Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 16:36, доклад
Сегодня международное сообщество, равно как и каждое государство в отдельности переживают объективное изменение вектора развития общества: от индустриального к информационному, от национальных стратегий развития к международным. Так, новые информационные и телекоммуникационные технологии представляют собой крепкое основание для построения экономического процветания, а достижения науки в значительной степени определяют уровень благосостояния населения и конкурентоспособность государств в мировом сообществе. Кроме того, повсеместное использование современных компьютерных технологий упрощает процедуры обеспечения национальной безопасности и гарантирует равноправную интеграцию в мировую экономику.
Некоторыми странами вероятность подобной практики была воспринята как посягательство на государственный суверенитет, а потому послужило причиной для отказа в ратификации. Так, например, Российская Федерация, в целом разделяя принципы и дух конвенции, тем не менее, воздержалась от ее ратификации из-за пункта "b" статьи 32, которые «могут причинить ущерб суверенитету и безопасности государств-участников конвенции и правам их граждан»12. Этот пункт содержит положение о том, что «Сторона может без согласия другой стороны получать через компьютерную систему на своей территории доступ к хранящимся на территории другой стороны компьютерным данным или получить их, если эта сторона имеет законное и добровольное согласие лица, которое имеет законные полномочия раскрывать эти данные этой стороне через такую компьютерную систему»13. Принимая во внимание оправданную озабоченность России, все же стоит иметь в виду, что страна входит в число крупнейших в мире источников вредоносного кода, а значит, нежелание подписывать Европейскую Конвенцию о киберпреступности вполне возможно имеет и другое объяснение. Не требует доказательств лишь тот факт, что отсутствие всеобъемлющего свода правил ставит ощутимые преграды на пути создания и координации борьбы с киберугрозами в международном масштабе.
В то же самое время, наряду с многосторонними соглашениями по борьбе с отдельными преступлениями, к числу которых можно и отнести Европейскую конвенцию о киберпреступности, договорно-правовое сотрудничество реализуется также путем универсальных международных договоров (Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности) и региональных многосторонних соглашений. Последняя категория сотрудничества может быть представлена, к примеру, Соглашением СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации. Документ был подписан главами СНГ еще в июне 2001 года и определил такие понятия, как «преступление в сфере компьютерной информации», «компьютерная информация», «неправомерный доступ».
Что же касается общемирового сотрудничества на уровне Организации Объединенных Наций, то особенных успехов здесь все еще достигнуто не было. В рамках ООН пока не разработана политика, конкретно касающаяся криминализации киберпреступлений. На Конгрессах ООН по предупреждению преступности проходили различные семинары-практикумы14, на которых обсуждались проблемы компьютерных преступлений, принимались рекомендации. Однако они носят достаточно общий характер и зачастую касаются только методических рекомендаций по расследованию транснациональных организованных преступлений. Кроме того, государства сотрудничают на уровне двусторонних взаимных соглашений.
Еще
одной проблемой на пути развития международного
сотрудничества в борьбе с компьютерными
вирусами является отсутствие технической
оснащенности для эффективного мониторинга
криминогенных регионов в развивающихся
странах. Несовершенство технологий и
существование более злободневных экономических,
политических либо социальных проблем
заставляет правительства развивающихся
стран закрыть глаза на происходящие правонарушения
в информационно-
И,
наконец, значительным фактором, тормозящим
развитие плодотворного международного
сотрудничества в борьбе с компьютерными
вирусами, является тот факт, что технологии
совершенствуются с невероятной скоростью,
и правовая система не в силах состязаться
с темпами информатизации общества.
Перспективы
международного сотрудничества
в борьбе с киберпреступностью
Положительные перспективы международной борьбы с компьютерными вирусами основываются на выполнении следующих основополагающих задач:
Кроме того, возможны также дополнительные формы сотрудничества, например, в области запрещения разработки, распространения и применения «информационного оружия». К тому же, особую важность представляют меры по обеспечению необходимого уровня технологической независимости государств – членов международного сообщества в важнейших областях информации и связи, определяющих их безопасность. Совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз информационной безопасности также приведут к значительному улучшению криминогенной обстановки на просторах Интернета, в частности в развивающихся странах.
