Российский рынок труда и его государственная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 20:55, курсовая работа

Описание

Фундаментальную основу создания долгосрочных уникальных преимуществ составляют человеческие ресурсы, т.е. люди, их трудовая мораль и стремление к достижению поставленных целей, их знания и система ценностей, творческие и новаторские способности. Именно эти факторы позволяют обеспечить экономический рост, благосостояние и безопасность страны. Определяющую роль играют сфера труда, условия занятости, глубокие преобразования во всей системе трудовых отношений, без которых невозможно осуществить действительный поворот к человеку как главной цели функционирования социально- ориентированной экономики.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и функционирование рынка труда 4
1.1. Понятие и структура рынка труда 4
1.2. Механизм и особенности функционирования рынка труда 7
2. Российский рынок труда и его государственная политика 11
2.1.Специфика российского рынка труда 11
2.2. Государственная политика в области занятости 13
Заключение 21
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

реферат Активная и пассивная политика занятости населения.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

     - финансовые меры (налоги и субсидии), позволяющие увеличивать предложение на рынке труда или содействовать занятости.

     Активная  политика занятости — совокупность организационных, правовых и экономических  мер, способствующих снижению безработицы  до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства. Активная политика занятости включает прежде всего меры:

  • по обеспечению повышения конкурентоспособности работников, социально-профессиональной мобильности — гибкости и динамизма рабочей силы, адекватной по своей профессионально-квалификационной структуре технологическим потребностям производства и структуре спроса на рынке труда;
  • инициирующие спрос на рабочую силу как со стороны частного, так и со стороны государственного секторов экономики;
  • поощряющие развитие малого предпринимательства и самозанятости. Основным инструментом активной политики занятости во всех экономически развитых странах признаются профессиональная подготовка и переподготовка кадров.

     Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий  безработицы, в первую очередь, на поддержание доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей — бесплатно или по сниженным ценам и др.)

     К пассивным мерам также относятся  так называемые компенсационные выплаты, целью которых является сдерживание массовых увольнений, временная частичная компенсация доходов работников предприятий, находящихся в вынужденных отпусках, а также работающих неполный рабочий день (неделю) по не зависящим от них причинам. Компенсационные выплаты используются как чрезвычайная мера и устанавливаются на определенный период и в определенных размерах (от одной до нескольких минимальных заработных плат). Преимущество имеют градообразующие и конверсионные предприятия, а также предприятия, расположенные в «проблемных» регионах. Однако и здесь существуют риски — риск принятия государством обязательств работодателя по выплате заработной платы.

     К средствам активной политики занятости  относятся:

     Информация  о рынке труда — сведения о возможностях трудоустройства, информация о занятиях и карьере, динамике рынка труда, тенденциях в спросе и предложениях рабочей силы. Информация распространяется в центрах занятости, через средства массовой информации, общественные организации, предприятия. Но при этом следует учитывать ее ограничители — недостаточная развитость статистической базы, мониторинговой и социологической информации (требует серьезных финансовых затрат), слабая доступность к качественной информации.

     Содействие в трудоустройстве преследует цель минимизации времени поиска гражданином работы, сокращение периода безработицы и периода заполнения вакансий на предприятиях. Необходимые для этого мероприятия:

     а) поддержание банка вакансий для  информирования граждан о возможностях трудоустройства;

     б) подбор подходящего места работы и работников по запросу работодателя;

     в) проведение «ярмарок вакансий» и  «ярмарок специалистов»;

     г) обучение навыкам работы и специальная  форма интенсивного консультирования для граждан, испытывающих трудности в поиске работы («Клубы ищущих работу», программа «Новый старт»).

     Основная  проблема повышения эффективности  этих мероприятий связана с величиной  напряженности на рынке труда (число  претендентов на одну вакансию).

     Профессиональное  обучение безработных в целях предоставления возможности приобрести новую профессию или повысить квалификацию для последующего трудоустройства. В -этих целях разработана нормативно-правовая база профобучения взрослых. На конкурсной основе сформирована сеть профессиональных образовательных учреждений по многим, в том числе новым, специальностям и профессиям. К проблемам в этой сфере относятся неготовность образовательных учреждений к эффективной профподготовке взрослых, недостаточное развитие учебно-методической базы. В период экономической нестабильности трудно отбирать перспективные профессии. Несовпадение спроса и предложения на учебные услуги в профессионально-квалификационном разрезе. Недостаточно развита потребность в обучении у лиц, ищущих работу.

     Профессиональное консультирование призвано повысить обоснованность Выбора гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными склонностями и потребностями рынка труда, сформировать мотивации высшего порядка, в том числе и в трудовой деятельности. В центрах занятости оказываются услуги по предоставлению:

     а) профессиональной информации о состоянии  и перспективах рынка труда, об особенностях профессий и специальностей, о  требованиях, предъявляемых ими  к личности, об условиях, режиме труда  и его особенностях, о возможностях трудоустройства, получения профессии и специальности;

     б) профессиональной консультации о необходимых  личных шагах при выборе сферы  деятельности, определении профессиональной подготовки, возможностей обучения;

     в) профессиональному отбору как на рабочие, так и на учебные места;

     г) психологической поддержки, цель которой  — развитие навыков адаптации  безработных граждан, повышение  самооценки и усиление мотивации  на поиск работы. Здесь имеются  трудности организационного и кадрового плана.

