Роль японского менеджмента в развитии экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание

Цель работы – выявление влияния японской системы управления на экономику Японии, на примере компании «Hitachi».
Для решения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
– ознакомиться с взглядами различных авторов на модель японского менеджмента;
– выявить истоки формирования японского менеджмента;
– описать сущность японского менеджмента;

Содержание

Введение …………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы японской системы управления ……….
1.1. Историко-культурные аспекты возникновения японской системы управления ………………………………………………………………….
1.2. Сущность японской системы управления: структура, стратегия, признаки и особенности ……………………………………………………
1.3. Концепция «кайдзен» как главный инструмент японской системы управления …………………………………………………………………
Глава 2. Особенности японской системы управления на примере компании «Hitachi» …………………………………………………………
2.1. Место компании «Hitachi» в системе японского менеджмента …..
2.2. Стратегия, структура и принципы управления в компании «Hitachi» …………………………………………………………………….
2.3. Влияние японской системы управления на экономику Японии ….
Заключение ………………………………………………………………….
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа.docx

— 71.58 Кб (Скачать документ)

Таким образом, концепция  кайдзен в отличие от западного менеджмента воспитывает мыслящих и дисциплинированных людей, которые контролируют свои действия, направленные на достижение конкретных целей, поставленных руководством предприятия.

Вывод:

Проанализировав японскую систему  управления, выявлены истоки ее формирования, которые находят свое место в исторических особенностях, культуре и общественной психологии страны. В основе сущности такого менеджмента лежит корпоративное управление, на базе которого построены стратегия, структура, принципы и главный инструмент управления японских компаний, позволившие достичь японской экономике высоких результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности японской системы управления на примере   компании «Hitachi»

 

2.1. Место компании «Hitachi» в системе японского менеджмента

 

  Компания «Hitachi» - это японский конгломерат, который является одним из крупнейших во всем мире. «Hitachi» занимает лидирующую позицию в электротехнической отрасли Японии. В фирме работает 323 540 тысяч человек. Чистый объем продаж 9 665 883 миллионов Йен (1 Йена = 0,3062 российских рублей). Выпуск продукции для мирового рынка составляет 25% систем для промышленной автоматизации и автомобильных компонентов, 21% информационных и телекоммуникационных систем, 15% полупроводниковых материалов и кабельной продукции. [30]

Компания «Hitachi» была основана в 1910 году японским инженером Намихэйем Одайрой  в городе Хитати. Название фирмы и ее товарный знак образовались с помощью наложения двух иероглифов друг на друга – «hi», который означает «солнце» и «tachi», означающий «восход». Дословно название фирмы переводится как «рассвет», что отражает корпоративную философию компании – развитие общества с помощью технологий.

Товарный знак «Hitachi» (приложение 2) состоит из четырех выступов на внешней стороне круга, которые одновременно символизируют четыре стороны света и лучи восходящего солнца. Одайра заложил в этот знак свое восприятие мира, видя в нем силуэт человека, стоящего на фоне восходящего солнца и размышляющего, как будущее человечества можно сделать более светлым. [26]

Корпоративным девизом компании является фраза «Inspire the Next», что в переводе на русский язык означает «Вдохновляя будущее». Девиз говорит о том, что «Hitachi» чувствует себя свежим ветром, который будет воодушевлять будущее.

Компания «Hitachi» имеет свой символ, который отражает ее внутренние ценности и стремление к гармонии. Символом является большое дерево с густой и раскидистой кроной. Оно находится в парке Моаналуа, остров Оаху, Гаваи (США). Высота дерева составляет около 25 метров, диаметр кроны – 40 метров, обхват ствола у основания – около 7 метров, а возраст дерева приблизительно 130 лет. Дерево «Hitachi» символизирует стремление корпорации к росту и расширению, при неослабевающем внимании к собственным корням. [28]

Название, товарный знак, корпоративный  девиз и символ  фирмы отражают традиционную японскую психологию, которая  лежит в корнях японского менеджмента.

Как говорилось ранее, в параграфе 1.2. главы 1, одной из  особенностей японского менеджмента является то, что работник – это организация, и он находится на первом плане в поле внимания и интересов руководства. Так, в компании «Hitachi» менеджмент имеет систему Гражданской Службы, которая ориентирована на безопасность и комфорт работника. Благодаря такой системе каждый знает свой путь продвижения и перспективы своего развития. Продвижение осуществляется на основе производительности труда и стажа, что присуще  принципу пожизненного найма в японском менеджменте.

