Роль менеджмента в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов
менеджмента.
В задачи входит раскрытие и анализ:
- Основных функций менеджмента,
- Основных принципов,
- Методов менеджмента.

Содержание

Введение.................................................................................... 2

1. Теоретическое обоснование роли менеджмента в рыночной экономике................................................................ 3
1.1. Сущность и содержание понятия "менеджмент"......................... 3
1.2. Основные черты и методы современного менеджмента............ 6
1.3. Роль и место менеджмента в социальных системах.................. 11

2. Рекомендации по совершенствованию менеджмента организации............................................................................. 16
2.1. Совершенствование управления производством и сбытом на предприятии......................................................................................... 16
2.2. Совершенствование организационной структуры менеджмента предприятия.......................................................................................... 24

Заключение............................................................................ 31
Литература............................................................................... 32

Работа состоит из  1 файл

мой документWord.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)


Содержание

 

Введение.................................................................................... 2

 

 

1. Теоретическое обоснование роли менеджмента в рыночной экономике................................................................ 3

 

1.1. Сущность и содержание понятия "менеджмент"......................... 3

 

1.2. Основные черты и методы современного менеджмента............ 6

 

1.3. Роль и место менеджмента в социальных системах.................. 11

 

 

 

2. Рекомендации по совершенствованию менеджмента организации............................................................................. 16

 

2.1. Совершенствование управления производством и сбытом на предприятии......................................................................................... 16

 

2.2. Совершенствование организационной структуры менеджмента предприятия.......................................................................................... 24

 

 

Заключение............................................................................ 31

 

Литература............................................................................... 32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент”, “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин управление имеет более широкий смысл. Вообще, ”управление”—это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Управление  относится  к  живой  и  неживой  сфере.

Менеджмент — это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.

Это понятие более узкое и применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне фирмы, действующей в рыночных условиях. Ведь основная функция менеджмента, я считаю, - это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных — менеджер (организатор, управляющий, руководитель).

Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов  и  методов

менеджмента.

В задачи входит раскрытие и анализ:

- Основных функций менеджмента,

  - Основных принципов,

- Методов менеджмента.

Глава1. Теоретическое обоснование роли менеджмента в рыночной экономике

 

1.1. Сущность и содержание понятия "менеджмент"

 

Менеджмент (в максимально широком смысле) — означает создание, управление, контроль и максимально эффективное использование социально-экономических систем и моделей различных уровней.

Менеджмент имеет шесть функций: планирование, организация, мотивация, коммуникации, процессы принятия решений и контроль. Взаимосвязь этих функций определяется тем, что нельзя управлять неорганизованной системой, то есть, чем лучше организовано предприятие, тем меньше оно нуждается в управлении. Планирование — это вид деятельности, связанный с постановкой целей, задач и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:

- Постановка целей и задач

- Составление программы действий

- Выявление необходимых ресурсов и их источников

- Доведение планов до их непосредственных исполнителей

 

Организация (как деятельность):

1. Образование и совершенствование связей между частями целого;

2. Создание и совершенствование структуры и правил функционирования ее элементов.

 

Управление:

1. Процесс (деятельность), направленный на достижение цели;

2. Перевод системы из одного состояния в заданное или удержание в заданном.

 

Управление социально-экономическими системами, в том числе производственными — получило название менеджмент (англ. management, от старофранцузского слова ménagement «искусство сопровождать, направлять», от лат. manu agere «указывать рукой» ср. рус. руководить).

В одном из наших словарей иностранных слов «менеджмент» переводится на русский язык как: «управление производством, совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности».

Понятие «менеджмент» также обозначает руководство и руководителей различного уровня на предприятии. Соответствует русскому понятию приказчик. Также в России часто в силу большей престижности выражения «менеджер по продажам» чем «продавец» это слово используется (ошибочно) к сотрудникам, никак не связанных с управлением.

Менеджмент (от англ. manage — управлять, заведовать, руководить) наука об организации  деятельности социальной системы для достижения заданных целей, в условиях ограниченности ресурсов.

(от лат. manus agere, manibus age-re — делать руками) по смыслу близко к русскому слову «руководить». Менеджер оперирует объектами, вещами и ситуациями, для достижения поставленных целей и задач.

Также в последнее время в пределах постсоветского пространства менеджерами ошибочно называют абсолютно любую офисную единицу, пусть даже такая единица выполняет обслуживающие функции. Во многих автосалонах, магазинах белья и дешевых китайских часов, менеджерами называют (ошибочно) обычных продавцов, тем самым унижая значение этой профессии. Так, например, в большинстве развитых стран мира, сотрудник должен проработать в компании 10 — 15 лет на самых разнообразных, часто не высоких должностях, что бы дослужиться до должности менеджера, либо имеет соответствующий уровень образования, подтвержденный дипломом. Таким образом, можно констатировать, что в нашей стране слово «менеджер» часто применяется совершенно не к месту, ошибочно, и носит характер китча.

Так в Советском Союзе должности «менеджер» соответствовало вполне русское слово «начальник»

Современный менеджмент – это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия – дело всех сотрудников. Человеческий фактор становится ключевым фактором успеха функционирования предприятия, что нашло отражение в принципах управления, сформулированных на рубеже XX и XXI вв.

1. Лояльность к работающим;

2. 100% ответственность – как обязательное условие успешного менеджмента;

3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали;

4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих. Постоянное обучение всех, везде и всегда;

5. Долевое участие каждого работающего в общих результатах;

6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде;

7. Методы работы с людьми, обеспечивающие удовлетворенность работой. Переход от авторитарного стиля руководства к лидерству;

8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласования и целостности;

9. Умение контактировать с покупателями, поставщиками, исполнителями, руководителями и т. п.;

10. Этика бизнеса ;

11. Честность и доверие к людям;

12. Использование в работе фундаментальных основ менеджмента;

13. Видение организации, т. е. четкое представление о том, какой она должна быть;

14. Качество личной работы, постоянное самосовершенствование.

