Роль менеджера как аналитика, организатора, психолога, экономиста в формировании эффективного управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 14:40, контрольная работа

Описание

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции в организации. Также далеко не одинаковы задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.

Содержание

Введение
Роли менеджера в формировании эффективного управления организацией.
Роль менеджера как аналитика.
Роль менеджера как организатора.
Роль менеджера как психолога
Роль менеджера как экономиста.
Заключение
Список используемой литературы

Работа состоит из  1 файл

Система.docx

— 31.77 Кб (Скачать документ)

Саратовский Государственный  Технический Университет

Институт Развития Бизнеса и Стратегий

 

 

Контрольная работа

 

По предмету: «Менеджмент»

На тему: «Роль  менеджера как аналитика, организатора, психолога, экономиста в формировании эффективного управления организацией»

 

 

 

 

Выполнила:

Проверил:

 

 

 

Саратов-2010

 

Содержание

 

Введение 3

Роли менеджера  в формировании эффективного управления организацией. 3

Роль менеджера  как аналитика. 3

Роль менеджера  как организатора. 3

Роль менеджера  как психолога 3

Роль менеджера  как экономиста. 3

Заключение 3

Список используемой литературы 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Можно утверждать, что менеджеры  являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции  в организации. Также далеко не одинаковы  задачи, решаемые различными менеджерами, и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже различны.

Тема управленческой роли менеджера является актуальной и для современной науки управления. Считается, что в группе существуют три потребности – потребность в выполнении задачи, потребность в сохранении коллектива и индивидуальные потребности отдельных членов группы. Таким образом, образуются три плотности для исследования: деятельность организации, группа и личность. Все существующие подходы к описанию личности менеджера можно сформировать вокруг этих трех направлений. 
Традиционным подходом, возникшим раннее других, является личностно-психологический. Он сформировался вокруг описания личностных черт управляющего, или лидера. Работы на эту тему можно встретить еще в начале ХХ века. В 70-х годах Ральфом Стогдиллом был выпущен справочник, в котором дается подробное описание психолого-личностных представлений о менеджере.

 

 

 

 

 

 

  1. Роли  менеджера в формировании эффективного управления организацией.

 

Организация  не может  существовать без менеджеров, так как они:

-обеспечивают выполнение  организацией ее основного предназначения;

-проектируют и устанавливают  взаимодействие между отдельными  операциями и действиями, выполняемыми  в организации;

-разрабатывают стратегии  поведения организации в изменяющемся  окружении;

-обеспечивают служение  организации интересам тех лиц  и учреждений, которые ее контролируют;

-являются основным информационным  звеном связи организации с  внешней средой;

-несут формальную ответственность  за результаты деятельности организации;

-официально представляют  организацию на церемониальных  мероприятиях.

       Менеджеры  играют в организации множество  различных ролей, из которых  можно выделить три ключевые. Во-первых, это роль по принятию  решения, выражающаяся в том,  что менеджер определяет направление  движения организации, решает  вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки  и т.п. Право принятия управленческих  решений имеет только менеджер. Будучи наделенным таким правом, он несет ответственность за  последствия принятого решения.  Поэтому менеджер должен не  только уметь выбрать наилучший  вариант решения, но и решиться  на то, чтобы рискнуть повести  руководимый им коллектив в  определенном направлении. Зачастую  это бывает сделать гораздо  труднее, чем рассчитать оптимальное  решение. 

       Во-вторых, это информационная роль, состоящая  в том, что менеджер собирает  информацию о внутренней и  внешней среде, распространяет  эту информацию в виде фактов  и нормативных установок и,  наконец, разъясняет политику  и основные цели организации.  От того, насколько менеджер владеет  информацией, насколько он может  ясно и четко доводить ее  до членов организации, сильно  зависит результат его работы.

    В-третьих, менеджер  выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри  и вне организации, мотивирующего  ее членов на достижение целей,  координирующего их усилия и,  наконец, выступающего в качестве  представителя организации. Менеджер  должен быть лидером, за которым  люди готовы идти, идеям которого  они готовы  верить. Поддержка  членами коллектива своего руководителя  является той базой, без которой  ни один менеджер, каким бы  хорошим и грамотным специалистом  он ни был, не сможет успешно  управлять своим коллективом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.   Роль менеджера как аналитика.

Каждый менеджер от части  – аналитик. И если уж в компании появляется «аналитик», то, скорее, его  можно назвать «метааналитиком  – синтетиком» поскольку:

  • Он должен организовывать и поддерживать аналитическую функцию всего менеджмента компании;
  • Результатом его деятельности должна быть динамически развиваемая в соответствии с потребностями компании, отчуждаемая (передаваемая другим) модель деятельности компании и ее системного окружения. Она является не столько продуктом интеграции («сложения»), сколько результатом исследования и синтеза. Из нее операционально следует состав управленческих задач и способы их решения.

Во-первых, определить границы  каждой ситуации. Границы ситуации задаются событием, которое ограничивает одну ситуацию от другой. Появление  следующего события задает следующую границу и ситуацию.  
Во-вторых, ситуация может быть описана в виде процессов. Проанализировать ситуацию – значит увидеть процессы в ситуации и определить их исходы. Управленческие роли менеджера – это роль аналитика, проникающего в суть окружающих его процессов. Человек, владеющий этой ролью, определяет стратегические направления развития организации через прогноз процессов вовне и внутри организации.

Носители роли управленца – люди, которые способны через  развитие креативности, через развитие особых свойств интуиции и импровизации, предвидеть будущие события. Люди аналитичные, процессуальные, они оказываются  лучше подготовленными к будущему, чем другие.

