Роль менеджмента в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 15:51, курсовая работа

Описание

Цель данной работы - раскрытие основных функций, принципов и методов
менеджмента.
В задачи входит раскрытие и анализ:
- Основных функций менеджмента,
- Основных принципов,
- Методов менеджмента.

Содержание

Введение.................................................................................... 2

1. Теоретическое обоснование роли менеджмента в рыночной экономике................................................................ 3
1.1. Сущность и содержание понятия "менеджмент"......................... 3
1.2. Основные черты и методы современного менеджмента............ 6
1.3. Роль и место менеджмента в социальных системах.................. 11

2. Рекомендации по совершенствованию менеджмента организации............................................................................. 16
2.1. Совершенствование управления производством и сбытом на предприятии......................................................................................... 16
2.2. Совершенствование организационной структуры менеджмента предприятия.......................................................................................... 24

Заключение............................................................................ 31
Литература............................................................................... 32

Работа состоит из  1 файл

мой документWord.doc

— 156.50 Кб (Скачать документ)

Элементы совершенствования управления. Корпоративная форма управления является мощным средством повышения конкурентоспособности компании за счет перераспределения ресурсов и получения синергического эффекта от объединения предпринимательских структур. В то же время без повышения эффективности работы самих предпринимательских структур, входящих в компанию, нельзя говорить о повышении ее эффективности в целом. Это объясняется тем, что на рынок со своей продукцией выходят непосредственно предпринимательские структуры. И именно в них осуществляются все процессы, закладывающие нужные соотношения в параметры: затраты – результаты, качество и время, обеспечивающие конкурентоспособность продукции. Поэтому для предприятий крайне важно оптимизировать всю эту цепочку. Решение такой задачи является прерогативой управления предприятием и его подсистемами.

 

Совершенствование управления предприятием осуществляется на постоянной основе. Оно должно осуществляться систематически при отслеживании эффективности принимаемых решений и используемых технологий управления, чего можно достичь только в том случае, если на каждом предприятии будет разработана концепция совершенствования управления на нем. Она строится на основе использования достижений современной науки управления применительно к специфике организации производства на предприятии и ведения им бизнеса. Исходя из этого, концепция включает в себя совершенствование как базовых элементов управления, независимо от вида управленческой деятельности, так и содержательной стороны отдельных видов управления (управление производством, финансами, коммерческой деятельностью и т.д.).

 

К базовым элементам управления относятся:

Специализация (разделение труда, функционализация) – декомпозиция общих функций организации на более детальные виды деятельности конкретных подразделений, обладающих соответствующей профессиональной и квалификационной компетенцией для их выполнения.

 

Стандартизация – установление четких требований к единообразному и стабильному выполнению различных видов деятельности; определение критериев оценки деятельности подразделений и/или членов организации.

 

Координация – ряд формальных и неформальных процедур, позволяющих координировать работу различных подразделений и работников организации. К совершенствованию содержательной стороны управления предприятием относятся:

Основные направления совершенствования управления

1. Децентрализация управления. В последние годы XX и в начале XXI веков она происходит в двух взаимосвязанных направлениях: путем делегирования прав в принятии решений и за счет разукрупнения крупных компаний и перехода к относительно небольшим автономным структурным единицам, наделенным правами принимать решения по всем производственным и хозяйственным вопросам.

При делегировании прав в принятии решений необходимо обосновать, кто и в какой ситуации имеет право решать и действовать. Важно и то, как полномочия распределяются по уровням управления, в какой степени и какие функции централизованы или децентрализованы. Децентрализация управления должна также происходить, за счет разукрупнения компаний по принципу создания горизонтальных структур, т.е. компании сокращают число уровней управления и расширяются по горизонтали путем создания автономных структур, подчиняющихся вице-президентам. Примером может быть компания “Джонсон энд Джонсон”, состоящая из 150 независимых отделений с оборотом около 30 млн. долларов каждое. В этом отношении примечательна мысль, высказанная в зарубежных журналах: “В полном контрасте с ориентированными на массовое производство гигантами прошлой промышленной эпохи новые звезды на производственном небосклоне – это высокоспециализированные компании, чей успех основан на гибкости, изготовлении продукции по индивидуальным заказам и восприимчивости к рынку. Они не останавливаются на единственном изделии или на конкретном заказчике, предпочитая вместо массового производства выпускать небольшие партии продукции, и нацеливаются не на высокие объемы, а на более высокую норму прибыли. Производительность труда неизменно высока”.

