Российское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 18:47, курсовая работа

Описание

Российское общество вступило в фазу поступательного развития, в условиях которого социально-экономические и политические преобразования направлены на утверждение гуманистических ценностей и идеалов, создание развитой экономики и устойчивой демократической системы. Важное место в этом процессе занимают вопросы, связанные с жизнедеятельностью самого человека, его здоровьем и образом жизни.

Работа состоит из  1 файл

Спортивно оздоровительные услуги.docx

— 38.86 Кб (Скачать документ)

Свое свободное  от работы время люди заполняют различными видами досуга, среди которых наиболее распространенными являются:

• информационный –  чтение газет, журналов, просмотр телевизора, прослушивание радиопрограмм;

• интеллектуальный – посещение театров, кинотеатров, концертов;

• физкультурно-спортивный – занятия спортом;

• развлекательный – посещение баров, дискотек, ресторанов, встречи с друзьями вне дома;

• семейно-ориентированный – занятия с детьми;

• посещение магазинов, поход за покупками.

Рынки здоровья и  красоты. Значение физической культуры и спорта для красоты и здоровья человека общепризнано. Однако в последние  десятилетия представители конкурирующих  отраслей все активнее заявляют о  себе на рынках сохранения и восстановления здоровья, рынках красоты и физического  совершенства. Речь идет в первую очередь  о производителях медикаментозных  средств и препаратов для снижения веса, средств класса «антиникотин», систем психологической кодировки от потребления алкоголя и прочих веществ и приемов.

Помимо этого физической культуре и спорту ныне противостоит мощная индустрия «заменителей красоты» – пластическая хирургия, удаление жира, внедрение в тело имплантантов, наращивание мышечной массы с помощью анаболических стероидов и т.д.

Рынки зрелищно-массовых услуг. На рынках зрелищно-массовых услуг  конкурируют различные виды сценического искусства, телевидение, кино, Интернет, цирковая деятельность, эстрада, спорт  и туризм. Борьба за зрителя на этих рынках ведется весьма напряженная. Выигрывает в ней тот, кто в  большей степени заинтересует зрителя, привлечет его внимание и интерес.

Как и в других сферах экономики, предприятия, которые  являются производителями спортивных товаров, услуг и информации осуществляют свою производственную, сбытовую и  научно-исследовательскую деятельность на основе спроса и предложения на свою продукцию. Чем выше платежеспособный спрос потребителей на какую-либо продукцию, тем большее количество этой продукции  предприятия стремятся поставить  на рынок.

Таким образом, говоря об особенностях производства и потребления  социально-культурных услуг в отрасли  «физическая культура и спорт», необходимо иметь в виду, что эти процессы тесно связаны с потреблением материальных услуг (прокат, ремонт спортивного  инвентаря, и оборудования и др.) и товаров (спортивная одежда и обуви, спортивный инвентарь). Названные материальные товары и услуги сами по себе, как  правило, не являются непосредственным продуктом физической культуры и  спорта как отрасли, однако трудно себе представить потребление отраслевых социально-культурных услуг в отрыве от них. Другими словами, социально-культурные услуги, материальные услуги и товары потребляются в едином комплексе, в  связи, с чем рост спроса на материальные услуги неизбежно влечет за собой соответствующий рост спроса на материальные услуги и товары. 

1.2. Классификация  социально-культурных услуг 

отрасли «физической  культуры и спорта» 

Социально-культурные услуги отрасли «физической культуры и спорта» населению представляют собой полезные результаты деятельности, удовлетворяющие определенные потребности  граждан, но не воплощающиеся в материально-вещественной форме. Они являются объектом купли-продажи  и реализуются по ценам, в значительной мере покрывающие издержки производителя  и обеспечивающим ему прибыль.

Исследования показывают, что при реализации услуг требуется  больше личного участия, внимания, контактов  и получения информации от потребителей, чем при реализации товаров. Включение  потребителя в процессе производства услуги означает, что продавец должен проявлять заботу не только о том, что производить, но и о том, как  производить. Такая характеристика социально-культурной услуги, как неотделимость, подразумевает, что менеджеры должны управлять не только своими служащими, но и своими клиентами.

Одним из необходимых  условий эффективного производства и реализации социально-культурных услуг отрасли «физическая культура и спорт» является представление  о реальном спектре в условиях построения рыночных отношений.

Развитие материального  производства, являющегося основой  процесса сферы услуг, а также  продолжающееся разделение труда в  непроизводственной сфере привели  к значительному разнообразию видов  услуг в отрасли «физическая  культура и спорт».

Социально-культурные услуги в отрасли «физическая  культура и спорт» можно классифицировать по ряду признаков, что можно видеть из таблицы 1. 

