Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 11:01, реферат
Проблема принятия решений - является одной из основных в современной теории и практике управления. Это вполне естественно, так как акт принятия решения является центральным моментом любого процесса управления. Принятие решений присутствует во всех функциях управления.
Сегодня в теории принятия решений обычно выделяют два направления - нормативное и дескриптивное. В первом случае исследователи строят изложение на формализованных методах, исследуемых формальными, преимущественно математическими методами, во втором - они опираются, главным образом, на качественное описание и изучение проблемы. Если математические модели, как правило, разрабатываются для двух целей: лучшего понимания существующей реальности и для выработки рационального курса действий, то дескриптивные исследования дают практический опыт принятия решений.
Введение……………………………………………………….…………………3
Общая характеристика процесса принятия решения………….…………..4
Роль и место принятия решений в процессе управления …………………7
Заключение………………………………………………………………………10
Список использованных источников…………………………………………..11
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ БИЗНЕСА И СЕРВИСА
КАФЕДРА ТУРИЗМА И СОЦИАЛЬНО-
Реферат
Роль решений в процессе управления
Выполнила студентка
группы 170714
Чернова Е.В.
Проверил
Корнеев Л.Г.
БЕЛГОРОД 2012
Содержание
Введение……………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..11
Введение
Проблема принятия решений - является одной из основных в современной теории и практике управления. Это вполне естественно, так как акт принятия решения является центральным моментом любого процесса управления. Принятие решений присутствует во всех функциях управления.
Сегодня в теории принятия решений обычно выделяют два направления - нормативное и дескриптивное. В первом случае исследователи строят изложение на формализованных методах, исследуемых формальными, преимущественно математическими методами, во втором - они опираются, главным образом, на качественное описание и изучение проблемы. Если математические модели, как правило, разрабатываются для двух целей: лучшего понимания существующей реальности и для выработки рационального курса действий, то дескриптивные исследования дают практический опыт принятия решений.
В процессе принятия решений решается задача поиска, распознавания, классификации, упорядочения и выбора. Для решения этих задач используются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции.
Анализ - расчленение (мыслимое или реальное объекта на элементы).
Синтез - соединение элементов
в единое целое.
Индукция
предполагает ход рассуждений, направленный
на получение умозаключения (общего утверждения.
Дедукция - получение выводов по правилам логики, рассуждения строятся на основе некоторых аксиом, постулатов, гипотез (посылок), имеющих характер общих утверждений, из которых выводятся следствия. Сложность современных проблем деловой сферы делает очевидным вывод о необходимости овладения методами принятия решений руководителями всех уровней. Применение методов нормативного подхода позволяет оценивать проблемную ситуацию, учитывать ресурсы и ограничения, формулировать и анализировать различные варианты действий.
Современную теорию управления можно охарактеризовать как аккумулированные и по определенным правилам логически упорядоченные знания, представляющие собой систему принципов, методов и технологий управления, разработанных на основе информации, полученной как эмпирическим путем, так и в результате использования достижений различных конкретных наук [3].
Управлять - значит перевести одно состояние системы в другое, которое отвечает целям управления. Для этого необходимо так воздействовать на структурные компоненты системы, принимая соответствующие управленческие решения, чтобы система эволюционировала в требуемом направлении с нужной скоростью. Информация является основой всякого управления. Информация отражает (выражает) фактическое состояние объекта управления (управляемой системы), состояния среды, в которой находится объект управления, цели управления и собственно процедуру управляющего воздействия. Решения, в свою очередь, порождают управляющую информацию. Поэтому не случайно, в современной литературе, управление все чаще рассматривается как сложный информационный процесс. В зависимости от функции управления требуется и различного рода информация. Если речь идет о стратегическом планировании, то необходима информация о целях организации, об основных тенденциях ее развития. Говоря об оперативном управлении и контроле, предполагается информация, которая должна включать также личностные характеристики исполнителей. В этом случае на первый план выходят наблюдение, опрос, собственная статистика. Решая проблемы координации, следует иметь в виду такие источники информации как статистика, отчеты, мнение экспертов и руководителей среднего звена. Количество информации, необходимое для принятия управленческого решения, зависит от сложности стоящей проблемы. Степень сложности связана с количеством различных частей, аспектов, деталей, понятий и мерой их взаимосвязанности и взаимозависимости. Кроме того, сложность имеет и субъективную обусловленность, поскольку что сложно для одного человека, может оказаться простым для другого. Сложность определяется количеством информации, необходимой для описания управляемой системы. При таком подходе оценка сложности системы зависит как от объекта, так и от субъекта управления. Без информации невозможно существование обратной связи. Любая информация может быть полезна для достижения целей управления, но важно понимать, что ее можно и нужно классифицировать по степени важности, а также влияния и необходимости решений стратегических, оперативных и тактических.