В параграфе 1.1. главы 1 упоминается  то, что отношения между работниками в системе японского менеджмента строятся на основе коллективизма, что неразрывно связанно с психологией японцев, на которой базируется японская модель управления. Отношения между работниками в «Hitachi» в учебной литературе сравнивают с семьей. Например, в компании действует Фонд Взаимопомощи, из которого выделяются подарки по случаю свадьбы, дня рождения и других. В случае смерти рабочего или его члена семьи преподносится дар соболезнования.

Таким образом, компания «Hitachi» функционирует на базе японской модели управления, впитав в себя ее исторические и культурные особенности, что определяет место компании «Hitachi» в системе японского менеджмента.

2.2. Стратегия,  структура и принципы управления  в компании «Hitachi»

 

В параграфе 1.2. главы 1 говорится  о ключевом месте стратегии в  японском менеджменте, которая имеет свои особенности. На основе  этих качеств построена и стратегия компании «Hitachi», которая основывается на «платформе бренда «Hitachi»» – «Общество меняется. Хитачи его меняет». Эта платформа объединяет дух сотрудников фирмы и формирует чувство коллективизма, присущий японскому менеджменту. Платформа бренда «Hitachi» в свою очередь базируется на самоощущении фирмы, состоящем из трех краеугольных камней: видения, миссии и ценностей бренда.

Видение компании заключается  в желании сделать жизнь людей  богаче и развивать общество путем  создания систем, товаров и услуг, которые смогут формировать новые  возможности и ценности на базе новейших технологий и знаний.

Миссия компании заключается в обнаружении интересов общественности и клиентов компании, а также в достижении целей, которые будут обгонять эти интересы.

Ценностями компании являются те, которым доверяют заказчики компании и само общество. [27]

Структура управления компании «Hitachi» имеет традиционную для японского менеджмента форму пирамиды. «Пирамида» управления в «Hitachi» выглядит следующим образом:

  1. «кэйэйся» (руководство):

– совет директоров;

– почетный президент. Эту должность занимает вышедший в отставку президент фирмы. Он играет решающую роль в области принятия стратегических решений;

– президент. Занимается текущими вопросами фирмы;

– вице-президент;

– главный управляющий  директор;

– управляющий директор;

– директор (член совета директоров).

  1. «канрися» (администрация):

– начальник отдела;

– заместитель начальника отдела;

– заведующий сектором;

– заместитель заведующего  сектором.

  1. «иппанся» (рядовой состав):

– руководители групп. [9, C.110]

С момента основания по настоящее время, управление в компании «Hitachi» основывается на 3 главных принципах: гармония, искренность и дух первооткрывательства.

Принцип гармонии («wa») основывается  на цeленаправленном продвижeнии впeред, опираясь на явные и всeсторонние oбсуждения. Пoсле пpинятия коллективного рeшения о выбoре цeли кoмпания стремится к этoй цeли как общее цeлое.

Принцип искренности («makoto») подразумевает, что каждый работник «Hitachi», являясь грaжданином мировой ассоциации всeгда пытается быть благородным и открытым. Решения в кoмпании принимаются и действуют на oснове этичeских принципoв.

Принцип духа первооткрывательства («kaitakusha seishin») гласит, что «Hitachi» всегда стрeмится быть впeреди свoего врeмени, чтобы обогнать потребности общeства и свoих клиeнтов с помощью бесперебойных иннoваций. [29]

Таким образом, стратегия, структура  и принципы управления в компании «Hitachi» являются примером  японской модели управления, которые работают на всё общество в целом на протяжении долгого времени.

 

 

    1. Влияние японской системы управления на экономику Японии

На сегодняшний день экономика Японии по праву считается одной из самых развитых экономик мира. Япония занимает второе место по объему производимого валового национального продукта (ВНП), является главным конкурентом США на мировом рынке, лидером НТП в некоторых перспективных отраслях.

Прошло немало времени, прежде чем Япония стала мировой экономической  сверхдержавой. Поражение во Второй мировой войне дало  весомый  толчок  к развитию экономики  страны. Быстрый экономический рост Японии после войны получил название японского экономического чуда, который привлек внимание всего мира. «Всего за несколько десятилетий поверженная и разрушенная страна превратилась во вторую по своему экономическому могуществу державу мира. И это при практически полном отсутствии природных богатств, весьма ограниченном первоначальном капитале и на очень небольшой территории». [11, С.47]. Главная причина успехов в развитии японской экономике объясняется с помощью системы японского менеджмента, которая оказала существенное  влияние на экономику страны.

