изменениям: некоторые индивиды в соответствии со своими психологическими особенностями негативно относятся к любым изменениям;
• различные оценки необходимости и последствий изменений: у каждого работника может быть своя точка зрения на целесообразность изменений, отличающаяся от декларируемой организаторами перемен, это может быть связано и с непризнанием проблем.
Другой вид — это организационное сопротивление, имеющее системный характер. Здесь первопричиной является иррациональное поведение организации, в основном происходящее из-за некомпетентности самой организации в проведении изменений.
Шифрин предлагает рассматривать проблему организационных изменений, используя системную модель McKinsey «7S».[2] Основная идея модели заключается в том, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных внутренних элементов (стратегия, навыки и ресурсы, культура, системы, персонал, стиль), изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных.
Рис.6.1 Модель «7S».
Такой подход определяет последовательность внутренних изменений в организации после выбора определений стратегии и позволяет осмыслить внутренние элементы организации, оказывающие влияние на ее будущее и на успех реализации выбранной стратегии. В частности, помогает ответить на вопросы:
какие требуются опыт и ресурсы;
какие необходимы структура и система организации;
какие кадры и какой стиль руководства могут обеспечить эффективность реализации стратегии;
какая организационная культура в большой степени соответствует выбранной стратегии?
Структурные преобразования являются реальной необходимостью, когда происходят изменения в целях и стратегии. Они представляют собой одну из самых распространенных и видимых форм изменений в организации. Неразумно пытаться реализовать новую стратегию в рамках старой организационной структуры. Структурные изменения включают:
Выделение стратегически значимых видов деятельности. Каждая стратегия базируется на конкретном наборе ключевых факторов успеха в видах деятельности. Определение стратегически значимых видов и сфер деятельности позволяет сконцентрироваться на основных звеньях в цепочке ценностей, которые создают конкурентные преимущества и, далее, сформировать основные блоки организационной структуры. Это позволяет усилить роль стратегически значимых подразделений фирмы в организационной структуре. Например, доминирующую роль в стратегии лидерства по издержкам играет производство, стратегия дифференциации предлагает, прежде всего, способность предвидеть эволюцию рынка, что возможно на основе эффективного маркетинга, а в инновационной стратегии центральное место занимает функция НИОКР.
В организационную структуру также должны быть включены поддерживающие и вспомогательные виды деятельности, без которых в большинстве случаев не могут быть полностью обеспечены потребности организации.
Формирование новой внутрифирменной системы коммуникаций и межфункциональной координации. Для увеличения потенциальной эффективности соотношения «новая стратегия – новая структура» должна быть пересмотрена формальная система связей и отчетности, также необходимо ввести в организационную структуру управления механизм координации и интеграции всех подразделений.
Специальными координационными механизмами могут выступать штаб – квартиры компаний, проектные группы, а также группы по выполнению межфункциональных заданий и независимые рабочие группы для совершенствования деятельности в стратегически важных областях.
Пересмотр объема полномочий, делегируемых различным элементам организационной структуры. Данный аспект приведения организационной структуры в соответствии со стратегией связан с пересмотром степени централизации всей иерархической организации в целом и ее отдельных подразделений, которая должна обеспечить эффективность реализации новой стратегии.
Организации, в которых высшее руководство оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важных решений, считаются централизованными, а децентрализованные структуры – это те, где полномочия и право принятия решений переданы на нижние уровни управления.
Несмотря на очевидные преимущества, децентрализация не является рецептом на все случаи, т.е. «панацеей от всех бед». В определенных ситуациях целесообразна централизация структуры. Классический пример, когда фирма General Motors с целью улучшения контроля издержек, ужесточения контроля качества, перехода на выпуск более разнообразных моделей реорганизовала свою структуру, сделав ее более централизованной в части производственной и технической политики, оставив маркетинговые функции децентрализованными. Согласно новой структуре, разработка новых моделей была сосредоточена в двух отделениях: больших автомобилей и малолитражек, а не в пяти, как до реструктуризации. Решения и ответственность за сбыт своих автомобилей в новой структуре, как и прежде, остались за пятью отделениями[3].
6.2 Стратегические характеристики типовых организационных структур.
По характеру взаимодействия с внешней средой выделяют бюрократическую и адаптивную организационные структуры (рис. 6.2)[4], представляющие собой две крайние точки данного измерения. Реальные структуры организаций лежат между ними, обладая признаками как бюрократических, так и адаптивных структур в разных соотношениях.
Множество
Количество
Целей
Одна
Внутрь Направленность цели Вне
Рис. 6.2 Типы организационных структур
Выбор той или иной организационной формы является отражением происходящих изменений во внешней среде, и в не меньшей степени связан с количеством и направленностью целей.
Центральной задачей приведения организационной структуры в соответствие со стратегией является использование стратегически значимых видов деятельности в качестве основных блоков при проектировании новой организационной формы управления.
По сути, это процесс департаментализации, т.е. деления организации на отдельные структурные компоненты – блоки, которые могут называться департаментами, отделами, службами, отделениями и т.п. Эти структурные блоки выделяются с учетом таких факторов, как рабочие функции, конечный продукт, территориальное расположение, потребители, производственный процесс, а также вид конкурентного преимущества. Соответственно, в зависимости от признаков и критериев разделения организации на блоки принято различать функциональную, территориальную, производственную, продуктовую, проектную, смешанную департаментализацию.