В широком смысле принятие
решения - это процесс, протекающий во
времени, осуществляемый в несколько этапов.
Другими словами, это совокупность всех
этапов и стадий по подготовке (выработке)
решения, включая заключительный этап
непосредственного принятия решения.
Именно в таком широком смысле этот термин
будет использоваться в данной книге.
После принятия решения осуществляется
деятельность по реализации принятого
решения. Иногда этот этап также включается
в понятие «принятие решения» [2].
Принятие решения
- это выбор одного курса действий, одной
альтернативы из ряда имеющихся. Если
нет альтернатив, то нет выбора и, следовательно,
нет и решения. Характерной особенностью
любой ситуации, связанной с принятием
решения, является наличие нескольких
альтернативных (взаимоисключающих) вариантов
действий, из которых надо выбрать наилучший.
Выбор одного из вариантов действий и
представляет собой решение ЛПР. Причем
варианты действий направлены как на проведение
определенных изменений, так и на сохранение
(поддержание) существующего положения,
например, высокой рыночной доли, производительности
труда. Наиболее сложные решения связаны
с проведением различных изменений, прежде
всего стратегического характера.
Наилучший вариант действий принято называть оптимальным. Решение называется оптимальным, если оно обеспечивает экстремум (максимум или минимум) критерия выбора при индивидуальном ЛПР или удовлетворяет принципу согласования суждений при групповом ЛПР. В условиях неопределенности не всегда возможно нахождение оптимального решения в строго формальном виде. Во многих случаях ЛПР осуществляет оптимизацию в неявном виде, опираясь на некоторые общие принципы и свои предпочтения. В этом плане понятие оптимального решения будет трактоваться не так строго, как принято в математике, а как наилучшее решение для данных конкретных условий.
В системном анализе часто
под оптимизацией понимают установление
наилучшего соответствия между системой
и ее окружением. Можно сказать, что открытая
система оптимальна, если она преобразует
свои входы в наиболее ценные выходы. Желательные
выходы часто удобно рассматривать как
цели системы: тогда говорят об оптимизации
системы по отношению к ее целям.
Решение
называется допустимым (рациональным),
если оно удовлетворяет определенным
ограничениям: ресурсным, правовым, морально-этическим.
Это варианты действий, эффективность
которых может удовлетворить ЛПР, всегда
стремящееся найти оптимальный или хотя
бы рациональный вариант. Однако на практике
часто принимаются удовлетворительные,
а не рациональные или оптимальные решения.
Обобщенной характеристикой решения является
его эффективность, отдача, рентабельность
(efficiency). Эта характеристика включает эффект
решения, определяющий степень выполнения
поставленных задач, отнесенный к затратам
на их достижение. Решение тем эффективнее,
чем больше степень выполнения поставленных
задач и меньше затраты на их реализацию,
хотя это не обязательно способствует
достижению целей организации.
Таким образом,
принятие решения - это процесс, протекающий
во времени, осуществляемый в несколько
этапов. Другими словами, это совокупность
всех этапов и стадий по подготовке (выработке)
решения, включая заключительный этап
непосредственного принятия решения.
Принятие решений пронизывает всю управленческую деятельность, решения принимаются по широкому кругу задач управления. Ни одна функция управления, независимо от того, какой орган ее осуществляет, не может быть реализована иначе как посредством подготовки и исполнения управленческих решений. По существу, вся совокупность видов деятельности любого работника управления так или иначе связана с принятием и реализацией решений. Этим прежде всего определяется значимость деятельности по принятию решений и его роль в управлении [1].
