Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:47, курсовая работа
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.
Из совокупности
понятия «здоровый образ жизни»
К функциям сферы
физической культуры и спорта относятся
специфические образовательные
и прикладные функции, а также
рекреативные и оздоровительно-
Физкультурно-оздоровительные услуги на сегодняшний день являются особым видом сервисной деятельности. У людей возникли потребности в оздоровлении, которые являются социально значимые.
Расширение спортивно-
Изучение процесса создания новых платных спортивных услуг есть перспективное направление сервисной деятельности. На сегодняшний день доля платных услуг растет, так как они разнообразны по таким критериям, как цене предоставления услуг, ассортименту, физическому эффекту, а также по возрастным категориям. Сегодня обостряется конкуренция между предприятиями на почве того, кто лучше и качественнее производит услуги.
Услуги, оказываемые спортивно – оздоровительными учреждениями носят специфический характер в том плане, что сам принцип их оказания относится к категории социальной поддержки и оздоровления населения, формирования здорового образа жизни и поэтому основное направление - не извлечение прибыли, а социальная направленность развитие физической культуры и спорта.
1.1 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ
УСЛУГИ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ
ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА»
В условиях развития
рыночных отношений в нашей стране
наблюдаются существенные изменения
в сфере социально-культурных услуг,
в частности в отрасли
Результатом хозяйственной деятельности в любой отрасли является производство определенного продукта. Поэтому необходимо рассматривать социально-культурные услуги как основной продукт в отрасли «физическая культура и спорт».
Продукт - это итог
человеческого труда, хозяйственной
деятельности, воплощенный в материально-
А услуга представляет собой специфический продукт труда, который не приобретает вещной формы, и потребительная стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда, который может быть предметом потребления.
В отличие от товара производство и потребление услуг происходит одновременно, в связи, с чем они не могут быть накоплены. Процесс накопления услуг происходит в виде роста уровня культуры населения, в том числе культуры физической, знаний. Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Так, например уровень физической подготовленности определяется не только квалификацией тренера и длительностью занятий физическими упражнениями и видами спорта, но и способностями самого занимающегося. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потребителя. Развитие процессов индивидуализации массовой продукции сферы материального производства в условиях рыночных отношений приводит к взаимопроникновению сфер материального и нематериального производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших класса (материальная и социально-культурная).
Материальная услуга
представляет собой услугу по удовлетворению
материально-бытовых
Социально-культурная
услуга удовлетворяет духовные, интеллектуальные
потребности и поддерживает нормальную
жизнедеятельность потребителя. Данная
услуга также способствует поддержанию
и восстановлению здоровья, духовному
и физическому развитию личности.
Повышению профессионального
Необходимо отметить,
что социально-культурным услугам,
в отличие от материальных, присущ
ряд специфических
Во-первых, неосязаемость.
Социально-культурные услуги невозможно
осязать непосредственно до момента
их приобретения. Покупатель вынужден
верить продавцу на слово в том, что
получит желаемый эффект в результате
потребления предложенных услуг (например,
улучшит состояние здоровья в
результате занятий в физкультурно-
Во-вторых, неотделимость социально-культурной услуги от ее источника. Болельщики идут, например, на матч с участием «своей» команды. В случае замены команд услуга будет иметь другой характер.
В-третьих, непостоянство качества. Качество социально-культурных услуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени и других факторов, связанных с их предоставлением. Результаты выступления спортсменов, например, зачастую зависят от климатических условий, состояния самочувствия атлетов, остроты спортивной борьбы и т.д. В свою очередь, демонстрируемые спортивные достижения сказываются на качестве зрелищной услуги.
В-четвертых, несохраняемость. Социально-культурную услугу невозможно сохранить во времени. Болельщику, который приобрел билет на спортивное соревнование и не смог по каким-либо причинам его посетить, повторная услуга не предоставляется.
Перечисленные особенности
социально-культурных услуг как
основного вида продукта отрасли
«физическая культура и спорт» требуют
от их производителей и продавцов
использования специальных
Независимо от конкретной формы, услуга, чтобы быть проданной на рынке, должна удовлетворять двум основным требованиям: обладать потребительскими свойствами, т.е. быть полезной для личного и общественного потребления; быть конкурентоспособной, т.е. именно ее приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю, чем приобретение другого продукта, удовлетворяющего те же потребности у другого продавца.
Между потребительными
свойствами продукта и его конкурентоспособностью
существует следующая закономерность:
всякий конкурентоспособный продукт
обладает потребительными свойствами,
но не каждый продукт, обладающий такими
свойствами, конкурентоспособен. Конкурентоспособность
российских спортсменов в мировом
спортивном движении, заключается не
только в совершенствовании методик
и процессов спортивной подготовки,
но и в создании соответствующих
материально-технических
Исходя из общенациональных приоритетов, поставленных Правительством Российской Федерации и миссии Агентства по физической культуре и спорту, стратегическими целями Агентства являются:
- Содействие вовлечению
населения в систематические
занятия физической культурой
и спортом. В рамках
- Обеспечение
В связи с тем,
что конкурентоспособность
- Техническими показателями
(техническим уровнем и
- Коммерческими условиями,
т.е. уровнем цены, условиями платежа,
сроками поставки, уровнем налогов
и сборов, связанных с приобретением
продукта, степенью ответственности
продавцов за выполнение
- Организационными
условиями приобретения и
- Экономическими
условиями потребления,
Продукт в материально-экономической деятельности в материально вещественной форме, т.е. материальный и интеллектуальный продукт, выступающий как объект купли-продажи, называют товаром.
Производство и потребление товаров отделено во времени. В связи с этим товары могут быть накоплены непосредственно в виде богатства.
Физическая культура
и спорт является одной из отраслей
непроизводственной сферы, результатом
труда в которой выступают
услуги. Вместе с тем необходимо
иметь в виду, что в рамках физической
культуры и спорта как отрасли
существуют предприятия по производству
спортивного инвентаря и
На этом поприще предприятия сферы физкультуры и спорта вступают в конкуренцию с другими видами предпринимательской и социально-культурной деятельности - ресторанным бизнесом, шоппингом, выставками, кино, театрами, музеями, печатными СМИ, телевидением, радио, Интернетом. Все эти направления обслуживаются собственными производителями и инфраструктурой, поэтому следует учитывать то обстоятельство, что физическая культура и спорт находятся в постоянном противоборстве с производителями прочих товаров и услуг, в числе которых такие мощные структуры, как изготовители пива, алкогольных напитков, туроператоры, торговля.
На рынках досуга
все участники борются за потребителя.
Идет повседневная напряженная борьба
за покупателя, за его деньги и внимание.
В таком противостоянии сфере
физкультуры и спорта приходится
весьма непросто отстаивать свои позиции.
Рассмотрим основные виды рынков, на которых
производители физкультурно-