Российское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.

Работа состоит из  1 файл

Спортивно оздоровительные услуги.docx

— 38.86 Кб (Скачать документ)

Российское общество вступило в фазу поступательного  развития, в условиях которого социально-экономические  и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических  ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической  системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и  образом жизни.

Из совокупности понятия «здоровый образ жизни», объединяющего все сферы жизнедеятельности  личности, коллектива, социальной группы, нации, наиболее актуальной и универсальной  составляющей является физическая культура и спорт. Сфера физической культуры и спорта выполняет в обществе множество разнообразных функций  и охватывает все возрастные группы населения.

К функциям сферы  физической культуры и спорта относятся  специфические образовательные  и прикладные функции, а также  рекреативные и оздоровительно-реабилитационные. Воздействуя на физическую природу  человека, физическая культура содействует  развитию его жизненных сил и  общей дееспособности. Это в свою очередь, способствует совершенствованию  духовных возможностей и, в конечном итоге, приводит к всестороннему  и гармоническому развитию личности.

Физкультурно-оздоровительные  услуги на сегодняшний день являются особым видом сервисной деятельности. У людей возникли потребности  в оздоровлении, которые являются социально значимые.

Расширение спортивно-оздоровительных услуг населению и организация коммерческой деятельности физической культуры и спорта направлены на более полное удовлетворение потребностей населения в систематических занятиях физической культурой и спортом, укрепление, сохранение здоровья, повышения работоспособности, формировании здорового образа жизни и получение досуга, а также более эффективного использования спортивных сооружений и других объектов оздоровительного назначения.

Изучение процесса создания новых платных спортивных услуг есть перспективное направление  сервисной деятельности. На сегодняшний  день доля платных услуг растет, так как они разнообразны по таким  критериям, как цене предоставления услуг, ассортименту, физическому эффекту, а также по возрастным категориям. Сегодня обостряется конкуренция между предприятиями на почве того, кто лучше и качественнее производит услуги.

Услуги, оказываемые  спортивно – оздоровительными учреждениями носят специфический характер в  том плане, что сам принцип  их оказания относится к категории  социальной поддержки и оздоровления населения, формирования здорового  образа жизни и поэтому основное направление - не извлечение прибыли, а  социальная направленность развитие физической культуры и спорта.

1.1 СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ  УСЛУГИ КАК ОСНОВНОЙ ПРОДУКТ  ОТРАСЛИ «ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ  И СПОРТА» 

В условиях развития рыночных отношений в нашей стране наблюдаются существенные изменения  в сфере социально-культурных услуг, в частности в отрасли физической культуры и спорта. Основная цель данной услуги состоит в эффективном  использовании возможностей физической культуры и спорта для оздоровления нации, воспитания молодежи, формирования здорового образа жизни населения  и достойного выступления российских спортсменов на крупнейших международных  соревнованиях.

Результатом хозяйственной  деятельности в любой отрасли  является производство определенного  продукта. Поэтому необходимо рассматривать  социально-культурные услуги как основной продукт в отрасли «физическая  культура и спорт».

Продукт - это итог человеческого труда, хозяйственной  деятельности, воплощенный в материально-вещественной форме (интеллектуальный продукт) либо в виде выполненных работ и  услуг. Материальный продукт характерен для отраслей производственной сферы, интеллектуальный продукт, а также  работы и услуги – для отраслей непроизводственной сферы.

А услуга представляет собой специфический продукт  труда, который не приобретает вещной формы, и потребительная стоимость  которого заключается в полезном эффекте живого труда, который может  быть предметом потребления.

В отличие от товара производство и потребление услуг  происходит одновременно, в связи, с  чем они не могут быть накоплены. Процесс накопления услуг происходит в виде роста уровня культуры населения, в том числе культуры физической, знаний. Эффект от потребления услуг зависит не только от условий их производства, но и от условий потребления. Так, например уровень физической подготовленности определяется не только квалификацией тренера и длительностью занятий физическими упражнениями и видами спорта, но и способностями самого занимающегося. Поэтому полезный эффект услуги является результатом совместных усилий ее производителя и потребителя. Развитие процессов индивидуализации массовой продукции сферы материального производства в условиях рыночных отношений приводит к взаимопроникновению сфер материального и нематериального производства. Следствием этого является разграничение услуг на два больших класса (материальная и социально-культурная).