2. Совершенствование хозяйственного механизма предполагает такое построение организационных структур управления, мотивации и методов управления, которые позволяли бы предприятию не только успешно адаптироваться к изменениям, происходящим в хозяйственной среде, но и создавали возможности быть готовым к вызовам завтрашнего дня. В основе этого, как показывает опыт процветающих компаний промышленно развитых стран, лежит серия новшеств и новых подходов к ведению бизнеса. Это, например, создание своего покупателя. Цель состоит в том, чтобы создавать такую продукцию, на которую покупатель готов обменять свою покупательскую способность. В этом случае только знания требований покупателя и умение их удовлетворить позволят обеспечить продукции любой фирмы ту лидирующую позицию, на которой в конечном счете основывается успех и выживание.

Решение данной задачи предполагает постоянное проведение критического самоанализа деятельности предприятия. Но это не так просто. Зачастую мешает стереотип мышления: если известно, как делать ту или иную продукцию, то большого количества вопросов при этом не возникает и все кажется легким.

3. Создание стабильности в деятельности предприятия достигается различными путями. Во-первых, это укрепление связей предприятия со своими клиентами (покупатели и поставщики). Здесь в основу необходимо положить принцип, согласно которому предприятие всегда будет терпеть неудачи, если оно не обслуживает своих клиентов на требуемом ими уровне. На практике это означает, что клиентов следует тщательно изучать, рассматривать и анализировать, чтобы понять их потребности, а для этого необходимо ответить на следующие вопросы: кем являются клиенты – частными или юридическими лицами и что побуждает их сотрудничать с предприятием. Во-вторых, это хорошее знание конкурентов.

Наиболее важным аспектом руководства, определяющим стабильность предприятия, по мнению руководителей крупнейших зарубежных компаний, является определение (установление) идеалов корпорации. На этом фактически основан весь бизнес, причем эти идеалы должны в одинаковой степени касаться как президента компании, так и рядового работника. Действительно, если задать вопрос работающему на предприятии: для чего он работает, то, очевидно, можно услышать разные ответы. Один из них прозвучит приблизительно так: “Я работаю ради хлеба насущного”, другой – “Я работаю, чтобы в свободное время наслаждаться жизнью”. Но возможен и такой ответ: “Я работаю, чтобы создать лучший мир”. Различие в ответах демонстрирует различие в отношении к жизни. Следовательно, если на предприятии думают об успехе, то надо развивать сознание, соответствующее третьему варианту ответа. Формирование именно такого сознания создает на предприятии творческую обстановку и, что самое важное, радость бытия. Когда торжествует подобное сознание, работа превращается в радость, в гордость за свою компанию.

Формирование такого корпоративного духа – дело сложное, требующее времени, поиска определенных форм и методов мотивации. Успех здесь в первую очередь зависит от правильности выбора целевой установки, которая должна быть подкреплена соответствующей организационной работой и эффективными формами материального и морального стимулирования. Целевые установки и девиз развития компании могут быть самыми разными. Например, девиз японской фирмы “Омрон”, выпускающей электротехнические товары, – “Работать во имя лучшей жизни, лучшего мира для всех”, а американской компании “Ай-Би-Эм” – “Быть лидером в технологии” и т.д.

4. В связи с ростом конкуренции за рынки сбыта наблюдается усиление внимания к повышению качества продукции. Данный фактор в свою очередь обусловливает необходимость проведения соответствующих изменений в системе управления качеством продукции. В зарубежных странах это нашло свое выражение в перенесении акцента с управления контроля за качеством выпускаемой продукции на создание условий для бездефектной работы.

В связи с этим необходимо перейти к так называемому сплошному контролю качества на всех стадиях производственного процесса. Заслуживает внимания опыт Японии, где применяется метод статистического контроля качества, базирующийся на теории нормального распределения вероятности. Сущность метода состоит в том, что бракуется любая партия изделий, комплектующих узлов или деталей, где процент брака, дефектов или отказов превышает 0,001%. Именно эта цифра (в соответствии с законами Парето) определяет тот уровень брака, ниже которого вести контроль не следует.

5. Необходим также новый подход к размещению промышленного оборудования и разработке рабочих мест. Сегодня на передовых предприятиях США, Германии, Японии переналадка оборудования занимает не свыше 10 минут, а на обычных предприятиях она достигает 3-6 и более месяцев.

