Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:47, курсовая работа
Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.
Свое свободное от работы время люди заполняют различными видами досуга, среди которых наиболее распространенными являются:
• информационный – чтение газет, журналов, просмотр телевизора, прослушивание радиопрограмм;
• интеллектуальный – посещение театров, кинотеатров, концертов;
• физкультурно-спортивный – занятия спортом;
• развлекательный – посещение баров, дискотек, ресторанов, встречи с друзьями вне дома;
• семейно-ориентированный – занятия с детьми;
• посещение магазинов, поход за покупками.
Рынки здоровья и
красоты. Значение физической культуры
и спорта для красоты и здоровья
человека общепризнано. Однако в последние
десятилетия представители
Помимо этого физической культуре и спорту ныне противостоит мощная индустрия «заменителей красоты» – пластическая хирургия, удаление жира, внедрение в тело имплантантов, наращивание мышечной массы с помощью анаболических стероидов и т.д.
Рынки зрелищно-массовых услуг. На рынках зрелищно-массовых услуг конкурируют различные виды сценического искусства, телевидение, кино, Интернет, цирковая деятельность, эстрада, спорт и туризм. Борьба за зрителя на этих рынках ведется весьма напряженная. Выигрывает в ней тот, кто в большей степени заинтересует зрителя, привлечет его внимание и интерес.
Как и в других
сферах экономики, предприятия, которые
являются производителями спортивных
товаров, услуг и информации осуществляют
свою производственную, сбытовую и
научно-исследовательскую
Таким образом, говоря
об особенностях производства и потребления
социально-культурных услуг в отрасли
«физическая культура и спорт», необходимо
иметь в виду, что эти процессы
тесно связаны с потреблением
материальных услуг (прокат, ремонт спортивного
инвентаря, и оборудования и др.)
и товаров (спортивная одежда и обуви,
спортивный инвентарь). Названные материальные
товары и услуги сами по себе, как
правило, не являются непосредственным
продуктом физической культуры и
спорта как отрасли, однако трудно себе
представить потребление
1.2. Классификация социально-культурных услуг
отрасли «физической
культуры и спорта»
Социально-культурные
услуги отрасли «физической культуры
и спорта» населению
Исследования показывают, что при реализации услуг требуется больше личного участия, внимания, контактов и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров. Включение потребителя в процессе производства услуги означает, что продавец должен проявлять заботу не только о том, что производить, но и о том, как производить. Такая характеристика социально-культурной услуги, как неотделимость, подразумевает, что менеджеры должны управлять не только своими служащими, но и своими клиентами.
Одним из необходимых
условий эффективного производства
и реализации социально-культурных
услуг отрасли «физическая
Развитие материального производства, являющегося основой процесса сферы услуг, а также продолжающееся разделение труда в непроизводственной сфере привели к значительному разнообразию видов услуг в отрасли «физическая культура и спорт».
Социально-культурные
услуги в отрасли «физическая
культура и спорт» можно классифицировать
по ряду признаков, что можно видеть
из таблицы 1.
Таблица 1
Классификация социально-культурных
услуг в отрасли «физической
культуры и спорта»
Признак классификации | Вид услуги |
1.По
форме распределения |
-платные
-бесплатные |
2. По мотивам производства: | -коммерческие
-некоммерческие -некоммерческие |
3. По форме потребления: | -индивидуальные
-массовые |
4. По мотивам потребления: | -личного характера
-деловые |
5.
По степени важности для |
-основные
-дополнительные -сопутствующие |
6. По характеру потребности: | -физкультурно-спортивные
-зрелищные -консультационные -образовательные -дополнительного образова ния -посреднические -коммерческие |
7.
По степени важности для |
-основные
-дополнительные -сопутствующие |
Так, по форме распределения
общественных фондов потребления, социально-культурные
услуги отрасли могут выступать
как бесплатные (урок физкультуры
в общеобразовательном
По мотивам производства социально-культурные услуги могут быть коммерческими (получение производителем прибыли) и некоммерческими (выполнение производителем социально важных функций, например развитие физической культуры и спорта среди подростков, инвалидов, пожилых).
По форме потребления
социально-культурные услуги отрасли
подразделяются на индивидуальные (самостоятельные
занятия физическими
По мотивам потребления
различаются социально-
По характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены те или иные социально-культурные услуги отрасли «физическая культура и спорт», их можно классифицировать на:
- физкультурно-спортивные, представляющие собой обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, в разнообразных организационных формах, платно либо бесплатно (ДЮСШ);
- зрелищные, которые
подразумевают личное
- консультационные
– персональные консультации
посредствам, методам и формам
занятий физическими
- образовательные,
т.е. получение среднего и
- дополнительного
образования – занятия в
- посреднические – подготовка пакета документов, необходимых для
создания физкультурно-
- коммерческие, подразумевающие спонсорскую помощь, лотерейную и подобную деятельность.
По степени важности,
которая сегодня меняется для
потребителя социально-
Таким образом, можно
сделать вывод, что данная классификация
дает полное представление об основных
видах социально-культурных услуг
в отрасли «физическая культура
и спорт».
1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-
Правительством Российской Федерации поставлены приоритетные задачи по укреплению здоровья нации и массовому развитию физической культуры и спорта. Результатом этой работы должно стать осознание у молодого поколения необходимости в систематических занятиях физической культурой и спортом и в здоровом образе жизни.
Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются не только средством поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний и вредных привычек, но и важным фактором предупреждения асоциального и противоправного поведения молодежи, и в частности, распространения наркомании. Физкультурно-спортивная профилактическая деятельность должна предусматривать проведение активных профилактических мероприятий, направленных на:
- формирование личностных
ресурсов, обеспечивающих развитие
у детей, подростков и
- формирование личной
позиции и активности в
- внедрение в спортивно-
- развитие эффективных
форм и способов организации
и проведения позитивно-
Очевидно, что развитие
физической культуры и спорта в нашей
стране требует комплексного и системного
подхода. Как путем изменения
базовых социальных ценностей и
образа жизни граждан, так и путем
создания оптимальных условий для
регулярных занятий физической культурой,
без которых негативная ситуация,
связанная с состоянием здоровья
населения и социальной демографией
еще более усугубится. Разработка
стратегии, является оптимальным решением
проблемы в условиях реформирования
бюджетного процесса, предусматривающего
смещение акцентов с управления расходами
на управление результатами и переход
преимущественно к программно-
Привлечение большинства
населения к занятиям физической
культурой, а также успехи на международных
состязаниях являются бесспорным доказательством
жизнеспособности и духовной силы любой
нации, ее военной и политической
мощи. О необходимости повышенного
государственного внимания к вопросам
формирования потребности в занятиях
физической культурой у широких
масс граждан свидетельствует
Несмотря на увеличение в последнее время бюджетного финансирования физической культуры и спорта, направленность и объем государственных и муниципальных расходов далеки от оптимальных. Так средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека в год, составила в 2008 году в Российской Федерации – 169,5 рублей, в то время как, например, в Англии она составляет в рублевом эквиваленте около 1500 рублей, а в Великобритании – 2000 руб.
Общая ситуация сегодняшнего состояния физической культуры и спорта в Российской Федерации характеризуется следующими факторами.
Во-первых, невысокий процент занимающихся физической культурой и спортом (в РФ – составляет чуть больше 12%, в экономически развитых странах он достигает 40-50%). Зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.
Во-вторых, сокращение
в стране числа спортивных сооружений.
В 90-е годы многие предприятия России
в процессе приватизации или под
предлогом невозможности