Роль управленческих решений в менеджменте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:19, курсовая работа

Описание

В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1. Роль управленческих решений в менеджменте………………………………..5
2. Управленческие решения в эффективном менеджменте организации……...10
2.1 Классификация управленческих решений………………………………..15
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям……………..19
2.3 Индивидуальные и групповые методы принятия решений……………..20
2.4 Организация выполнения решений……………………………………….24
2.5 Контроль выполнения принятых решений………………………………27
Заключение………………………………………………………………….……..31
Список литературы……………………………………………………………….32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 55.96 Кб (Скачать документ)

                                                     Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Роль  управленческих решений в менеджменте………………………………..5

2. Управленческие  решения в эффективном менеджменте  организации……...10

    2.1 Классификация управленческих решений………………………………..15

    2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям……………..19

    2.3 Индивидуальные и групповые методы  принятия решений……………..20

    2.4 Организация выполнения решений……………………………………….24

    2.5 Контроль выполнения принятых  решений………………………………27

Заключение………………………………………………………………….……..31

Список литературы……………………………………………………………….32

 

Введение

Особое место в теории управления и социологии организации занимает проблема руководства. Традиционно  под руководством принято понимать отношения, возникающие в организации  в процессе и по поводу управления.

Основной принцип управления - единоначалие. Суть его в том, что власть, право  решения, ответственность и возможности  контролировать процессы и отношения  в организации предоставляются  только одному должностному лицу. Соответственно руководитель—лицо персонифицирующее  ответственность, власть и право  контроля. Отношения единоначалия во многом формируют иерархическую  пирамиду организации.

Поскольку вся власть и ответственность  за функции контроля над отношениями  закреплены за одним лицом (руководителем), а он физически не в состоянии  осуществлять его в полном объёме, руководитель вынужден делегировать часть  своих полномочий подчинённым. Именно это и формирует вертикальные (линейные) иерархические структуры. Специализация управленческих функций  и формы их координации порождают  жёсткий рисунок функциональной структуры современной организации. В созданной таким образом  управленческой иерархии каждый работник имеет собственного руководителя и  все, кроме рядовых исполнителей, имеют подчинённых. Отсюда вытекает специфика двойственной формальной позиции любого руководителя, которая  накладывает существенный отпечаток  на образ его поведения.

Говоря о проблемах организации, невозможно обойти вниманием такую  важную проблему, как принятие управленческих решений.

Она занимает одно из центральных  мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты  по теории управления, начиная с  М. Вебера, прямо связывают её деятельность в первую очередь с подготовкой  и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких  решений. Интерес социологов к этой проблеме обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы.

Характеризуя полный цикл управленческой деятельности, состоящий из целепологания, планирования, организации, координации, контроля и корректировки целей, легко заметить, что он, в конечном счете, представлен в виде двух элементов  управления: подготовки и осуществления  управленческих решений. Именно поэтому  решения – центральный элемент  управления и организации.

В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком  в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят  к таковым, например, решение о  поступлении человека на работу, решение  об увольнении с неё и т.п. оправданной  представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует  относить лишь те решения, которые затрагивают  отношения в организации.

Управленческие решения, таким  образом, всегда связаны с изменениями  в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или  соответствующий орган, несущий  полную ответственность за последствия  контролируемых или реализуемых  решений. Границы компетенции, в  рамках которой он принимает решение, чётко обозначены в требованиях  формальной структуры. Однако число  лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Подготовка управленческих решений  в современных организациях нередко  отделена от функции их принятия и  предусматривает работу целого коллектива специалистов. В «классической» теории управления она, как правило, является функцией штабных служб.

Процесс осуществления решения  связан с реализацией специального плана, который представляет собой  совокупность мероприятий, направленных на достижение целей и сроков их реализации. Разработка такого плана  – прерогатива соответствующих служб в аппарате управления. Однако сегодня к его разработке привлекаются те, кто будет его реализовывать, то есть непосредственные исполнители.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Роль управленческих решений в менеджменте.

Для менеджера  принятие решений – это постоянная и весьма ответственная работа. Необходимость  принятия решений пронизывает все, что делает руководитель любого уровня, формулируя цели и добиваясь их достижения. Поскольку принятые решения касаются не только менеджера, но и других людей  и во многих случаях всей организации, понимание природы и сути принятия решений чрезвычайно важно для  каждого, кто хочет добиться успеха в области управления.

В конечном итоге управленческое решение представляется как результат управленческой деятельности в более широком понимании  управленческое  решение рассматривают  как основной вид управленческого  труда, совокупность взаимосвязанных, целенаправленных и логически последовательных управленческих действий, обеспечивающих реализацию управленческих задач.

Их можно  классифицировать по многочисленным признакам. Однако определяющим моментом являются условия, в которых принимается  решение. Обычно решения принимаются  в обстановке определенности, риска, неопределенности.

В условиях определенности менеджер сравнительно уверен в результатах каждой из альтернатив.

В обстановке риска (неопределенности) максимум, что  может сделать менеджер, это определить вероятность успеха для каждой альтернативы.

В данном случае важное значение имеет собственная  культура, ценности и традиции организации. Сотрудники подвергаются воздействию  культуры организации и поэтому  не рассматривают варианты решения  ее.

