Российский рынок труда и его государственная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной экономики.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и функционирование рынка труда 4
1.1. Понятие и структура рынка труда 4
1.2. Механизм и особенности функционирования рынка труда 7
2. Российский рынок труда и его государственная политика 11
2.1.Специфика российского рынка труда 11
2.2. Государственная политика в области занятости 13
Заключение 21
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат Активная и пассивная политика занятости населения.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     Заработная  плата на уровне W 0 становится доминирующей, общепринятой с которой должны считаться  и работодатели, и работники. При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка.

     В результате действия механизма спроса и предложения рынок труда  выполняет следующий функции:

     - регулирование спроса и предложения труда; обеспечение встречи между продавцами рабочей силы и покупателями (работодателями) для заключения договоров в целях соединения рабочей силы со средствами производства (капиталом);

     - обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями за наем рабочей силы;

     - установление равновесной (доминирующей) цены;

     - содействие полной, но экономически эффективной занятости.

     Функционирование  рынка труда имеет следующие  особенности, связанные с характером и спецификой воспроизводства рабочей силы:

     - Неотделимость права собственности на товар - рабочую силу от его владельца. На рынке труда покупатель приобретает только право использования и частичного распоряжения способностями к труду - рабочей силой, функционирующей в течение определенного времени, поэтому покупателя правильнее называть нанимателем (работодателем). В случае нарушения прав работника наниматель несет юридическую ответственность и может иметь экономические потери.

     - Относительно длительное взаимодействие продавца (наемного работника) и покупателя (работодателя), что играет немаловажную роль в конкурентоспособности фирмы (качество выполняемой работы, трудоотдача и т.д.).

     - Необходимость детальной регламентации деятельности субъектов рынка, вызванное наличием большего числа институциональных структур (законодательство, социально-экономические программы, службы занятости, профсоюзы и т.п.)

     - Высокая степень индивидуализации сделок, связанная с различным уровнем рабочей силы, технологий производства и организации труда и т.д.

     - Оплата труда, осуществляемая в соответствии с конечными результатами, т.е. ценой продукции, созданной данным трудом, что ставит спрос на рабочую силу в зависимость от спроса на конечные товары и услуги. Спрос на рабочую силу как бы порождается спросом на товары и услуги, а потому называется производным.

     - Для работника имеет значение не только денежный аспект, но и содержание и условия труда, гарантии сохранения рабочего места, перспективы продвижения по службе, микроклимат в коллективе и т.д.[9, c. 44]

 

      2. Российский рынок  труда и его  государственная  политика

     2.1.Специфика российского рынка труда

     Характерной чертой российского рынка труда  стала высокая оборачиваемость  рабочей силы, достигавшейся не только за счёт выбытия рабочей силы, но и за счёт приёмов на работу, при абсолютном доминировании практики добровольных увольнений. Порядка 60-70% процентов выбывших оставляли работу добровольно. Даже с учётом широкого распространения неформальных практик увольнения, сложно усомниться в значимости этой цифры. При переходе к рыночной модели экономического развития одна из наиболее сложных проблем - формирование рынка труда. С целью моделирования собственного рынка труда необходимо рассмотреть модель общего рыночного хозяйства с выделением блоков, непосредственно относящихся к рынку труда.

     Исследования  его функционирования в отрыве от других рынков не позволяет выявить  все возможные рычаги его регулирования, так как необходимо вести учет взаимодействия всех его взаимосвязанных  элементов.

     Макроэкономическая модель предполагает разделение отраслей народного хозяйства по признакам (функциональному, степени взаимозаменяемости труда и капитала) и качественным характеристикам используемых трудовых ресурсов (производственная сфера, включающая отрасли материального производства без торговли, сфера услуг, бюджетная сфера - наука, культура, образование).

     В настоящее время прочно утвердилось  представление о том, что рынок  труда - это безработица, предложение  труда ассоциируется с незанятым  населением, а спрос на труд - с вакантными рабочими местами. Подобное смещение понятий приводит к серьезным искажениям в оценке сложившейся ситуации в области занятости и перспектив становления рынка труда в России.

     В соответствии с современной экономической  теорией существование и функционирование полноценного, конкурентного рынка труда предполагает ряд взаимосвязанных условий, основные из которых следующие:

     - большое количество независимых  субъектов, представляющих сторону  спроса и сторону предложения  на рынке труда;

     - рыночные мотивации поведения экономических субъектов на рынке труда;

     - экономическая свобода, или свобода  выбора для субъектов на рынке  труда;

     - высокая степень потенциальной  мобильности субъектов на рынке  труда;

     - общая рыночная (конкурентная) среда  в экономике.

     Становление рынка труда в России происходит не только в результате усилий реформаторов, но и благодаря развитию общества, вставшего на путь перехода к рыночной экономике.

     Из-за низкой материальной обеспеченности россиян  и, в особенности, безработных, а также вследствие высокой социальной напряженности в обществе, уровень безработицы, вызывающей социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. Анализ ситуации в сфере занятости в России показывает, что с точки зрения коллективной характеристики безработицы есть основание говорить о трех ее уровнях - естественном, приемлемом и массовом. В каждой стране складывается свой естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими размерами, системой коммуникаций, темпами развития экономики и т.п.