Известный американский специалист
по управлению Герберт Саймон назвал
принятие решений «сутью управленческой
деятельности». Далее он отмечал, что любая
практическая деятельность состоит из
«решения» и «действия». Управление, таким
образом, можно рассматривать как процессы
принятия решений и как процессы, содержащие
действия.
Вторая трактовка предполагает принятие
решений только в разрезе выполнения отдельных
функций управления (планирования, организации,
мотивации и контроля).
Вышесказанное не означает, что при принятии управленческих решений не принимаются в расчет финансовые, экономические, производственные и другие факторы. Важное значение функции принятия решений для деятельности человека и ее особая роль в процессе управления определяют необходимость рассмотрения всех аспектов этой функции. При научном подходе к функции принятия решений все перечисленные аспекты должны рассматриваться в комплексе. Комплексный подход обеспечивает полноту изучения этой функции и способствует более глубокому пониманию закономерностей процесса принятия решений.
Характерной особенностью управления любыми объектами является достижение определенных целей. Эта общая особенность может быть положена в основу определения процесса управления. Процессом управления называют целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления в целях реализации функций управления.
Процесс управления состоит
из циклически повторяющейся во времени
последовательности видов управленческой
деятельности, которые получили название
функций управления. Выделение функций
в процессе управления может быть выполнено
с различной степенью детализации. В качестве
наиболее общих агрегированных функций
управления обычно рассматривается планирование,
организация, мотивация и контроль (рис.
2.1.).
Рис. 2.1. Процесс управления (макро- и микроциклы управления)
Планирование
включает проведение предпланового анализа
и разработку планов разной длительности
и направленности. Выходом (конечным результатом)
планирования является утвержденный план
той или иной длительности и содержания.
Организация предполагает адаптацию существующей оргструктуры управления под новые цели и задачи, сформулированные в плане, рационализацию распределения задач, ответственности и прав, решение кадровых вопросов, отслеживание хода выполнения плана и принятие надлежащих мер организационного плана в случает отклонения от него, то есть организационное обеспечение выполнения плана.
Мотивация направлена на стимулирование
эффективного труда как руководителей,
так и сотрудников организации. Здесь
используется весь арсенал современных
методов: экономических, социально-психологических,
факторов корпоративной культуры. Таким
образом, обеспечивается мотивационная
поддержка выполнения плановых заданий.
Функции организации и мотивации - это
функции обеспечения выполнения принятого
плана.
Иногда
между функциями организации и контроля
помещают функции координации и регулирования,
которые обеспечивают функционирование
управляемых процессов в рамках параметров,
заданных планом. Они направлены на обеспечение
постоянного оперативного руководства
подчиненными. Реализация этих функций
обеспечивает ритмичную работу организации,
быструю расшивку узких мест, оперативное
перераспределение ресурсов, предупреждение
возможных отклонений, установление нормальных
деловых отношений с вышестоящими организациями
и смежниками. В основе данных функций
- информация о деятельности объекта управления,
поступающая по каналам обратной связи.
Данные функции можно
рассматривать отдельно, а можно
их составные подфункции разнести по функциям
планирования, организации, мотивации
и контроля. Так, если в ходе реализации
плана были выявлены отклонения, то меры
по их устранению реализуются при выполнении
указанных выше функций, вплоть до изменения
плановых заданий.
Контроль, а мы здесь рассматриваем заключительный
контроль, в своей аналитической составляющей
направлен на оценку уровня выполнения
плановых заданий. Данные контроля, наряду
с информацией о состоянии внешней среды,
являются необходимыми для разработки
плана на следующий плановый период [5].
Более того, в каждую обобщенную
функцию управления можно «встроить»
эти же четыре обобщенные функции управления,
как это сделано на рисунке 2.1. для функции
планирования. Это означает, что необходимо
планировать, организовывать, мотивировать
и контролировать плановую деятельность.
То же можно сказать и про остальные функции
управления.
Каждая из этих функций в свою очередь
может быть представлена совокупностью
более частных функций, при выполнении
которых принимаются определенные решения,
вытекающие из содержания этой функции.