Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 14:30, контрольная работа
Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу, в которой побеждают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно используют все виды имеющихся ресурсов. Рынок ставит хозяйствующие субъекты в экономические рамки, которые обусловливают проведение ими сбалансированной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния: его платежеспособности и финансовой устойчивости. Такая политика предполагает введение мер по постоянному контролю за основными процессами, проходящими в организации, а также его хозяйственными активами, персоналом, техническим оснащением предприятия, т.е. комплексной качественной системе методов управления предприятием.
Введение
В условиях рынка хозяйствующие субъекты, к которым относятся предприятия, фирмы, организации, выступают основным звеном экономики, поскольку именно на предприятии создаются необходимые обществу продукция и услуги, используются производственные ресурсы, применяются прогрессивная техника и технология.
Формирование рыночных отношений предполагает конкурентную борьбу, в которой побеждают те хозяйствующие субъекты, которые эффективно используют все виды имеющихся ресурсов. Рынок ставит хозяйствующие субъекты в экономические рамки, которые обусловливают проведение ими сбалансированной политики по поддержанию и укреплению финансового состояния: его платежеспособности и финансовой устойчивости. Такая политика предполагает введение мер по постоянному контролю за основными процессами, проходящими в организации, а также его хозяйственными активами, персоналом, техническим оснащением предприятия, т.е. комплексной качественной системе методов управления предприятием.
Внимания управления ставятся процессы адаптации и самоорганизации предприятия в изменяющейся внешней среде. При этом меняется характер самого процесса управления.
В этих условиях развитие
и совершенствование
1. Сущность и понятие системы управления
Организация представляет собой «совокупность» людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда и распределения обязанностей. Это могут быть государственные учреждения, общественные объединения, научно-производственные объединения, частные предприятия.
Любая организация представляет собой социально-экономическую специализированную систему различных видов деятельности. В свою очередь деятельность как элемент организации представляет собой сложное системное образование, включающее в свой состав субъект, предмет, средства, условия, результат деятельности, процесс деятельности как последовательную смену структурированных состояний всех элементов деятельности. Поэтому для того чтобы организовать и осуществить совместную деятельность, необходимо ее предварительно мысленно представить и описать (зафиксировать) в абстрактной форме каких-либо знаковых систем, то есть деятельность может быть реализована как разумная и сознательная только в том случае, когда она формально предварительно описана.Формализованное описание производственной деятельности составляет содержательную сущность управления, то есть управленческой деятельности. Однако вследствие объективного изменения мира, в том числе искусственных (материалов, техники, условий деятельности) и естественных (работников) элементов организационных производственных процессов, предварительные описания неадекватно отражают актуальное состояние элементов организации, то есть формализованные описания будущих процессов всегда имеют ориентировочный, вероятностный, приблизительный характер. Поэтому для реализации предварительных описаний производственных процессов необходимо мониторинговое их сопровождение, то есть контроль, учет актуальных состояний этих процессов, сопоставление их с намеченными, анализ отклонений проектных и фактических состояний этих процессов и соответствующая корректировка предварительных проектных решений с целью достижения необходимых намеченных результатов деятельности.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей в продукции либо услугах и поэтому имеют самое различное назначение, размеры, строение и другие параметры.
Такое разнообразие имеет большое значение при рассмотрении организации как объекта управления. Множество целей и задач, стоящих перед организациями разного класса сложности и разной отраслевой принадлежности приводит к тому, что для управления ими требуются
специальные знания и искусство, методы и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников всех структурных подразделений.
Любая организация, вне зависимости от ее конкретного назначения, может быть описана с помощью ряда параметров, среди которых главными являются: цели организации, ее организационная структура, внешняя и внутренняя среда, совокупность ресурсов, нормативная и правовая основа, специфика процесса функционирования, система социальных и экономических отношений и, наконец, организационная культура.
Говоря об управлении организацией, в частности предприятием, мы употребляем термин система. Например, производственная система, система материально-технического снабжения, система сбыта, различные обеспечивающие и обслуживающие системы. Каждая организация имеет конкретную систему управления, которая также является объектом исследования.
Говоря об управлении организацией, в частности предприятием, мы употребляем термин система. Например, производственная система, система материально-технического снабжения, система сбыта, различные обеспечивающие и обслуживающие системы. Система управления - систематизированный (строго определенный) набор средств сбора сведений о подконтрольном объекте и средств воздействия на его поведение с целью достижения определённых целей. Объектом системы управления могут быть как технические объекты, так и люди. Объект системы управления может состоять из других объектов, которые могут иметь постоянную структуру взаимосвязей.
В процессе функционирования систем управления осуществляется управленческая деятельность. Цели управления выступают в качестве системообразующего элемента. Исходя из методологии, это означает, в целом, что целям должна соответствовать вся система управления и каждый элемент в отдельности. Кроме этого, любой элемент системы также должен соответствовать каждому из остальных. Система управления формируется людьми – субъектами управления для реализации поставленных целей, однако имеет объективный характер, поскольку базируется на законах и принципах.
Система управления организации - одно из ключевых понятий теории организации, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий во исполнение определённых целей, представляет собой совокупность взаимосвязанных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели. В рамках этой системы протекает весь управленческий процесс, в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Система управления организации построена для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно.