Инструментом управленца является программирование. Программирование – это умение многовероятностно  формулировать возможное развитие событий. Среди ключевых компетентностей  управленца, есть такие, как гибкость и нестандартность мышления, стратегичность, мотивация достижения, готовность к  изменениям.

Менеджер получает специализированную информацию для использования в интересах дела, выступает как центр сосредоточения внутренней и внешней информации, затем передает полученную информацию подчиненным, при необходимости интерпретирует ее. Как представитель менеджер передает информацию во внешнюю среду подразделения, организации относительно планов, политики действий, результатов ее работы, действует как эксперт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль  менеджера как организатора.

После определения управленческой роли менеджера, возникает вторая его  роль – роль организатора.

Перед менеджером имеется  набор тех или иных целей, которые  должны быть превращены в результат. С точки зрения особенностей мыслительных процессов он движется в обратную сторону: от представления о будущем  результате к сегодняшнему состоянию. То есть организатор представляет, как должен выглядеть результат, после этого определяется с помощью  каких шагов, средств и способов он может получить его.

Инструментом организатора является проектирование, структурирование, как описание пошагового движения к  результату. Структурируя ситуацию, организаторы создают паттерны, гештальты из имеющихся  и не существовавших ранее элементов. Если вы хотите узнать, есть ли у человека организаторские способности, попросите  его по телефону рассказать, как  его найти. Или написать инструкцию для пользования ситечком для  чая для того, кто не знает, что  это такое. Человек, который объяснит вам так, что вы сразу найдете  то место, где он находится, или поймете, как пользоваться ситечком для чая, владеет определенными способностями.

Ключевые компетенции  организатора - динамичность мышления, ориентация на результат, фасилитирование  групповых процессов, эффективность  взаимодействия с людьми, гибкость в общении.

Структурирующее воздействие  менеджера касается работников организации, самой организации, ее связей с внешним миром и даже фрагментом внешнего мира, представляющего собой сферу деятельности организации. Менеджер организации (руководитель) выполняет также многообразные иные, дополняющие друг друга функции, иначе говоря, выступает в роли администратора, организатора, профессионала (специалиста), общественного деятеля, преподавателя, психолога, воспитателя.

Руководитель (менеджер) организации  как администратор использует свои административные полномочия для достижения целей организации, действует в строгом соответствии с нормативно-правовыми актами, участвует в реализации кадровой политики.

В роли организатора руководитель проявляет способность квалифицированно определить предпосылки и цели деятельности, подобрать исполнителей, распределить между ними функции в соответствии с их способностями, опытом и склонностями, поставить перед ними задачи, распределить ответственность, правильно расставить акценты в деятельности, выделить необходимые ресурсы, а затем координировать деятельность подчиненных.

Роль профессионала (специалиста) в деятельности руководителя связывается, прежде всего, с его знаниями и опытом в конкретной области практической деятельности, способностью сформулировать критерии оценки деятельности, осуществить ее планирование, провести инструктаж, анализировать ход выполнения решения, наконец, в случае необходимости самостоятельно эффективно осуществить профессиональную деятельность, решить конкретную профессиональную задачу, показав личный пример подчиненному.

 

 

 

 

 

 

  1. Роль  менеджера как психолога

 

Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Чтобы быть хорошим менеджером, надо быть психологом - понимать людей и отвечать им взаимностью. В этом во многом помогает язык жестов и телодвижений. Изучив его, менеджер сможет лучше понимать людей, их действия, чем они обоснованы. Это способствует заключению выгодных сделок, бесконфликтности в коллективе и многому другому.  

 Выполнение руководителем роли психолога означает его деятельность, направленную на сплочение коллектива, учет особенностей психики подчиненного в процессе общения, обмена информацией с подчиненным, при постановке целей и задач деятельности перед подчиненным и коллективом в целом, при распределении обязанностей, при оценке результатов труда, при определении мер поощрения и наказания.

Роль психолога предполагает помощь работнику со стороны руководителя в понимании традиций организации, в осознании общественно значимых целей деятельности организации. Весьма важным является также формирование у работника чувства служебного долга, усвоение им элементов корпоративной культуры. Руководитель помогает подчиненному, с одной стороны, проникнуться духом организации, а с другой – укрепить его гражданские позиции.

    Суть этих задач сводится к тому, чтобы объединить психологические ресурсы разных людей, создать и поддерживать на высоком уровне целостности работоспособное, социально комфортное и перспективное межличностное образование – персональный состав организации. Кроме того, жизнь и деятельность любой системы управления ежедневно порождает новые и воспроизводит хронические психологические проблемы.

во многих организациях психологические  проблемы целенаправленно не решаются; участия менеджера в этом деле не заметно. Немало случаев, когда влияние  руководителя негативно: он своими психологически не компетентными действиями непреднамеренно (или даже преднамеренно, но ошибочно), унижает людей, обостряет обстановку в коллективе, то есть порождает  искусственные психологические  проблемы. Какая-то часть руководителей  предпочитает не вникать в психологическую  сторону жизни и деятельности организации. В ход идут различные  рационализации, вроде того, что  не дело руководителя заниматься «душой»  подчиненных. 
Деятельности менеджеров присущи и такие психологические ошибки, которые выходят на стратегический уровень. Такова, в частности, ориентация на негативное подкрепление (силовое давление, принуждение, грубость, «разносы», «пиление») характерная для управления в России, в то время как весь мир научился ценить положительное подкрепление, то есть поощрение правильного поведения. Именно по этой – субъективной – причине у нас так перегружены «исправительные» учреждения, так мало оправдательных приговоров.

Информация о работе Роль менеджера как аналитика, организатора, психолога, экономиста в формировании эффективного управления организацией