Роль НКО в решении проблем инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2011 в 14:06, реферат

Описание

Целью данной работы является рассмотреть роль НКО в решении проблем инвалидов в современной России.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать опыт решения проблем инвалидов при участии общественных организаций в нашей стране в исторической ретроспективе.
- Рассмотреть, какой вклад делают современные НКО в России в решение данной проблемы.
- Рассмотреть зарубежный опыт НКО инвалидов в решении данной проблемы и взаимодействии с государством.
- Вынести предложения по взаимовыгодному партнерству НКО инвалидов и государства для решения проблем в данной сфере.

Работа состоит из  1 файл

Роль НКО в решении проблем инвалидов.docx

— 82.34 Кб (Скачать документ)

    С принятием Концепции развития социального  обслуживания населения в РФ (1993 г.) по сути произошел отход от принципов  социального обеспечения к системе  социальной защиты, принятой в европейских  странах. В ее основу положена забота государства, «включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам людей достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию  индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию».

    Представители общественных организаций сегодня  входят в Межведомственную комиссию по реабилитации инвалидов, подчиненную  заместителю Председателя Правительства, где обсуждаются ключевые решения  в отношении инвалидов. Всероссийское  общество инвалидов (ВОИ), Всероссийское  общество слепых (ВОС), Всероссийское  общество глухих (ВОГ) активно участвуют  в подготовке законов. ВОИ было создано  в 1988 году как единственная Всероссийская  общественная организация для инвалидов  с нарушением опорно-двигательного  аппарата. ВОИ, ВОС и ВОГ осуществляют защиту законных прав инвалидов на местном и федеральном уровнях, активно взаимодействуют с государственными органами по реализации Закона о социальной защите инвалидов, а также тесно  сотрудничают с российскими и  зарубежными организациями инвалидов, собирают и распространяют информацию по всем вопросам, касающимся инвалидов. В ВОИ входят 2,454 млн членов, объединенных в 79 региональных, 2 140 районных и городских  и свыше 25 000 первичных организаций. Каждая региональная или районная организация ВОИ имеет свой устав и правление. Помимо вышеперечисленных организаций инвалидов в регионах России сложилась сеть общественных организаций, цель деятельности которых - защищать права и интересы инвалидов и способствовать их интеграции в общество. При поддержке западных благотворительных фондов создана и действует организация «Перспектива», известная своими публичными акциями, призванными создать позитивный социальный контекст, в рамках которого движение инвалидов может развиваться4 (например, ежегодные международные фестивали документального и игрового кино об инвалидах). Все эти достаточно разные по своим интересам группы имеют следующие общие характеристики: все члены группы равны в статусе; каждый вступает в группу из-за своих собственных проблем; все, что происходит в группе, - конфиденциально; членство свободное5.

    Деятельность  таких групп может иметь терапевтическую, социальную, образовательную или  исследовательскую направленность. Самопомощь является альтернативой  существующим службам здравоохранения  и социальной сферы или их дополнением, необходимым звеном, достраивающим  систему социальной помощи человеку. Так, Ассоциации родителей детей-инвалидов  сегодня существенным образом дополняют  работу государственных учреждений, оказывающих помощь детям с ограниченными  возможностями и их семьям. Тем  самым расширяются рамки и  усиливаются возможности социальной работы, которая осуществляется уже  не только государственными социальными  службами, а с привлечением инициативы некоммерческих и волонтерских организаций.

    Хотя  общественные организации инвалидов  и не обладают властной и ресурсной  мощью государства, его социально-экономическим  и организационным потенциалом, однако у них имеется ряд преимуществ, которыми, в силу своих особенностей, не обладает государственный аппарат, но без которых невозможно обойтись в практическом решении проблем инвалидов. Среди этих преимуществ выделяются следующие: объединения инвалидов могут полнее учесть в своей работе ценности и приоритеты своих членов, чем государственные или созданные сверху структуры; информация, которую получают такие организации, более полна и релевантна, что ценно для их участия в законотворческой деятельности; собственная инициатива инвалидов позволяет найти новые формы социальной интеграции, разработка которых была бы затруднительна без учета мнений самих инвалидов; высокая мотивированность и организованность таких ассоциаций создает почву для создания разветвленной инфраструктуры, способной более эффективно администрировать как государственные ресурсы, так и средства, поступающие от благотворителей.