     Международный опыт позволяет убеждать, что безработица  в пределах 5 - 7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Другое дело - массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социально-экономической жизни в стране.

     Речь  не идет о каком-то едином уровне безработицы, который постоянно может рассматриваться  как общественно опасный. Изменения, происходящие в жизни общества, могут  повышать или понижать критический  порог. Задача состоит в том, чтобы  правильно оценивать и учитывать его при реализации программы конкретных действий.

     В обсуждаемых сейчас программах выхода экономики России из кризиса безработица  трактуется как результат и следствие  экономической политики, а потому борьбе с безработицей не отводится  стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не только гипертрофированное внимание к финансовой стороне российского кризиса и не только невнимание к социальной цене идущих в экономике перемен.

     В этих программах не учитывается, что безработица выходит - точнее говоря, вышла на уровень, в весьма заметной степени предопределяющий ее грядущую динамику.[15, c. 44-46] 
 

     2.2. Государственная  политика в области  занятости

     Важнейшими  элементами, характеризующими функционирование государства на рынке труда, выступают активная антиинфляционная политика государства и противодействие вынужденной безработице (здесь необходимо достижение баланса, возможно, за счет поддерживающих равновесие иных мероприятий и механизмов, поскольку инфляция и безработица — два разнонаправленных регулятора на рынке труда); устранение диспропорций в распределении трудовых ресурсов, создание условий нормального воспроизводства рабочей силы и ослабление социальной напряженности в обществе.

     Понятие социальная защита рассматривается, как правило, в двух смыслах: в широком — это деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав, в том числе права на достойный человека уровень жизни, необходимый для нормального воспроизводства и развития личности.

     При этом необходимо учесть, что если субъект  занятости осознает ее динамику, он может играть в ней активную роль, стимулируя таким образом свое собственное развитие, свои способности в сфере социальной защиты населения, в сфере занятости, которая не на словах, а на деле выработала бы целый комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости (защита от безработицы), справедливого вознаграждения за труд (трудовая мотивация), социальной защищенности нетрудоспособных членов общества, ликвидации малообеспеченности, бедности; пенсионных выплат престарелым и инвалидам, компенсации потерь населения от инфляции, роста цен и т. д. По отношению к трудоспособному населению социальная защита предполагает систему соответствующих мер (гарантий), создание равных условий для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предприимчивости. Социальная защита в узком смысле — это комплекс целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения, и прежде всего от негативных последствий процессов переходного периода в проведении реформ и движения к рынку.

     В рамках данной стратегической линии  основной целью государственной  политики занятости становится формирование благоприятных условий для занятости населения и обеспечения предприятий рабочей силой через экономическую стабилизацию, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, развитие систем обучения кадров, действия государственных органов по вопросам занятости. Состояние рынка труда является результатом множества экономических и социальных факторов, равно как и сам рынок труда становится силой, воздействующей на них. Так, пенсионная, молодежная политика и политика в области образования должны учитывать фактор влияния на рынок труда, выполняя при этом свою основную роль. Поэтому решение задач нейтрализации безработицы может быть успешным только при достижении реальной интеграции политики занятости в общую социально-экономическую политику.

     По  этой причине результативность политики занятости находится в непосредственной зависимости от эффективности действий по смежным направлениям:

     - преодоление дефицита рабочих  мест посредством повышения инвестиционной  активности за счет всех источников, развития предпринимательства; учета  влияния экономических решений с точки зрения их воздействия на рынок труда;

     - последовательная стабилизация  уровня жизни, совершенствование  социальной поддержки населения,  направленной в том числе на  снижение вынужденной потребности  в работе, которая имеется у  отдельных социальных групп населения;

     - развитие системы непрерывного  образования как наиболее прогрессивного  средства поддержки качества  рабочей силы;

     - улучшение качества рабочей среды,  включая условия труда, вопросы  заработной платы и использования  рабочего времени; стабилизация кадрового потенциала, эффективное использование имеющихся рабочих мест;

     - проведение взвешенной миграционной  политики, направленной на позитивное  территориальное перемещение населения,  обустройство мигрантов, защиту  внутреннего рынка труда;

     - развитие и повышение эффективности  программ и услуг, реализуемых  через государственные органы  по вопросам занятости и направленных  на предотвращение безработицы  и возвращение не имеющих работы  к активному труду. 

     Можно выделить основные принципы государственного регулирования политики занятости, включая регулирование рынка труда, а именно:

     - защитное регулирование, предназначенное  для ограничения действий, которые  ведут к незащищенности различных  групп трудящихся;

     - поощрительное регулирование, помогающее созданию условий, в которых могут существовать и развиваться определенные формы деятельности;

     - ограничительное регулирование с целью воспрепятствовать отдельным лицам или группам трудящихся действовать таким образом, что они могут получить преимущества по сравнению с другими;

     - директивное регулирование, предполагающее руководство трудящимися в тех направлениях, которые, по мнению правительства или согласно заявлениям трудящихся, могут соответствовать их интересам;

Информация о работе Российский рынок труда и его государственная политика