Материальная услуга представляет собой услугу по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Она обеспечивает восстановление, изменение или сохранение потребительских свойств изделий, либо изготовление новых изделий  по заказам, а также перемещение  грузов и людей, создание условий  для потребления. В отрасли «физическая культура и спорт» к материальным услугам могут быть отнесены, например, ремонт спортивного инвентаря, спортивной одежды и обуви, индивидуальное производство спортивного инвентаря для спортсменов высокого класса, прокат спортивного инвентаря и оборудования и др. В данном случае результатом производства и объектом потребления является материальная вещь (товар). Однако этот товар индивидуализирован и является воплощением труда его производителя в такой форме, которая максимально учитывает индивидуальные запросы потребителя.

Социально-культурная услуга удовлетворяет духовные, интеллектуальные потребности и поддерживает нормальную жизнедеятельность потребителя. Данная услуга также способствует поддержанию  и восстановлению здоровья, духовному  и физическому развитию личности. Повышению профессионального мастерства. Большинство услуг, производимых и  потребляемых в отрасли «физическая  культура и спорт», относятся к  социально-культурным услугам.

Необходимо отметить, что социально-культурным услугам, в отличие от материальных, присущ ряд специфических характеристик.

Во-первых, неосязаемость. Социально-культурные услуги невозможно осязать непосредственно до момента  их приобретения. Покупатель вынужден верить продавцу на слово в том, что  получит желаемый эффект в результате потребления предложенных услуг (например, улучшит состояние здоровья в  результате занятий в физкультурно-оздоровительном  клубе).

Во-вторых, неотделимость  социально-культурной услуги от ее источника. Болельщики идут, например, на матч с  участием «своей» команды. В случае замены команд услуга будет иметь  другой характер.

В-третьих, непостоянство  качества. Качество социально-культурных услуг колеблется в широких пределах в зависимости от места, времени  и других факторов, связанных с  их предоставлением. Результаты выступления  спортсменов, например, зачастую зависят  от климатических условий, состояния  самочувствия атлетов, остроты спортивной борьбы и т.д. В свою очередь, демонстрируемые  спортивные достижения сказываются  на качестве зрелищной услуги.

В-четвертых, несохраняемость. Социально-культурную услугу невозможно сохранить во времени. Болельщику, который приобрел билет на спортивное соревнование и не смог по каким-либо причинам его посетить, повторная услуга не предоставляется.

Перечисленные особенности  социально-культурных услуг как  основного вида продукта отрасли  «физическая культура и спорт» требуют  от их производителей и продавцов  использования специальных подходов, позволяющих эффективно организовать производство, и сбыт этого своеобразного  продукта.

Независимо от конкретной формы, услуга, чтобы быть проданной  на рынке, должна удовлетворять двум основным требованиям: обладать потребительскими свойствами, т.е. быть полезной для личного  и общественного потребления; быть конкурентоспособной, т.е. именно ее приобретение должно быть более выгодно и удобно покупателю, чем приобретение другого  продукта, удовлетворяющего те же потребности  у другого продавца.

Между потребительными  свойствами продукта и его конкурентоспособностью существует следующая закономерность: всякий конкурентоспособный продукт  обладает потребительными свойствами, но не каждый продукт, обладающий такими свойствами, конкурентоспособен. Конкурентоспособность  российских спортсменов в мировом  спортивном движении, заключается не только в совершенствовании методик  и процессов спортивной подготовки, но и в создании соответствующих  материально-технических условий, как  для спортсменов, так и для  тренеров и специалистов. Необходимо разработать и использовать в  тренировочном процессе новейшие технологии, применяемые в смешанных отраслях и сферах.