    В общегосударственном процессе решения  проблем инвалидов их организации  могут и должны выполнять специфические  функции, которые государственные  институты либо просто не в состоянии  выполнять, либо будут выполнять  с гораздо меньшим эффектом. Именно на этом разделении и взаимном дополнении функций и должно быть основано социальное партнерство государства и организаций  инвалидов в решении социальной проблематики инвалидов.

    В России существует Совет по делам  инвалидов при Президенте Российской Федерации. Совет представляет собой  совещательный орган, но его решения  обязательны для всех участников. Одной из форм координации усилий различных министерств, ведомств, общественных организаций по оперативным направлениям деятельности является Межведомственная комиссия по реабилитации инвалидов.

Министерством труда, образовательными учреждениями, деловыми кругами и организациями  третьего сектора реализуются такие  направления социального партнерства, как занятость инвалидов, образование  взрослых, профессиональная подготовка и переподготовка населения. Обсуждаются  новые методы и технологии социального  партнерства в профессиональной переподготовке безработных; проблемы обеспечения профессионального  и дополнительного образования  в условиях социального партнерства; социальное партнерство в социальной сфере и образовании инвалидов; социальное партнерство в организации исследований в сфере образования взрослых.

Одним из примеров активизации инвалидов  в сфере социального обслуживания может быть проект «Мосты социального  партнерства», который в 2002-2003 годах  реализовала Ростовская городская  общественная организация инвалидов  «Феникс» при поддержке американской программы АЙРЕКС. Задачами проекта  были: оказание эффективной социально-правовой защиты интересов инвалидов силами коалиции НКО социальной сферы; продвижение  прогрессивного механизма оказания качественных комплексных социальных услуг инвалидам малых, средних  городов и сельских районов Ростовской области; развитие сети социального  партнерства и тиражирование  инновационной модели оказания качественных комплексных социальных услуг незащищенным слоям населения Ростовской области.

    К сожалению, довольно часто некоторые  общие и специализированные властные структуры настойчиво уклоняются от регулярного взаимодействия с организациями  инвалидов. Государство пока еще  не признало общественные организации  инвалидов в качестве равноправного, независимого социального партнера. Процесс создания органов управления, обеспечивающих регулярную связь властных структур и организации инвалидов, носит пока крайне ограниченный характер. В свою очередь, руководители организации инвалидов высказывают озабоченность тем фактом, что многие члены их объединений ориентированы на потребление услуг и не проявляют интереса к его шагам в области защиты прав и интересов инвалидов, срабатывает заботливо выращенная государством на протяжении многих десятилетий психология социального иждивенчества. В руководящих органах объединений инвалидов явно не хватает способной молодежи с ее активными социальными установками, потенциалом к быстрому профессиональному обучению и эффективной работе. Социальные работники могут инициировать своевременные проекты подготовки компетентных менеджеров некоммерческих и бизнес-организаций инвалидов, в первую очередь из числа молодых инвалидов.

    Особенности менеджмента в  НКО инвалидов.

    Важной  причиной недостаточно эффективного выполнения организациями инвалидов их социальных функций является откровенная слабость финансово-экономического положения  этих организаций. Экономически слабые организации инвалидов не могут  эффективно выполнять свои функции  и вынуждены направлять основные усилия на свое финансовое выживание. Практика финансовой поддержки государством организаций инвалидов в той  ли иной форме широко распространена в зарубежных странах. Некоторые  из национальных организаций инвалидов  зарубежных стран все свои финансовые средства получают в форме дотаций  от государства. Организации инвалидов  в России в этом смысле находятся  в значительно более сложном  положении. Принцип государственной, в том числе экономической, поддержки  организаций инвалидов декларирован в Стандартных Правилах ООН. Однако такая поддержка должна осуществляться в формах, которая бы не создавали  угрозу для независимого, автономного  статуса организаций инвалидов.

    Анализируя  результаты российских и зарубежных исследований некоммерческих структур, можно вкратце очертить специфические  потребности высшего и среднего менеджмента таких организаций. Как известно, важную роль в осуществлении  социальной поддержки в США играют негосударственные организации. В  многообразных программах и проектах, финансируемых частными фондами, принимают  участие выпускники факультетов  социальной работы, психологи, экономисты, педагоги. Здесь они реализуют  свой профессиональный потенциал, а  многие включены в управление НКО. Менеджмент социальной сферы, организация социальных служб - относительно новые понятия  отечественного образования и профессиональной практики в области социальной работы, и здесь внимание в основном концентрируется на проблемах администрирования государственных агентств.