В 1970 году группа исследователей из Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сделала вывод, что источники высоких темпов роста экономики Японии скрываются в своеобразном способе управления персоналом, основу которого составляют "четыре кита": система пожизненного найма, система повышения зарплаты с выслугой лет, построение профсоюзов по компаниям и чувство коллективизма.

Высокое качество продукции, которому уделяется высокое внимание в системе японского менеджмента, является одной из причин всемирной известности японской техники. Такой системы контроля качества нет ни в одной другой стране. Ответственность за производимую продукцию чувствует каждый японский рабочий. Для этого на предприятиях создаются «кружки качества», члены которых должны постоянно самосовершенствовать собственные знания и умения. Японские менеджеры считают, что лучше выявить брак на начальной стадии производства, чем обнаружить неполадки, когда продукция готова.

Японский менеджмент учитывает  потребности общества и всегда старается предугадать нужды потребителя товара и услуг. Например, в компании Sony приоритет отдается производству новой продукции, которая очевидно больше интересна потребителю.

На сегодняшнем этапе  развития мировой экономики большое значение в развитии компаний имеет четко разработанный план действий. И японцы здесь занимают лидирующие позиции. Они лучше всех научились просчитывать все возможные пути развития и успешно применяют данное умение на практике. В большинстве японских организаций план действий составляется как минимум на год вперед. Это позволяет избежать в будущем непредвиденных ситуаций и минимизировать затраты при решении возникающих проблем. [22, С.42]

 Одним из ярких примеров  влияния  менеджмента на развитие  экономики Японии является деятельность  компании «Nissan». Ее руководитель Карлос Гон, был назначен директором компании в кризисные для нее времена. Имея активную позицию, новый руководитель стал внедрять новые методы управления. Так, он сократил штат компании и закрыл ряд филиалов, которые не приносили доход, при сборке однотипных автомобилей стали использоваться одинаковые детали, что сократило финансовые издержки, при этом он полностью сохранил традиции и принятые ценности японского менеджмента.

Карлос Гон разработал свою собственную стратегию развития на основе стратегии японского менеджмента. Он рассчитал объемы производства на будущие периоды, ориентируясь на то, сколько автомобилей приходится на 1000 человек, имеющих водительские удостоверения, причем од каждый рынок должна создаваться своя модель автомобиля, что позволит быстро реагировать на спрос на конкретном рынке.

  Благодаря традиционным и инновационным методам японского менеджмента он спас компанию от банкротства, и она вошла в пятерку лучших мировых производителей автомобилей.

Японский менеджмент оказал на экономику страны оказал  не только положительное, но и отрицательное влияние. Японская экономика, которая достигла высот материального производства в области его масштабов, уровня производительности на отдельно взятом предприятии и качества выпускаемой им продукции, постепенно начинает нести убытки от недостатка инициативных  менеджеров, так и рядовых сотрудников. Инициативность в данном случае стоит рассматривать, как «…воображение, оригинальность и дальновидность, а не просто агрессивность и решительность при принятии того или другого решения в ведении бизнеса». [11, С.4] Инициативность на прямую связана с раскованным мышлением и поведением каждого субъекта экономики и общества. Следовательно, необходимо развивать индивидуализм работников, которого так не хватает японской экономике.

Таким образом, в системе японского менеджмента сочетаются традиционные и инновационные черты, что повлияло на японскую экономику и ее включение в процесс мирового экономического сотрудничества и развития.

Вывод:

В основе деятельности компании «Hitachi лежит безопасность и комфорт работника. Предоставленные условия работы формируют положительное отношение к компании, тем самым предупреждая «текучесть» кадров и сохранение высококвалифицированных специалистов. Компания «Hitachi» сохранила традиции японского менеджмента, определив себе одно из ведущих мест на мировом рынке.

Многими авторами, изучающими японскую экономику, отмечено, что коллективный способ принятия решений положительно влияет на качество выпускаемой продукции, что позволяет делать ее лидером продаж, соответственно, конкурентоспособной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный в  курсовой работе анализ японской системы управления, как важнейшего фактора развития и успешной деятельности предприятий, обуславливающего экономические успехи национальной экономики на мировом уровне, анализ особенностей управления персоналом в Японии позволяет сделать следующие выводы:

Информация о работе Роль японского менеджмента в развитии экономики