Исходя из общенациональных приоритетов, поставленных Правительством Российской Федерации и миссии Агентства  по физической культуре и спорту, стратегическими  целями Агентства являются:

- Содействие вовлечению  населения в систематические  занятия физической культурой  и спортом. В рамках реализации  указанной стратегической цели  осуществляются мероприятия по  развитию массовой физической  культуры, развитию спорта среди  инвалидов и детско-юношеского  спорта.

- Обеспечение конкурентоспособности  российского спорта в мировом  спортивном движении. В рамках  реализации указанной стратегической  цели осуществляются мероприятия  по проведению спортивных мероприятий  с участием сборных команд  России, финансовому, материально-техническому, научно-методическому и медико-биологическому  обеспечению сборных команд России.

В связи с тем, что конкурентоспособность продукта – понятие интегральное, она может  быть охарактеризована некоторыми параметрами, а именно:

- Техническими показателями (техническим уровнем и качеством). Технический уровень определяется  оценкой соответствия продукта  современным требованиям, которые  устанавливаются потребителями  как наиболее удовлетворяющие  их характеристики продукта. Основные  требования потребителей находят  отражение в различной нормативно-технической  документации на изготовление  продукта или проявляются в  рыночном спросе. Конкурентоспособность  по техническим показателям для  каждого продукта действует ограниченный  период времени, длительность  которых зависит от темпов научно-технического прогресса у ведущих мировых производителей.

- Коммерческими условиями,  т.е. уровнем цены, условиями платежа,  сроками поставки, уровнем налогов  и сборов, связанных с приобретением  продукта, степенью ответственности  продавцов за выполнение обязательств  и гарантий.

- Организационными  условиями приобретения и использования  продукта, т.е. приближение продавцов  к покупателям, доставка продавцами  товаров до мест потребления,  удобство расчетов, обеспеченность  обслуживанием в гарантийный  и послегарантийный периоды.

- Экономическими  условиями потребления, основными  показателями которых являются  энергоемкость и экономичность  в потреблении сырья на единицу  выпускаемой продукции или совершаемой  работы, стоимость сырья и эксплуатационных  материалов, численность персонала  и его квалификации.

Продукт в материально-экономической  деятельности в материально вещественной форме, т.е. материальный и интеллектуальный продукт, выступающий как объект купли-продажи, называют товаром.

Производство и  потребление товаров отделено во времени. В связи с этим товары могут быть накоплены непосредственно  в виде богатства.

Физическая культура и спорт является одной из отраслей непроизводственной сферы, результатом  труда в которой выступают  услуги. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что в рамках физической культуры и спорта как отрасли  существуют предприятия по производству спортивного инвентаря и оборудования, одежды и обуви, учредителями которого являются органы государственного и  общественного управления физической культурой и спортом различных  уровней. Совокупность предприятий, функционирующих  в сфере физической культуры и  спорта, обслуживает потребности  профессионального спорта и обширную область досуга, т.е. того времени, которое  остается у людей после исполнения трудовых обязанностей.

На этом поприще  предприятия сферы физкультуры  и спорта вступают в конкуренцию  с другими видами предпринимательской  и социально-культурной деятельности - ресторанным бизнесом, шоппингом, выставками, кино, театрами, музеями, печатными СМИ, телевидением, радио, Интернетом. Все эти направления обслуживаются собственными производителями и инфраструктурой, поэтому следует учитывать то обстоятельство, что физическая культура и спорт находятся в постоянном противоборстве с производителями прочих товаров и услуг, в числе которых такие мощные структуры, как изготовители пива, алкогольных напитков, туроператоры, торговля.

На рынках досуга все участники борются за потребителя. Идет повседневная напряженная борьба за покупателя, за его деньги и внимание. В таком противостоянии сфере  физкультуры и спорта приходится весьма непросто отстаивать свои позиции. Рассмотрим основные виды рынков, на которых  производители физкультурно-спортивных товаров и услуг вступают в  конкурентные отношения с прочими  товаропроизводителями и продуктами.

Информация о работе Российское общество