Содержание управленческой деятельности предполагает следующий состав системы управления:
Су = Цу + Пу + Фу + Му + ОСу +
Цу - цели управления объектом;
Пу - принципы управления;
Фу - функции управления;
Му - методы управления (способ осуществления
функций управления);
ОСу - организационная структура управления;
Пу - персонал управления (аппарат управления);
Ту - техника управления;
Т*у - технология управления;
Иу - информация, используемая при выполнении
управленческих работ.
Содержание и набор действий и функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от типа организации (деловая, административная, общественная, образовательная, военная и т.д.), от размеров организации, от сферы ее деятельности (производство товаров, оказание услуг), от уровня в управленческой иерархии (высшее руководство, управление среднего уровня, нижний уровень управления), от функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и от многих других факторов.
Система управления обладает рядом характерных особенностей, независимо от их природы и назначения:
1. Решающую роль в сохранении
целостности системы
2. Системы способны переходить в различные состояния в соответствии с управляющим воздействиями. При этом переход не может осуществляться мгновенно, а требует некоторого времени.
3. Существует некоторое
4. Для системы управления
5. Системы являются открытыми, т.е. воздействие среды на них и их на внешнюю среду может иметь самые различные природу и последствия;
6. Процесс функционирования
2. Классификация систем управления
С переходом России к рыночной экономике и признанием разных форм собственности значительно возрос интерес к существующим и перспективным системам управления предприятиями и их системам классификации.
Указанный интерес обусловлен тем, что эффективное управление предприятием и его подразделениями невозможно без глубокого знания классификации систем управления и обоснованного выбора совокупности форм, с помощью которых на практике реализуются процесс управления. Сложность и разнообразие самой управленческой деятельности на предприятии порождают множество признаков, которые могут служить характеристикой управления и в тоже время использоваться как основание для классификации систем управления.
В любой практической и научной деятельности классификация является одной из фундаментальных составляющих, без которой невозможны построение и проверка знаний. Выделяют следующий ряд классификационных признаков, по которым различаются системы.
1. По классификационному признаку, как реакция на внешнюю среду выделим две системы управления: системы управления предпринимательского и бюрократического типов.
При управлении предпринимательского типа прогнозируемая степень изменений, нарушений в деятельности фирмы и перераспределение, иерархических позиций между крупнейшими акционерами фирмы делают неизбежным переформулирование целей, к которым стремится фирма. В этом случае обычно меняют прежние приоритеты целей, связанных с получением прибылей и развитием, добавляют социальные цели, а также придают больше гибкости всей системе целей. При бюрократической системе управления предприятие стремится к определенности и ориентируется на внутренние факторы, которые связаны с достижением целей, а сама внутренняя жизнь предприятия протекает по строго определенной системе правил.[1]
2. По классификационному признаку, как направление управленческих усилий рассмотрим целевую и функциональную системы управления. Одним из наиболее интересных новшеств, появившихся в последнее десятилетие в сфере управления, было введение программ управления по целям или по результатам. Анализ систем управления по целям показывает необходимость цели в любой области, где деятельность и результаты непосредственно и жизненно воздействуют на существование и процветание делового предприятия, и что в виде управленческих целей сформулированы конкретные результаты, которые ожидаются от каждого индивида за некий период времени, с тем, чтобы работа всей управленческой группы в
какой-то определенный момент рационально слилась в единое целое и что цели должны быть установлены для всех сотрудников на всей служебной лестнице, сверху и донизу.
При функциональной системе управления отдельные цели ставятся перед каждым подразделением предприятия в зависимости от специализации. Каждое подразделение обладает большим объемом знаний в отдельных областях и поэтому принимает более квалифицированное решение по поставленным задачам. Все подразделения стремятся к достижению поставленных руководителем целей, причем успех какого-либо из подразделений не зависит от результатов других.
3. По классификационному признаку, как принципиальное представление о будущем предприятия выделим следующие системы управления. Управление на основе контроля используется, когда предполагается стабильное развитие на перспективу; применяется финансовый контроль. Управление на основе экстраполяции используется, когда предполагается на перспективу развитие таких же тенденций, как и в прошлый период. Управление на основе разработки принципиально новых стратегий используется, когда становятся очевидными новые тенденции развития, требующие принятия новых стилей и принципов управления. Управление на основе принятия оперативных решений используется при возникновении непредвиденных обстоятельств и тенденций развития. Система управление на основе предвидения изменений исходит из тех тенденций и условий, которые могут сложиться в будущем и чьи признаки в данный момент отсутствуют. В основе этого управления обстоятельствами лежит мысль о том, что внутреннее функционирование организации должно быть согласовано с требованиями стоящей перед ней задачи, с техническим оснащением, внешним окружением.
В настоящее время можно выделить, по крайней мере, пять типов системных представлений: микроскопическое, функциональное, макроскопическое, иерархическое и процессуальное.
Каждое из указанных представлений системы отражает определенную группу ее характеристик.
Микроскопическое
Под функциональным представлением системы понимается совокупность действий (функций), которые необходимо выполнять для реализации целей функционирования системы.
Макроскопическое