При размещении оборудования следует придерживаться правила, согласно которому все то, что предназначено для выпуска однотипных изделий или семейства сходных продуктов, должно быть сгруппировано в одном месте (от начала до конца технологического цикла).

6. Важное значение, особенно в условиях рынка, должно придаваться выбору поставщиков сырья и материалов, комплектующих узлов и организации снабжения в целом. Обычно руководители предприятий свои усилия сосредоточивают на поиске дешевых источников сырья, стремятся заставить субподрядчиков конкурировать между собой. Вместо этого следует сконцентрировать усилия на снижении издержек на сырье и материалы, но не в ущерб их качеству или срокам поставки. Это достигается налаживанием долгосрочных отношений с несколькими поставщиками и созданием для поставщиков как бы гарантированного рынка (аналог системы долгосрочной контрактации). В данном случае конкуренция не является всеобъемлющей, т.е. отсутствует перераспределение ресурсов или доли заказов в пользу наиболее эффективных поставщиков (высокое качество, ритмичность поставок, гибкость производства и низкий уровень издержек).

В идеале поставщика необходимо рассматривать как продолжение своих производственных подразделений. Тогда появляется возможность поставки сырья и материалов, комплектующих изделий непосредственно на производственные участки для последующей технологической обработки, минуя складские помещения, подразделения технологического контроля и т.д. Но в этом случае интересы поставщика и производителя должны совмещаться.

7. Совершенствование системы управления предприятием и его отдельных подсистем должно быть всегда устремлено в будущее. Считается, что если этого не делать, то управление попадает в зависимость от текущих обстоятельств. Но эффективная реализация данного положения возможна только в том случае, если постоянно ищутся ответы на следующие вопросы: как стать лучше? чего нам не хватает? что предприятие делает хорошо, а что плохо? Система управления нацелена на поиск таких знаний, которые были бы значимы для потребителя и в смысле удовлетворения его потребности, и с точки зрения ценности. Знания сами по себе в бизнесе бесполезны.

 

2.2. Совершенствование организационной структуры менеджмента предприятия

 

Через преодоление очень сложных проблем, с большими трудностями наша страна осуществляет переход к рыночной экономике. Переход Украины на новую систему хозяйствования, затронул предприятия всех форм собственности.

Ранее руководители предприятий даже не задумывались о конкуренции, о повышении эффективности, об увеличение прибыли, так как предприятия не являлись собственностью начальника или директора.

Большинство предпринимателей, руководителей, и специалистов предприятий, зачастую даже тех, чья профессиональная подготовка включала  изучение менеджмента, пока к сожалению не понимают сущности этой сферы деятельности и знакомы лишь с отдельными функциями системы управления. Это происходит потому что менеджмент не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени, он лишь помогает целенаправленно искать новые решения проблем. На производственном предприятии большое значение играют: разработка организационной структуры системы управления, подходы к распределению обязанностей, принципы создания перспективной организации и т.д. Поэтому значительное внимание уделяется совершенствованию организационной структуры системы управления на предприятии.

Структура организации это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации .

Понятие организационной структуры включает в себя не только выполняемые внутри нее задания, но и координируемую сотрудниками деятельность за пределами организации. Многие традиционно выполнявшиеся  самой  организацией виды работ в настоящее время передаются специализированным фирмам, что предполагает тесное взаимодействие независимых компаний и трансформацию традиционных границ между организациями.

Считается, что организация существует во внешней среде, которая формирует ее стратегию, технологию, масштаб и уровень нововведений. Эти ситуационные факторы, в свою очередь, определяют необходимую структуру, то есть структуру, которую должна принять организация для обеспечения производственной деятельности.

Категория "структура" относительно социально-экономических систем отражает состав, строение экономического объекта, внутреннюю форму системы. Наличие структуры представляет неотъемлемый атрибут всех реально существующих социально-экономических систем, потому что структура придает им целостность. Абстрактная категория "структура" и понятие "организационная структура управления" отличаются тем, что объектом структуризации может выступать сама организация  или предприятие (структура организации, структура предприятия); управление (структура управления) и каждый элемент системы управления.

Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления,  функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.

Структура организации (организационная структура) – это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать целей организации .

Информация о работе Роль менеджмента в экономике