Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 00:19, курсовая работа
В социологической литературе существуют разнообразные точки зрения на то, какие решения, принимаемые человеком в организации, считать управленческими. Некоторые специалисты относят к таковым, например, решение о поступлении человека на работу, решение об увольнении с неё и т.п. оправданной представляется точка зрения, согласно которой к управленческим следует относить лишь те решения, которые затрагивают отношения в организации.
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Роль управленческих решений в менеджменте………………………………..5
2. Управленческие решения в эффективном менеджменте организации……...10
2.1 Классификация управленческих решений………………………………..15
2.2 Требования, предъявляемые к управленческим решениям……………..19
2.3 Индивидуальные и групповые методы принятия решений……………..20
2.4 Организация выполнения решений……………………………………….24
2.5 Контроль выполнения принятых решений………………………………27
Заключение………………………………………………………………….……..31
Список литературы……………………………………………………………….32
Вторым аспектом согласования является признание решения подчиненными, которые должны его выполнять, ибо реальным решением является то, которое фактически осуществляется исполнителями. Однако многие руководители организаций, пользуясь законной властью, пренебрегают этим фактором, отдавая распоряжения и требуя их исполнения, не советуясь со своими подчиненными и не убеждая их в правильности своего решения. Такой подход совершенно оправдан в условиях дефицита времени или в случае принятия запрограммированных решений. Тем не менее, шансы на успешную реализацию любых решений значительно возрастают, когда причастные к этому люди внесли в решение свою лепту и искренне верят в то, что делают. Если подчиненные не участвуют в подготовке того или иного решения, то у них возникает чувство отчуждения, связанное с тем, что это решение подготовлено другими людьми. Поэтому большую роль в деятельности руководителя играет не только разъяснение отдаваемых распоряжений, но и личное влияние на подчиненных путем их убеждения и привлечения к процессу подготовки управленческих решений.
Если
полномочия по принятию решения были
переданы ЛПР от владельца проблемы
(вышестоящего руководителя), то принятое
решение должно быть утверждено. Утверждение
— это одобрение решения теми
лицами, которые имеют на это право
и несут юридическую
Лицо, утверждающее
решение, может использовать одну из
четырех возможностей, а именно:
1) одобрить решение, 2) отвергнуть его,
3) потребовать дополнительную информацию
или 4) предложить продолжить анализ проблемы.
Если руководитель удовлетворен, то он
подпишет решение и вернет его
в аппарат управления (штаб), который
доведет решение до всех участвующих
в его исполнении подразделений.
Если процесс принятия решения был
выполнен правильно, то утверждение
решения обычно становится формальностью.
Полный отказ утвердить решение
— относительно редкое явление, потому
что он указывает на серьезные
недостатки в процессе принятия решения.
В остальных случаях
Вместе с тем успех в реализации управленческих решений зависит от множества других факторов, таких как признание подчиненными фактического права руководителя отдавать приказы и распоряжения (т.е. признание его власти), разработка плана реализации решения, организация взаимодействия и мотивирование исполнителей, контроль их деятельности, коммуникация, осуществление властных полномочий и руководство подчиненными. Таким образом, реализация решений требует от руководителей выполнения всех функций управления организацией (планирования, организации деятельности, мотивации и контроля) с помощью основных «связующих» процессов (руководства, принятия решений и обмена информацией).
2.5 Контроль выполнения принятых решений.
Заключительным этапом разработки и реализации решения является контроль. Контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, обеспечения реализации принятых управленческих решений. При помощи контроля руководство opганизации определяет правильность своих решений и устанавливает потребность в их корректировке.
Процесс контроля, с одной стороны,— это процесс отслеживания хода выполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения. С другой стороны, процесс контроля — это процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов. Именно результаты контроля являются основанием для руководителей организации корректировать ранее принятые решения, если отклонения в ходе реализации ранее принятых решений значительны.