Существуют  и другие критерии классификации  управленческих решений:

  • по сроку действия последствий решения: долго-, средне- и краткосрочные;
  • по частоте принятия: одноразовые (случайные) и повторяющиеся;
  • по широте охвата: общие (касающиеся всех сотрудников) и узкоспециализированные;
  • по форме подготовке: единоличные, групповые и коллективные решения;
  • по сложности простые и сложные;
  • по жесткости регламентации: контурные, структурированные и алгомитрические.

Контурные решения лишь приблизительно обозначают схему действия подчиненных и  дают им широкий простор для выбора приемов и методов их осуществления.

Структурированные предполагают жесткое регламентирование  действий подчиненных. Инициатива же с  их стороны может проявляться  лишь в решении второстепенных вопросов.

Алгоритмические – предельно жестко регламентируют деятельность подчиненных и практически  исключают их инициативу.

Определенный  интерес представляет классификация  управленческих решений, данная М. Месконом, М. Альбертом и Ф. Хедоури, которые  выделяют организационные, интуитивные  и рациональные решения.

Организационное решение – это выбор, который  должен сделать руководитель, чтобы  выполнить обязанности, обусловленные  занимаемой должностью. Цель организационного решения – обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам.

Организационные решения можно разделить на две  группы:

  1. запрограммированные
  2. незапрограммированные

В запрограммированном  решении число возможных альтернатив  ограничено и выбор должен  быть сделан  в переделах направлений , заданных организацией.

Незапрограммированные решения – это решения, требующие  в определенной мере новых ситуаций, они внутренне не сконструированы  или сопряжены с неизвестными факторами. К числу незапрограммированных  можно отнести решения по следующим  вопросам: какими должны быть цели организации? как улучшить продукцию? как усовершенствовать  структуру? и т.п.

На практике немногие управленческие решения оказываются  запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. По сути процесс принятия организационных решений весьма тесно связан с процессом управления организацией в целом.

В литературе классификации управленческих решений  строятся по самым разным основаниям. Одной из классификацией А.И. Пригожиной является учет меры вклада субъекта решения  в организационные преобразования. Согласно автору, все управленческие решения в организации могут  быть разделены на:

1) жестко  обусловленные (детерминированные)

2) слабо  зависящие от субъекта решения.

К первым обычно относятся либо так называемые стандартизированное решение (обусловленные  принятыми выше предписаниями и  распоряжениями), либо вторично обусловленными расположением вышестоящей организации. Этот тип решений практически  не зависит от качеств и ориентации руководителя.

Другой  тип решений – так называемые инициативные решения, где качества руководителя накладывают серьезный  отпечаток на  характер принимаемых  решений. К ним относятся решения, связанные как с локальными изменениями  в организации (поощрения, наказания), так и с изменением механизмов, структуры, целей организации. Инициативное решение обычно рассматривают как  выбор альтернативы поведения из нескольких возможных, каждая из которых  влечет ряд позитивных и негативных последствий. В число факторов, влияющих на качество решений, отмечают: компетентность персонала, деловые и личные качества руководителя, его ролевые (должностные, функциональную, групповую, гражданскую, семейную) позиции.

Большое место среди перечисленных факторов уделяется проблеме надежности информации коммуникации, помехам, возникающим  в ходе передачи информации. В числе  последних большое место уделяется  положениям, связанным со спецификой ролевой позиции и интересов  тех, кто перерабатывает информацию в процессе ее прохождения от нижних ярусов организации до субъекта решения.

Одним из важных факторов, влияющих на качество управляющих решений, является число  ярусов в организации, увеличение которых  ведет к искажению информации при подготовке решения, искажению распоряжений, идущих от субъекта управления, увеличивает неповоротливость организации.

Этот  же фактор способствует запаздыванию информации, которую получает субъект  решения. Это и обуславливает  постоянное стремление сократить число  ярусов управления (уровней) организации.

Не меньшее  значение приобрела в теории организаций  проблема рациональности принимаемых  решений. Если первые теоретики социологии управления рассматривали подготовку решения как целиком рациональный процесс, то, начиная с середины 50-х  гг. распространение получил подход, согласно которому данный процесс считается  ограниченно рациональным, ибо обусловлен социокультурными и человеческими  факторами. Все чаще при подготовке решений отмечается роль интуиции руководителя. Серьезной проблемой, связанной  с эффективностью организации, является также проблема выполнения решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управленческие решения в эффективном менеджменте организации             (предприятия).

Разработка  эффективных управленческих решений  — необходимое условие обеспечения  конкурентоспособности продукции  и организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики, регулирования социально-психологических  отношений в организации, создания положительного имиджа

В общем  виде управленческое решение (индивидуальное или групповое) определяет программу  деятельности коллектива по эффективному разрешению сложившейся проблемы на основе знаний объективных законов  функционирования управляемой системы  и анализа информации, о ее состоянии.

Управленческие (организационные) решения от всех других решений отличают:

  • цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации;
  • последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и ее работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения ее руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельную организацию может существенно повысить уровень безработицы;
  • разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) — реализацией уже принятых решений;
  • профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения исходя из своего опыта. В управлении организацией принятие решений — гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.

Информация о работе Роль управленческих решений в менеджменте