Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 21:03, доклад
Контроль — это управленческая деятельность, задачей которой являются количественная и качественная оценка и учет результа¬тов работы организации. Под контролем понимают систему регулярной проверки со¬стояния и результатов функционирования организации, ее отдель¬ных элементов, внешнего окружения.
1. Сущность и значение управленческого контроля.
2. Виды управленческого контроля
3. Этапы процесса контроля
По определению Американского центра производительности и качества, бенчмаркинг — это процесс, включающий установление компанией ключевых сфер совершенствования работы своей фирмы, идентификацию и изучение лучшей практики других компаний в этих сферах и внедрение новых процессов и систем, обеспечивающих рост их производительности и качества.
Тотальный контроль качества или тотальный менеджмент качества (TQM) характеризуется тем, что он охватывает все этапы процесса организационного контроля и связывает контроль с другими управленческими функциями. Главная цель данного метода — это массивная и скоординированная атака на все процессы организации для достижения высшего качества и непрерывного поддержания его на высочайшем уровне.
«TQM — подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества».
Основными
составляющими TQM являются: политика в
области качества, планирование качества,
улучшение качества, обеспечение качества
и тотальный контроль качества. В основу
универсальных подходов к менеджменту
качества положено новое, расширенное
понятие продукта, включающего наряду
с готовой продукцией также интеллектуальный
продукт, продукт переработки и услуги.
Это нашло отражение в универсальных стандартах
для предприятий различных отраслей, форм
и специализаций, применимых в различных
странах.
3.
Этапы процесса
контроля
Являясь
составной частью процесса управления,
контроль обладает всеми процессными
характеристиками и может быть представлен
в виде составляющих его этапов (рис. 1).
Установление стандартов, норм, плановых заданий | —► | Измерение показателей деятельности | —► | Сравнение стандартов, норм, планов с показателями | —► | Оценка результатов и корректировка действий или стандартов |
Рис.
1.. Этапы процесса контроля
На первом этапе устанавливаются параметры организации, по сравнению с которыми будут оцениваться ее деятельность и направления дальнейшего движения. В специальной литературе они рассматриваются как стандарты, нормы и планы или, обобщенно, как конкретные цели, динамика которых поддается измерению. Их выбору и определению придается большое значение, и это не случайно, так как их величина — это важная точка отсчета для каждой организации.
Устанавливая стандарты, нормы и плановые задания, каждая организация исходит прежде всего из представления о своем предназначении, из четко сформулированных видения и миссии, а также целей функционирования и развития. Видение, миссия и цели предопределяют те «вершины», которые надо взять, показывают, на что надо ориентироваться, для чего привлекать и как использовать ресурсы. Из этого можно сделать вывод о том, что стандарты могут и должны пересматриваться, и прежде всего потому, что в их основе лежат планы, которые представляют собой прогнозы.
Чтобы выполнять контрольную функцию, стандарты должны быть конкретными, в противном случае сравнение с ними достигнутых результатов невозможно. Если руководство организацией, например, считает своей главной задачей в предстоящем периоде улучшение качества обслуживания своих клиентов, то стандарт должен быть выражен в конкретных измерителях, позволяющих отследить выполнение этого задания. Например, для пассажирской службы аэропорта оно может быть сформулировано так: «В течение планового периода сократить время ожидания багажа прибывшими пассажирами с 20 до 12 мин». Эти 12 мин и составят один из стандартов в работе аэропорта, для его достижения будут предприняты необходимые меры и выделены ресурсы. Таким образом, стандартом устанавливается результат, который должен быть получен в течение определенного периода времени.
В
то же время в жизни любой
Субъективный характер подобных целевых установок усложняет процесс сравнения, контроля и требует большого искусства от менеджера в выявлении истинных причин обнаруженных отклонений. Но даже при всех недостатках косвенных измерителей они необходимы, так как позволяют отслеживать процессы и своевременно корректировать отклонения. А это лучше, чем принятие решений тогда, когда проявились все отрицательные последствия неуправляемых изменений.
Большое значение имеет решение вопроса о том, кто должен устанавливать стандарты. Оптимальным считается вариант, при котором в этом процессе принимают участие работники организации, непосредственно влияющие на соответствующие параметры. Во-первых, потому, что сам факт их участия приводит к повышению заинтересованности в достижении установленных параметров, а во-вторых, при таком подходе происходит интенсивный обмен знаниями и опытом между менеджерами разных уровней, что повышает качество стандартов и плановых установок.
Чтобы реально воздействовать на поведение людей, стандарты должны быть напряженными, но достижимыми. Как правило, такие стандарты мотивируют людей, нереальные же (слишком завышенные или, наоборот, заниженные и легко достижимые) расхолаживают, вызывают неприязнь и отрицательно сказываются на результатах.
На втором этапе процесса контроля осуществляется измерение достигнутых показателей работы организации. Основное условие качественного выполнения этого элемента процесса — выбор таких показателей, которые реально отражают движение организации по пути достижения поставленных перед ней целей. Это означает, во-первых, что измерение должно быть выборочным и, во-вторых, что оно должно соответствовать составу стандартов, норм и плановых заданий.
На третьем этапе осуществляется сравнение фактически достигнутых данных с запланированными, что дает возможность установить наличие отклонений в ту или иную сторону, выявить факторы и условия и перейти к следующему, последнему этапу контроля. Важно отметить, что это сравнение не является задачей только тех работников, которые специализируются на выполнении контрольной функции, работая в соответствующих звеньях структуры управления. Контроль, по существу, является неотъемлемой частью труда всех работающих — от рабочих До высших менеджеров. Сравнение каждым работником того, что сделано, с тем, что задано, увеличивает возможности организации для достижения результата в любом процессе.
На четвертом этапе производится окончательная оценка полученных результатов и предпринимаются действия по корректировке. По параметрам, оцениваемым в процессе контроля, могут быть получены результаты трех видов:
- положительные, когда фактические параметры лучше запланированных. В этом случае корректировочные действия направляются на усиление мер, приведших к такому результату, например увеличиваются размеры поощрения труда и инвестиции, расширяются производственные мощности и т.д.;
-
отрицательные, когда фактические данные
оказались хуже запланированных. Выявленные
в процессе анализа факторы, позволяют
определить направление мер по исправлению
положения,
например по усилению руководства, повышению
уровня квалификации работников, а иногда
и по пересмотру самих стандартов;
-
нейтральные, когда организация функционирует
в соответствии с планом и никаких корректировочных
действий не требуется. Последнее, однако,
не означает прекращения процедуры
оценки, так как баланс между стандартами
и фактическими показателями может быть
нарушен в любой момент времени.
Информация о работе Регулирование и контроль в системе управления организацией