Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:36, доклад
Сегодня международное сообщество, равно как и каждое государство в отдельности переживают объективное изменение вектора развития общества: от индустриального к информационному, от национальных стратегий развития к международным. Так, новые информационные и телекоммуникационные технологии представляют собой крепкое основание для построения экономического процветания, а достижения науки в значительной степени определяют уровень благосостояния населения и конкурентоспособность государств в мировом сообществе. Кроме того, повсеместное использование современных компьютерных технологий упрощает процедуры обеспечения национальной безопасности и гарантирует равноправную интеграцию в мировую экономику.
Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет международных отношений
Магистерская
программа «Исследования
Аналитический доклад
Роль
международного сотрудничества
в борьбе с компьютерными
вирусами
Подготовила:
студентка 2 курса магистратуры
Криштофович
М.Б.
Руководитель аналитической практики:
Федоров Н.В.
кандидат исторических наук,
доцент
кафедры американских исследований
Санкт-Петербург, 2011
Введение
Сегодня международное сообщество, равно как и каждое государство в отдельности переживают объективное изменение вектора развития общества: от индустриального к информационному, от национальных стратегий развития к международным. Так, новые информационные и телекоммуникационные технологии представляют собой крепкое основание для построения экономического процветания, а достижения науки в значительной степени определяют уровень благосостояния населения и конкурентоспособность государств в мировом сообществе. Кроме того, повсеместное использование современных компьютерных технологий упрощает процедуры обеспечения национальной безопасности и гарантирует равноправную интеграцию в мировую экономику.
Между тем, стремительное развитие информационных технологий вызвало настоятельную потребность в их правовом регулировании. Не секрет, что хотя право и является универсальным регулятором общественных отношений, именно в сфере компьютерной информации оно оказалось не вполне готовым к их возникновению. Согласно исследованию к.т.н. Клаверова В.Б, число киберпреступлений за последние десять лет только в России возросло в 22,3 раза и продолжает расти в среднем в 3,5 раза ежегодно. Ежегодный размер материального ущерба от этих преступных посягательств составляет 613,7 млн. руб. Средний ущерб, причиняемый потерпевшему от одного компьютерного преступления, равен 1,7 млн. руб. С определенной долей успеха расследуется лишь около 49% преступлений, обвинительные приговоры выносятся лишь в 25,5% случаев от общего числа возбужденных уголовных дел1. Более того, значительная часть уголовных дел в данной сфере была прекращена, что свидетельствует о низкой степени профессионализма сотрудников правоохранительных органов в деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению этих преступных посягательств2.
Более того, применение информационного оружия не может быть остановлено государственными границами. Иными словами, отдельно взятая страна не в состоянии противоборствовать ей собственным государственно-властным механизмом, но лишь сотрудничая, международное сообщество способно противостоять данному фактору транснациональных угроз. Причем, вопреки расхожему мнению, основной целью активизировавшейся сегодня киберпреступности являются не СМИ и Интернет, а системы управления государством и экономикой. Уязвимость киберпространства делает его весьма привлекательным средством совершения террористическими организациями, криминальными группами и отдельными злоумышленниками преступного воздействия, направленного против общественных интересов, безопасности государств, организаций и граждан.
Именно поэтому в решении проблемы киберпреступности, в силу ее специфики и неравномерного развития информационного общества в различных государствах, огромную роль играет международное сотрудничество. Становится очевидным, что лишь в условиях непрерывного межгосударственного взаимодействия угроза преступлений в сфере информационной безопасности может быть сведена к минимуму, а значит, актуальность данного исследования может быть оправдана. Анализ перспектив развития подобного сотрудничества в данной аналитической работе будет осуществлен путем исследования насущных проблем правового урегулирования киберпреступлений, а также посредством изучения существующей практики различных государств. Кроме того, будут выявлены основные препятствия на пути укрепления плодотворного сотрудничества, что предоставит возможность объективно оценить характер дальнейшего развития в данной сфере международных отношений. Следовательно, целью аналитического доклада является определение будущих перспектив международного сотрудничества в борьбе с компьютерными вирусами.
В соответствии с целью
Структура
работы отвечает характеру поставленных
задач: аналитический доклад состоит из
введения; информационной справки о киберпреступлениях;
обзора правовых аспектов регулирования
преступлений в информационной сфере,
и следующих из них проблем развития международного
сотрудничества; исследования возможных
сценариев развития заявленной проблемы
и выделение среди них наиболее вероятного
варианта, в том числе и для реального
воплощения в условиях российской действительности;
выводов по поводу будущих перспектив;
заключения, в котором подводятся итоги
проведенного анализа, и списка использованной
литературы и фактического материала.
Основные
положения о киберпреступлениях.
Правовые аспекты.