С целью воплощения вышеприведенных форм международного взаимодействия необходимо развиваться в рамках основных направлений сотрудничества: уголовно-правовое направление, профессионально-техническое и научно-интеллектуальное.
Одной из основных проблем уголовно-правового вектора международного сотрудничества является то, что еще не все страны признали для себя безоговорочную значимость информационной безопасности и не почувствовали актуальности угрозы роста количества преступлений в сфере высоких технологий на национальном уровне. Подобная неосознанность приводит к тому, что государства не спешат вводить уголовное преследование в случае совершения правонарушений в сфере информационной безопасности. К проблемам же иного уровня можно отнести отсутствие специализированных подразделений правоохранительных органов для борьбы с киберпреступностью. Так, например, в Российской Федерации борьбу с компьютерными преступлениями, а также с незаконным оборотом радиоэлектронных средств и специальных технических средств осуществляет Управление «К» — подразделение Министерства внутренних дел России, сформированное лишь в 1998 году. Для многих стран СНГ это и вовсе еще открытый вопрос, а значит, создание подобных подразделений в рамках правоохранительных органов станет и для них и для всего международного сообщества в целом серьезным шагом на пути укрепления сотрудничества.
В этой связи первичным является выработка единых принципов и материально-правовых основ по вопросам сотрудничества в борьбе с киберпреступлениями. Это включает в себя и выработку общего понятийного аппарата, и отказ от привычных для каждого государства категорий компьютерных преступлений. Абсолютно очевидно, что существующая сегодня несогласованность зиждется на различии социально-экономических, исторических условиях развития стран и регионов. Тем не менее, сталкиваясь с проявлениями транснациональной преступности, выработка единой материально-правовой концепции является обязательным условием для осуществления кооперации в контексте борьбы с киберпреступностью.
Кроме того, решение проблемы спорной юрисдикции в разы умножит эффективность работы правоохранительных органов в случаях борьбы с киберпреступлениями. Сегодня эти вопросы частично решаются в рамках двусторонних соглашений (Соглашение об экстрадиции между США и Аргентиной, договор о выдаче между Республикой Беларусь и КНР и другие). Наиболее же совершенный механизм сотрудничества предусмотрен в рамках Совета Европы и Европейского союза, а потому его повсеместное применение ознаменует позитивные тенденции развития.
Рассматривая проблему борьбы с правонарушениями в сфере компьютерных технологий на негосударственном уровне, нельзя не упомянуть о практикуемой сегодня организации производителями программного и технического обеспечения некоммерческих ассоциаций по вопросам сотрудничества в связи с нарастающими проблемами киберпреступности. Одним из инициаторов подобной практики явилось Некоммерческое Партнерство Поставщиков Программных Продуктов. Такая форма кооперации является перспективной, так как в условиях разного социально-экономического развития государств интенсификации глобализационных процессов делают необходимым обмен знаниями, опытом, достижениями различных стран по борьбе с преступлениями в сфере высоких технологий. Помимо этого в задачи, как местного, так и национального правительства следует включить распространение образовательных материалов среди работников частных предприятий, предприятий государственной сфере, государственных служащих, а также других лиц, работа которых каким-либо образом связана с компьютерами, в том числе за счет популяризации через средства массовой информации.
Особой задачей стоит обеспечение надлежащего уровня подготовки работников правой сферы: проведение семинаров и тренингов по данной тематике способствовало бы устранению вакуума знаний, поскольку именно от эффективности работы правоохранительных органов и судебной системы каждого конкретного государства зависит защита прав личности от посягательств преступного сообщества.
Таким образом, с целью укрепления международного сотрудничества в борьбе с компьютерными вирусами необходимо, прежде всего, сформировать комплексное, технико-программное и правовое регулирование отношений в сфере защиты информации. Приоритетной же целью взаимодействия государств по-прежнему остается унификация уголовного законодательства, а также законное оформление универсально-международных правовых норм.