     Общественные  работы и организация временной  занятости подростков аналогичны по принципам организации, адаптационному эффекту и возможностям поддержания  доходов. Приоритетным правом пользуются дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения  родителей; подростки из семей безработных, неполных, многодетных и неблагополучных семей, а также подростки, стоящие на учете в комиссиях по делам несовершеннолетних. Социально проблема понятна и должна решаться. Однако с позиций расходования государственных средств имеется риск оплачивать временное рабочее место, которое может быть занято обычным путем с оплатой из средств нанимателя.

     Временная, субсидируемая занятость, а также  квотирование (выделение определенного  числа мест, которые могут быть заняты только работниками определенной социальной категории) и поддержка рабочих мест — программы с частичным финансированием органами по вопросам занятости и работодателями. С одной стороны эти программы обеспечивают возможности трудоустройства лиц, которым сложно, по разным причинам, трудоустроиться. Но, с другой стороны, это чревато ограничением доступа к рабочим местам «обычной» рабочей силы, ротацией «дешевой» рабочей силы, существует риск ликвидации рабочего места после прекращения государственной поддержки; слабой заинтересованностью работодателя или подменой использования средств (не создание рабочего места и трудоустройство, а финансирование производственного процесса).

     Поддержка предпринимательской активности безработных  и самостоятельной занятости  заключается в профессиональной ориентации безработных, консультировании по открытию собственного дела, составлению бизнес-планов, обучении основам предпринимательства, финансовая поддержка на стадии становления собственного дела. Однако в условиях нестабильности и отсутствия негосударственных инвесторов процесс идет довольно медленно.

     Пожалуй, слабее всего развито в нашей  стране территориальное перераспределение  рабочей силы.

     Выбор набора средств политики занятости, как правило, осуществляется из трех вариантов:

     1) «активный»;

     2) «умеренно пассивный»;

     3) «пассивный». 

     «Пассивная  политика», ориентированная на материальную поддержку безработных и предоставление простейших услуг по подбору рабочего места через государственные  органы по вопросам занятости —  наиболее «экономичный» путь с точки зрения государственных расходов.

 

      Заключение

     Рынок труда- это система конкурентных связей между участниками рынка (предпринимателями, трудящимися и  государством) по поводу найма, использования  работника в общественном производстве.

     К рынку труда относится не только сфера обмена (купля-продажа) труда, но и сфера воспроизводства трудового потенциала (рыночные механизмы образования, профессиональной подготовки и др.) и сфера использования труда ( рыночные механизмы управления персоналом на производстве). Составляющими элементами рынка труда являются люди, которые выступают носителями рынка труда и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности оказывают существенное влияние на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда.

     Активная  политика занятости — совокупность организационных, правовых и экономических  мер, способствующих снижению безработицы  до ее минимального (естественного) уровня и ориентированная на обеспечение полной, продуктивной и свободно избранной занятости, предоставляющая в то же время возможность предприятиям всех форм собственности свободно нанимать работников для эффективного производства.

     Пассивная политика занятости — меры, направленные на сглаживание негативных последствий  безработицы, в первую очередь, на поддержание  доходов (выплата пособия по безработице; доплаты на иждивенцев, разовое обеспечение  товарами первой необходимости, лечения, отдыха и праздничных мероприятий для детей — бесплатно или по сниженным ценам и др.)

 

      Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года
  2. Воловская, Н.М. Экономика и социология труда / Н.М. Воловская. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  3. Ильин, С.С. Основы экономики / С.С. Ильин, Н.Л. Маренков. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. - 672 с.
  4. Остапенко, Ю.М. Экономика труда / Ю.М. Остапенко. - М.: ИНФРА-М, 2009.
  5. Экономика труда / под ред. Н.А. Горелова. - СПб.: Питер, 2009. - 704 с.
  6. Экономика труда / под ред. П.Э. Шлендера, Ю.П. Кокина. - М.: Юристъ, 2010. - 592 с.
  7. Экономический словарь. 14500 терминов / под ред. А.Н. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 2008. - 1152 с.
  8. Кураков Л.П. и др. Трудовые ресурсы и занятость населения. Учебное пособие. - М.: Пресс-сервис, 2003.
  9. Максимова В.Ф. Макроэкономика: Учебник. М.: «Соминтэк», 2006.
  10. Шишкин А.Р. Экономическая теория. - М.: «Владос», 2002.
  11. Экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под ред. В.И. Видянникова. - М., 2007.
  12. Журавлева Г.П. Экономика: учебник/Г.П. Журавлева.- М.: Экономистъ, 2005.-С.201
  13. Занятость и рынок труда: новые реалии, национальные приоритеты, перспективы.- М.: Наука, 2008г
  14. Борисов Е.Ф., Экономическая теория: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2005. 
  15. Варшавская, Е. Я. Непостоянная занятость: российский вариант / Е. Я. Варшавская, И. П. Поварич // Управление персоналом. - 2008. - № 13.
  16. Занятость населения и ее регулирование: учеб-мет. комплекс. МарГТУ. Сост. Л. М. Низова. Йошкар-Ола, 2003.

Информация о работе Российский рынок труда и его государственная политика