Российская  и американская ситуации, в которых  функционируют НКО инвалидов, отличаются в социально-экономическом и социокультурном  отношении. Прежде всего, современным  НКО инвалидов приходится действовать  на фоне меняющихся приоритетов общества и противоречивых критериев эффективной  деятельности. Менеджеры оказываются  в таких условиях, когда постоянно  ставятся все новые требования к  услугам, предоставляемым организацией, растут социальные ожидания и ужесточается конкуренция за финансирование. Тем  самым актуализируются такие  навыки менеджеров третьего сектора, которые 

не во всем совпадают с теми, что применяются  их коллегами в государственных  и бизнес-организациях. Возможно, наиболее существенное отличие относится  к тому, как определять успех работы, поскольку в НКО самым важным критерием оценки управления является качество предоставляемых услуг.

Существует  популярное мнение, что менеджеры  третьего сектора - это люди без материальных трудностей, молодые, сильные и здоровые, готовые посвятить свои время  и энергию участию в деятельности филантропической организации, руководствуясь гражданскими или религиозными чувствами, обладающие высокой социальной ответственностью. Однако важная помощь подчас может  исходить от людей, которые сами традиционно  рассматриваются как объект социальной защиты, благотворительности и волонтерской помощи. Так, в ассоциациях родителей  детей-инвалидов люди объединяются для помощи друг другу и принимают  участие в организованных акциях помощи и поддержки. Другой пример - ассоциации взрослых инвалидов. Известны случаи, когда члены таких ассоциаций объединялись для помощи людям с  более тяжелой инвалидностью  или другими серьезными проблемами, депрессией, психологическим дискомфортом. В западной литературе о развитии волонтерского движения существуют соответствующие термины для  данного феномена: peer support (поддержка среди своих), self-help (группы самопомощи), natural networks (естественные сети поддержки). Кстати, такие группы далеко не всегда однородны, они объединяют женщин и мужчин, людей с разными уровнями образования и профессиональной квалификации, инвалидов и не инвалидов, родителей, имеющих сходные и отличающиеся проблемы воспитания своих детей.

    Мотивы  для вступления в ряды добровольцев могут быть самыми разными: убеждения  нравственного и религиозного характера; потребность в общении, активности, реализации своих способностей, общественном и государственном признании; желание  приобрести новую работу или профессию, добиться лучшей работы социального учреждения. Волонтерами могут стать студенты во время прохождения практики. Их мотивы - самореализация, профессиональная подготовка, написание диплома или научной работы. Зачастую добровольными помощниками становятся те, кто уже получил помощь и поддержку от организации и теперь хотел бы передать собственный опыт преодоления критической ситуации тем, кто в этом нуждается. Примером могут служить добровольные ассоциации родителей, дети которых страдают хроническими заболеваниями. Среди добровольцев таких ассоциаций - сами родители, педагоги, психологи, просто люди, имеющие желание и возможность помочь. В центрах лечения и реабилитации добровольцами нередко являются специалисты, которые бесплатно консультируют, хотя и не состоят в штате.

    Подводя итоги. Можно отметить, что от простых  перераспределителей ресурсов НКО  становятся активными участниками  социальной работы, о чем говорит  трансформация их идеологии к  философии независимой жизни. Важно  понимать, что такая идеология  возникла в недрах общественного  движения инвалидов - снизу вверх - и  оказывает влияние на профессиональную социальную работу. Становление коллективных стратегий, влияющих на государственную  политику и жизнь отдельных граждан, является важным шагом эволюции новых  форм демократии, гражданского общества, способных представлять голоса таких  групп, которые в традиционных демократических  государствах наименее слышны и образование  сообществ которых затруднено в  силу сложившихся физических и культурных барьеров.

    Вывод.

    В период экономических реформ и структурных  преобразований в России актуализируются  вопросы, связанные с участием граждан  в самоуправлении и усилением  развития демократических институтов. От того, как взаимодействуют, дополняют  и поддерживают друг друга государственные  институты, частное предпринимательство  и волонтерские организации, во многом зависят целостность, сбалансированность и стабильность современного государства  и гражданского общества.

    В Россию одна из версий гражданского общества была привнесена иностранными донорскими агентствами, поэтому некоторые  формы негосударственных организаций  выстроены в соответствии с западным дизайном третьего сектора. Становление  НКО, в которых решение многих жизненно важных вопросов оказывается в руках самих инвалидов, является ключевым поворотом в определении взаимоотношений между государством, благотворителями и индивидами. Инвалиды становятся активно действующими социальными субъектами, не только изменяя условия жизни, но и переопределяя себя

Информация о работе Роль НКО в решении проблем инвалидов