Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 14:06, реферат
Целью данной работы является рассмотреть роль НКО в решении проблем инвалидов в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать опыт решения проблем инвалидов при участии общественных организаций в нашей стране в исторической ретроспективе.
- Рассмотреть, какой вклад делают современные НКО в России в решение данной проблемы.
- Рассмотреть зарубежный опыт НКО инвалидов в решении данной проблемы и взаимодействии с государством.
- Вынести предложения по взаимовыгодному партнерству НКО инвалидов и государства для решения проблем в данной сфере.
С
принятием Концепции развития социального
обслуживания населения в РФ (1993
г.) по сути произошел отход от принципов
социального обеспечения к
Представители
общественных организаций сегодня
входят в Межведомственную комиссию
по реабилитации инвалидов, подчиненную
заместителю Председателя Правительства,
где обсуждаются ключевые решения
в отношении инвалидов. Всероссийское
общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское
общество слепых (ВОС), Всероссийское
общество глухих (ВОГ) активно участвуют
в подготовке законов. ВОИ было создано
в 1988 году как единственная Всероссийская
общественная организация для инвалидов
с нарушением опорно-двигательного
аппарата. ВОИ, ВОС и ВОГ осуществляют
защиту законных прав инвалидов на
местном и федеральном уровнях,
активно взаимодействуют с
Деятельность
таких групп может иметь
Хотя общественные организации инвалидов и не обладают властной и ресурсной мощью государства, его социально-экономическим и организационным потенциалом, однако у них имеется ряд преимуществ, которыми, в силу своих особенностей, не обладает государственный аппарат, но без которых невозможно обойтись в практическом решении проблем инвалидов. Среди этих преимуществ выделяются следующие: объединения инвалидов могут полнее учесть в своей работе ценности и приоритеты своих членов, чем государственные или созданные сверху структуры; информация, которую получают такие организации, более полна и релевантна, что ценно для их участия в законотворческой деятельности; собственная инициатива инвалидов позволяет найти новые формы социальной интеграции, разработка которых была бы затруднительна без учета мнений самих инвалидов; высокая мотивированность и организованность таких ассоциаций создает почву для создания разветвленной инфраструктуры, способной более эффективно администрировать как государственные ресурсы, так и средства, поступающие от благотворителей.
В
общегосударственном процессе решения
проблем инвалидов их организации
могут и должны выполнять специфические
функции, которые государственные
институты либо просто не в состоянии
выполнять, либо будут выполнять
с гораздо меньшим эффектом. Именно
на этом разделении и взаимном дополнении
функций и должно быть основано социальное
партнерство государства и
В России существует Совет по делам инвалидов при Президенте Российской Федерации. Совет представляет собой совещательный орган, но его решения обязательны для всех участников. Одной из форм координации усилий различных министерств, ведомств, общественных организаций по оперативным направлениям деятельности является Межведомственная комиссия по реабилитации инвалидов.
Министерством
труда, образовательными учреждениями,
деловыми кругами и организациями
третьего сектора реализуются такие
направления социального
Одним
из примеров активизации инвалидов
в сфере социального
К сожалению, довольно часто некоторые общие и специализированные властные структуры настойчиво уклоняются от регулярного взаимодействия с организациями инвалидов. Государство пока еще не признало общественные организации инвалидов в качестве равноправного, независимого социального партнера. Процесс создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организации инвалидов, носит пока крайне ограниченный характер. В свою очередь, руководители организации инвалидов высказывают озабоченность тем фактом, что многие члены их объединений ориентированы на потребление услуг и не проявляют интереса к его шагам в области защиты прав и интересов инвалидов, срабатывает заботливо выращенная государством на протяжении многих десятилетий психология социального иждивенчества. В руководящих органах объединений инвалидов явно не хватает способной молодежи с ее активными социальными установками, потенциалом к быстрому профессиональному обучению и эффективной работе. Социальные работники могут инициировать своевременные проекты подготовки компетентных менеджеров некоммерческих и бизнес-организаций инвалидов, в первую очередь из числа молодых инвалидов.