Проблема общемирового противодействия угрозам информационной безопасности усугубляется тем, что до сих пор не выработано общепринятого определения «киберпреступлений». Так, например, одна из радикальных форм компьютерных преступлений была охарактеризована в 1980 году Бари Колином, старшим исследователем Института Безопасности и Разведки в Калифорнии, как терроризм в киберпространстве. Несколько лет спустя специальный агент ФБР Марк Поллитт уже определил кибертерроризм как “преднамеренные политически мотивированные атаки на информационные, компьютерные системы, компьютерные программы и данные, выраженные в применении насилия по отношению к гражданским целям со стороны субнациональных групп или тайных агентов”3.
Однако следует иметь в виду и тот факт, что распространение компьютерных вирусов не всегда причиняет столь весомый ущерб – зачастую преступления в сфере информационных технологий включают в себя взлом паролей, кражу номеров кредитных карточек и других банковских реквизитов (фишинг), а также распространение противоправной информации через Интернет. Но, несмотря на кажущуюся безобидность, количество преступлений, совершаемых в киберпространстве, растет пропорционально числу пользователей компьютерных сетей, тем самым подвергая опасности все более широкие круги Интернет-пользователей. Так, по оценкам специалистов, ежегодно кибератаки наносят ущерб в размере 114 млрд. долларов4.
Необходимо также подчеркнуть, что понятия «компьютерные преступления» и «преступления в сфере компьютерной информации» не являются синонимами. Фактически, компьютерные преступления включают в себя преступления против информационной безопасности и преступления, где компьютерная информация является орудием или средством совершения другого преступления5, в то время как преступления в сфере компьютерной информации имеют более узкую направленность.
Подобные различия чувствуются особенно тонко при анализе уголовного регулирования ответственности за преступления в киберпространстве. К примеру, согласно действующему в Российской Федерации уголовному законодательству, под преступлениями в сфере компьютерной информации понимаются совершаемые в сфере информационных процессов и посягающие на информационную безопасность деяния, предметом которых являются информация и компьютерные средства6. В то же самое время, немецким законодательством осуждается также нарушение тайны телекоммуникационной связи и, что немаловажно, компьютерное мошенничество7; а в США вопрос о мерах наказания за преступления в области информационной безопасности и вовсе сведен на уровень штатов, и федерально регулируется лишь Законом о мошенничестве с использованием компьютера и о злоупотреблении компьютерами (ст. 1030 титула 18 Свода законов США)8.
Таким образом, правовая защита компьютерной информации с помощью общих положений национального уголовного законодательства при таком ярком разнообразии норм представляется недостаточной, учитывая глобальный характер самих преступлений в данной области. Более того, традиционные представления о территориальной юрисдикции, об административных границах применительно к киберпространству во многом теряют смысл. Следовательно, роль национального законодательства снижается, и необходимость выработки единых инструментов межгосударственного регулирования становится очевидной.
Еще в конце 1980х годов многие государства осознали, что эффективное решение проблемы компьютерной преступности требует согласованных международных действий и сотрудничества. Так, с целью унификации национальных законодательств 13 сентября 1989 года на заседании Комитета министров Совета Европы был составлен перечень9 рекомендованных к обязательному включению в национальное уголовное законодательство деяний в сфере компьютерных преступлений. Также там приводился перечень тех деяний, по которым не было достигнуто согласия в признании необходимости их криминализации в законодательстве всех стран. Так, минимальный список включал в себя: компьютерное мошенничество; компьютерный подлог; повреждение компьютерной информации и компьютерных программ; компьютерный саботаж; несанкционированный доступ к компьютерным сетям; несанкционированный перехват информации; несанкционированное копирование защищенных компьютерных программ; незаконное изготовление топографических копий.
К числу же спорных правонарушений были причислены: изменение информации или компьютерных программ; компьютерный шпионаж; противозаконное применение компьютера; несанкционированное применение защищенных компьютерных программ.
В
результате данная Рекомендация №R 89(9)
на протяжении нескольких лет определяла
характер развития международного сотрудничества
в борьбе с компьютерными вирусами, однако,
обладая весомыми недостатками – рекомендательный
характер и отсутствие уголовно-процессуальных
норм – она не могла разрешить проблему
унификации законодательств, и вскоре
была заменена более содержательными
документами. На рубеже веков стало очевидно,
что в эпоху глобализации, которая затронула
научно-техническую и информационно-
Одним из наиболее спорных моментов, вызвавшим волну негодования в международном сообществе, явилось положение, согласно которому тайна частной жизни граждан ставится под угрозу с тем, чтобы упростить координацию действий правоохранительных органов в борьбе с высокотехнологичными преступлениями. Иными словами, личная информация клиентов интернет-провайдеров может быть предана огласке в том случае, если это потребуется при расследовании киберпреступлений.
Информация о работе Роль международного сотрудничества в борьбе с компьютерными вирусами