Говоря
о возможных сценариях развития межгосударственного
взаимодействия в данной сфере, следует
обратить внимание на два варианта – интенсификация
двустороннего сотрудничества или же
создание универсального средства по
предотвращению, пресечению и раскрытию
преступлений в сфере высоких технологий.
При этом не следует исключать вышеперечисленные
тенденции, обуславливающие положительную
динамику анти-кибертеррористической
борьбы.
Сценарий
№1
Безусловно,
борьба с киберпреступностью может осуществляться
в режиме односторонних действий. К примеру,
государство может развивать свою законодательную
базу, предусматривающую уголовную ответственность
за совершение киберпреступлений, совершенствовать
работу правоохранительных органов путем
внедрения новейших технологий и способов
предупреждения правонарушений в данной
области. В этом случае, государству следует
направить всевозможные усилия на пресечение
неправомерных действий в компьютерной
сфере на своей территории и, по возможности,
минимизировать их ущерб. Однако учитывая
глобальный характер киберпреступности,
подобная политика представляется заведомо
неэффективной, поскольку не может охватить
всей области распространения потенциальной
угрозы, а тем более сделать борьбу с компьютерными
вирусами результативной.
Сценарий
№2
Как уже упоминалось выше, международное противодействие преступлениям в сфере компьютерных технологий может осуществляться по линии двустороннего и многостороннего сотрудничества. В этом случае предполагается, что государства будут развивать базу взаимных договоров с определенным числом стран-единомышленников, причем условия соглашений будут определяться в зависимости от специфики региона и других особенностей. Очевидно, что с момента, когда в государстве возникает законодательная база для борьбы с киберпреступностью, может возникнуть необходимость в установлении партнерских отношений в данной области со странами-соседями. Чаще всего подобное сотрудничество является формой взаимной юридической помощи по вопросам экстрадиции преступников, обвиненных в киберпреступлениях.
Так, например, между США и Аргентиной 10 июня 1997 года было подписано Соглашение об экстрадиции15 преступников, которое частично оговаривает и преступления в сфере информационных технологий. Аналогичный документ16 был подписан и правительствами Республики Беларусь и КНР.
Наиболее же совершенный механизм сотрудничества предусмотрен в рамках многосторонних соглашений. Так, например, действует Соглашение СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, согласно которому страны обязуются сотрудничать в целях обеспечения эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации.
Подобный
сценарий развития международного взаимодействия
вполне допустим, однако же, многообразие
двусторонних контактов может привести
к формированию слишком хитросплетенной
системы, которая впоследствии значительно
затруднит работу, как правовых служб,
так и правоохранительных органов государства.
Сценарий
№3
И,
наконец, решение проблемы киберпреступности
может быть достигнуто путем создания
универсальной законодательной системы,
предусматривающей целостное восприятие
проблемы, а значит более эффективные
способы борьбы с правонарушениями в данной
сфере. Подобные многосторонние соглашения
возможно заключить на базе ООН и других
международных организаций с наибольшим
количеством стран-участников.
Для
Российской Федерации, в данной связи,
усиление сотрудничества на глобальном
уровне представляется более предпочтительным,
поскольку предусматривает более эффективное
и скорое разрешение проблемы. Взаимодействие
по линии многосторонних соглашений увеличивает
ответственность каждого участника соглашения,
а также снижает риск возникновения неразрешимых
случаев спорной юрисдикции. Впрочем,
важнейшим условием подобных союзов должны
стать не гарантии доступа к техническим
средствам государств, а, прежде всего,
обеспечение координации соответствующих
силовых подразделений в рамках национальных
границ. И, наконец, усовершенствование
внутреннего контроля правоохранительных
органов за соблюдением норм и правил
в области охраны компьютерной безопасности,
значительно снизит международный компьютерный
паразитизм, которым печально славится
сегодня Россия. Уважение международной
практики и рациональное следование духу
закрепленных в многосторонних соглашениях
принципов, наряду с неукоснительным соблюдением
взятых на себя обязательств заметно повысит
эффективность международного сотрудничества
в борьбе с компьютерной преступностью.
Информация о работе Роль международного сотрудничества в борьбе с компьютерными вирусами