Особенности менеджмента в НКО инвалидов.
Важной
причиной недостаточно эффективного выполнения
организациями инвалидов их социальных
функций является откровенная слабость
финансово-экономического положения
этих организаций. Экономически слабые
организации инвалидов не могут
эффективно выполнять свои функции
и вынуждены направлять основные
усилия на свое финансовое выживание.
Практика финансовой поддержки государством
организаций инвалидов в той
ли иной форме широко распространена
в зарубежных странах. Некоторые
из национальных организаций инвалидов
зарубежных стран все свои финансовые
средства получают в форме дотаций
от государства. Организации инвалидов
в России в этом смысле находятся
в значительно более сложном
положении. Принцип государственной,
в том числе экономической, поддержки
организаций инвалидов
Анализируя результаты российских и зарубежных исследований некоммерческих структур, можно вкратце очертить специфические потребности высшего и среднего менеджмента таких организаций. Как известно, важную роль в осуществлении социальной поддержки в США играют негосударственные организации. В многообразных программах и проектах, финансируемых частными фондами, принимают участие выпускники факультетов социальной работы, психологи, экономисты, педагоги. Здесь они реализуют свой профессиональный потенциал, а многие включены в управление НКО. Менеджмент социальной сферы, организация социальных служб - относительно новые понятия отечественного образования и профессиональной практики в области социальной работы, и здесь внимание в основном концентрируется на проблемах администрирования государственных агентств.
Российская
и американская ситуации, в которых
функционируют НКО инвалидов, отличаются
в социально-экономическом и
не во всем совпадают с теми, что применяются их коллегами в государственных и бизнес-организациях. Возможно, наиболее существенное отличие относится к тому, как определять успех работы, поскольку в НКО самым важным критерием оценки управления является качество предоставляемых услуг.
Существует
популярное мнение, что менеджеры
третьего сектора - это люди без материальных
трудностей, молодые, сильные и здоровые,
готовые посвятить свои время
и энергию участию в
Мотивы для вступления в ряды добровольцев могут быть самыми разными: убеждения нравственного и религиозного характера; потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном и государственном признании; желание приобрести новую работу или профессию, добиться лучшей работы социального учреждения. Волонтерами могут стать студенты во время прохождения практики. Их мотивы - самореализация, профессиональная подготовка, написание диплома или научной работы. Зачастую добровольными помощниками становятся те, кто уже получил помощь и поддержку от организации и теперь хотел бы передать собственный опыт преодоления критической ситуации тем, кто в этом нуждается. Примером могут служить добровольные ассоциации родителей, дети которых страдают хроническими заболеваниями. Среди добровольцев таких ассоциаций - сами родители, педагоги, психологи, просто люди, имеющие желание и возможность помочь. В центрах лечения и реабилитации добровольцами нередко являются специалисты, которые бесплатно консультируют, хотя и не состоят в штате.
Подводя итоги. Можно отметить, что от простых перераспределителей ресурсов НКО становятся активными участниками социальной работы, о чем говорит трансформация их идеологии к философии независимой жизни. Важно понимать, что такая идеология возникла в недрах общественного движения инвалидов - снизу вверх - и оказывает влияние на профессиональную социальную работу. Становление коллективных стратегий, влияющих на государственную политику и жизнь отдельных граждан, является важным шагом эволюции новых форм демократии, гражданского общества, способных представлять голоса таких групп, которые в традиционных демократических государствах наименее слышны и образование сообществ которых затруднено в силу сложившихся физических и культурных барьеров.
Вывод.
В период экономических реформ и структурных преобразований в России актуализируются вопросы, связанные с участием граждан в самоуправлении и усилением развития демократических институтов. От того, как взаимодействуют, дополняют и поддерживают друг друга государственные институты, частное предпринимательство и волонтерские организации, во многом зависят целостность, сбалансированность и стабильность современного государства и гражданского общества.
В
Россию одна из версий гражданского общества
была привнесена иностранными донорскими
агентствами, поэтому некоторые
формы негосударственных