 

1.2. Основные черты и методы современного менеджмента

 

Современный менеджмент - это специфическое средство, специфическая функция, специфический инструмент для производства организациями результата. Выполнение этой сверхзадачи требует расширить сферу ответственности менеджера, в которую входят все факторы, влияющие на деятельность организации, и ее результаты: как внутренние, так и внешние, как подконтрольные, так и полностью от нее независящие. Это обстоятельство требует стратегического подхода к управлению как по вертикали (на всех иерархических уровнях), так и по горизонтали (управление функциональными областями); стратегия - дело всех сотрудников

Современная (или новая) организация — это реакция на динамичные перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность внешней среды. Современный подход к организации заключается в сбалансированном сочетании человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывной адаптации к изменениям внешней среды.

Обобщая разработки в области менеджмента предприятия (организации), можно сформулировать основные характерные черты современного управления:

 

1. Постепенный отказ от управленческого рационализма классических школ менеджмента, согласно которому успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства, снижением издержек, развитием специализации, т.е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Выдвижение на первый план проблем гибкости, адаптации к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко сокращается с усложнением системы общественных отношений (экономических, политических, социальных), составляющих среду менеджмента организации. Происходит рациональная интеграция методов жесткого и мягкого управления в целостную, адекватную условиям среды систему управления.

2. Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому организация деятельности внутри предприятия есть реакция на различные воздействия извне. Главное — это ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, оказывающих существенное влияние на работу предприятия в данный период.

3. Признание необходимости разработки и реализации системы стратегического управления предприятием. Суть системы стратегического управления состоит в том, что на предприятиях, с одной стороны, должно существовать четко выделенное и организованное так называемое стратегическое планирование. С другой стороны, структура управления предприятием, системы и механизмы взаимодействия ее отдельных звеньев должны быть построены так, чтобы обеспечить выработку и гибкую реализацию долгосрочной стратегии для успеха в конкуренции в условиях изменений внешней среды и создать управляющий инструментарий для трансформации этой стратегии в текущие производственно-хозяйственные планы. Метод стратегического управления сочетает стратегический подход к постановке задач и программно-целевой подход к их реализации.

4. Поворот бизнеса к управлению организационной культурой как системой ценностей, разделяемых персоналом фирмы и связанных с конечными целями организации. Организационная культура предприятия включает установление высоких стандартов деятельности для каждого работника предприятия, обеспечение гибкого лидерства с акцентом на личные контакты, создание атмосферы всеобщей вовлеченности в достижение целей фирмы и др. Ценятся способность и готовность делегировать полномочия нижестоящим звеньям структуры управления и исполнителям, продуктивное взаимодействие руководителей и подчиненных, участие в разработке стратегии управления, использование современных информационных технологий.

5. Признание определяющего значения для будущего организации формирования и функционирования инновационного менеджмента, обеспечивающего восприимчивость предприятий ко всему новому, достижениям научно-технической мысли. Основу инновационного менеджмента на предприятии составляют формирование организационного климата, инициатива сотрудников, создание адекватных форм инновационной деятельности и ее стимулирование.

6. Осознание ведущей роли лидера в организации как носителя нового хозяйственного мышления, ориентированного на нововведения и интеграцию усилий работников, рациональный и оправданный риск, использование культурно-этических инструментов руководства. Настоящие часы, швейцарские часы оригинальные.

7. Признание социальной ответственности менеджмента как перед обществом в целом, так и перед людьми, работающими в организации. Предприятие — это прежде всего социальная система, эффективность которой зависит от главного ее ресурса — человека. Задача менеджера состоит в том, чтобы организовать эффективную совместную работу, в процессе которой каждый человек способен в максимальной степени раскрыть свой потенциал.

 

Реализация этих принципов управления требуют коренного пересмотра философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе самих менеджеров), повышения их квалификации. Несмотря на это все больше предприятий пытаются отойти от прежних внутрифирменных командно-иерархических отношений и упрочить свои позиции путем лучшего использования сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития предприятия и его целей, построению структуры организации и менеджмента, процессу разработки и принятия управленческих решений, работе с персоналом и оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.

 

Методы менеджмента – это способы воздействия на объект управления для достижения поставленных перед ним целей. Но при этом одна и та же цель может быть достигнута с помощью различных методов, или несколько целей может быть достигнуто с помощью одного какого-либо метода. Также они позволяют управлять производственно-сбытовой деятельностью, строить ее в соответствии с требованиями рынка.

Главная цель деятельности организации – это получение прибыли. Работа должна быть структурирована и не должна регулироваться принципами ведения управленческой деятельности, в соответствии с которыми разрабатываются методы достижения целей.

Методы управления делятся на административные, организационно-правовые, экономические и социально-психологические. Лишь   их

совместное взаимосвязанное применение способно сделать труд  рациональным  и привлекательным, а его  результаты  —  эффективными,  полезными  обществу  и каждому из нас.

 

1. Административный метод управления. Такой метод основывается на том, что вся деятельность организации проводится на жестком подчинении работников и на их беспрекословном выполнении указаний.

Этот метод применяется, если велик вес традиций, в соответствии с которыми может быть принято только однозначное решение.

В результате применения административного метода достигается поставленный результат, но не предоставляется возможность его развития. Еще одной отличительной чертой данного метода является поощрение исполнительности, а не инициативности. Эффективность этого метода значительно ограничивается, так как не учитывает и не использует все возможности организации.

Информация о работе Роль менеджмента в экономике