Отсутствие надежной системы контроля и, как следствие, эффективной обратной связи может привести организацию к кризисной ситуации. Если принятое решение оказалось недостаточно эффективным или ошибочным, то именно хорошо отлаженная система контроля может позволить своевременно это установить и внести коррективы в действия организации. Хорошо отлаженная система контроля своевременно выявляет проблемы.
Содержание контроля проявляется в выполняемых им функциях: диагностики состояния дел, ориентирования, стимулирования, корректировки действий, распространения передового опыта, осуществления авторского надзора, а также педагогической и правоохранительной.
Диагностическая функция контроля
состоит в выявлении
Корректирующая функция
Авторский надзор — это одна из
функций контроля, в ходе которого
ЛПР не только проявляет внимание к воплощению
замысла, но и критически оценивает упущения,
обсуждает с заинтересованными лицами
сомнения, учится, повышает свою квалификацию.
Контроль выполняет в этом случае педагогическую
функцию.
Контролю свойственна и
В менеджменте контроль подразделяется на предварительный, текущий и заключительный.
В зависимости от выполняемых функций и особенностей проведения при выборе и реализации управленческих решений выделяют контроль предварительный, направляющий, фильтрующий и последующий.
Методы предварительного контроля исполняются до начала выполнения решения, что позволяет определить качественные, количественные и структурные характеристики оптимального варианта его реализации. Задача предварительного контроля — установить, верно ли сформированы цели, определены предпосылки и стратегии
Направляющий контроль применяется от начала практического осуществления решения до завершающего этапа. Он включает измерение, сравнение, оценку объекта, выработку и исполнение корректирующего действия, направленного на достижение конечного результата.
Метод фильтрующего контроля применяется
в разовом порядке в ходе реализации
решения. В его содержание входит
приостановление выполнения решения
на каком-либо участке при резких
отклонениях фактических
Метод контроля по результатам (последующий контроль) применяется по исполнению решения и полезен для учета нюансов работы, ее результатов на будущее.
В организации может
Процесс контроля включает четыре стадии:
Нормы функционирования устанавливаются в ходе составления плана. На этапе организации контроля выделяются точки наблюдения — индикаторы отклонения поведения объекта контроля от нормы функционирования.
Эффективный
контроль основан на прогнозировании
результатов, должен быть ориентирован
на перспективу, иначе может стать
формальным и даже бесполезным Сбор
данных о фактическом исполнении
решений — обеспечивающий этап контроля,
наилучшая его форма —
Заключение.
Решение - это выбор альтернативы. Необходимость принятия решений объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности, возникает на всех этапах процесса управления и составляет часть любой функции менеджмента.
Принятие решений (управленческих) в организациях имеет ряд отличий от выбора отдельного человека, так как является не индивидуальным, а групповым процессом.
На характер принимаемых решений
огромное влияние оказывает степень
полноты и достоверной
Комплексный характер проблем современного
менеджмента требует
Принятие решения – не одномоментный
акт, а результат процесса, имеющего
определенную продолжительность и
структуру. Процесс принятия решений
– циклическая
Принятие решений является самым важным делом в работе менеджера. Поэтому учиться принимать решения нужно еще в процессе обучения, а не тогда, когда от тебя уже зависит судьба предприятия. К тому сейчас можно учиться не только на собственных ошибках, но и на опыте других людей и организаций. Принимая решение, нужно осознавать, что ты распоряжаешься не только своей судьбой, но и судьбами работающих у тебя людей.
Список литературы
1. Батрик Р., «Техника принятия эффективных управленческих решений». 2006.г
2. Башкатова Ю.И. « Управленческие решения». Учебник. 2004.г
3. Воронин В.Г., Кобулов Б.А., Гайдаренко Л.В. « Управленческие решения». Учебно – практическое пособие. 2007.г
4. Лапыгин Д.Ю., Лапыгин Ю.Н. «Управленческие решения» Учебное пособие. 2009.г
5. Пирогова Е.В. «Управленческие решения». Учебное пособие. 2010.г
6. Смирнов Э.А. «Разработка управленческих решений». Учебное пособие. 2007.г
Информация о работе Роль управленческих решений в менеджменте