Таблица 1

Классификация социально-культурных услуг в отрасли «физической  культуры и спорта» 
 
 

Признак классификации Вид услуги
1.По  форме распределения общественных  фондов потребления: -платные 

-бесплатные

2. По мотивам производства: -коммерческие 

-некоммерческие 
 
 
 

-некоммерческие

3. По форме потребления: -индивидуальные

-массовые

4. По мотивам потребления: -личного характера 

-деловые

5. По степени важности для потребителя: -основные

-дополнительные

-сопутствующие

6. По характеру потребности: -физкультурно-спортивные

-зрелищные

-консультационные

-образовательные 

-дополнительного  образова

 ния

-посреднические

-коммерческие

7. По степени важности для потребителя: -основные

-дополнительные

-сопутствующие

 

Так, по форме распределения  общественных фондов потребления, социально-культурные услуги отрасли могут выступать  как бесплатные (урок физкультуры  в общеобразовательном учреждении) и платные (занятия в коммерческом физкультурно-оздоровительном центре).

По мотивам производства социально-культурные услуги могут  быть коммерческими (получение производителем прибыли) и некоммерческими (выполнение производителем социально важных функций, например развитие физической культуры и спорта среди подростков, инвалидов, пожилых).

По форме потребления  социально-культурные услуги отрасли  подразделяются на индивидуальные (самостоятельные  занятия физическими упражнениями и видами спорта) и массовые (коллективные занятия физическими упражнениями и видами спорта).

По мотивам потребления  различаются социально-культурные услуги личного характера (занятие  конкретного лица плаванием в  бассейне) и деловые (аренда бассейна для проведения спортивных соревнований).

По характеру потребности, для удовлетворения которой предназначены  те или иные социально-культурные услуги отрасли «физическая культура и  спорт», их можно классифицировать на:

- физкультурно-спортивные, представляющие собой обеспечение занятий физическими упражнениями и видами спорта с различными целями, в разнообразных организационных формах, платно либо бесплатно (ДЮСШ);

- зрелищные, которые  подразумевают личное присутствие  на спортивных соревнованиях  либо просмотр их по телевидению  (футбольный матч);

- консультационные  – персональные консультации  посредствам, методам и формам  занятий физическими упражнениями, видами спорта, лечебной физической  культурой;

- образовательные,  т.е. получение среднего и высшего  профессионального образования,  переподготовка кадров;

- дополнительного  образования – занятия в спортивных  школах;

- посреднические – подготовка пакета документов, необходимых для

создания физкультурно-спортивной организации, контракта профессионального  спортсмена и т.п.;

- коммерческие, подразумевающие спонсорскую помощь, лотерейную и подобную деятельность.

По степени важности, которая сегодня меняется для  потребителя социально-культурные услуги подразделяют на основные (активные занятия физическими упражнениями и видами спорта на основе научно обоснованных методик, регламентированного времени  занятий и т.п.), дополнительные (пассивное  оздоровление с использованием различных  разновидностей массажа, бань) и сопутствующие (обеспечение вспомогательного обслуживания в виде предоставления специализированного  питания, камер хранения, автостоянок).

Таким образом, можно  сделать вывод, что данная классификация  дает полное представление об основных видах социально-культурных услуг  в отрасли «физическая культура и спорт». 

 

1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ  УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИИ НА  СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 

Правительством Российской Федерации поставлены приоритетные задачи по укреплению здоровья нации  и массовому развитию физической культуры и спорта. Результатом этой работы должно стать осознание у  молодого поколения необходимости  в систематических занятиях физической культурой и спортом и в  здоровом образе жизни.

Всемирно признано, что занятия физической культурой  и спортом являются не только средством  поддержания и укрепления здоровья, профилактики различных заболеваний  и вредных привычек, но и важным фактором предупреждения асоциального и противоправного поведения  молодежи, и в частности, распространения  наркомании. Физкультурно-спортивная профилактическая деятельность должна предусматривать проведение активных профилактических мероприятий, направленных на:

- формирование личностных  ресурсов, обеспечивающих развитие  у детей, подростков и молодежи  социально-нормативного стиля с  доминированием ценностей здорового  образа жизни;

- формирование личной  позиции и активности в достижении  спортивных результатов, успешного  и ответственного поведения в  борьбе за спортивные показатели, как личные, так и командные;

- внедрение в спортивно-педагогической  среде инновационных спортивных  технологий, обеспечивающих освоение  ценностей физической культуры  и спортивного стиля жизни;

- развитие эффективных  форм и способов организации  и проведения позитивно-ориентированной  физкультурно-спортивной деятельности.

Очевидно, что развитие физической культуры и спорта в нашей  стране требует комплексного и системного подхода. Как путем изменения  базовых социальных ценностей и  образа жизни граждан, так и путем  создания оптимальных условий для  регулярных занятий физической культурой, без которых негативная ситуация, связанная с состоянием здоровья населения и социальной демографией  еще более усугубится. Разработка стратегии, является оптимальным решением проблемы в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами  на управление результатами и переход  преимущественно к программно-целевым  методам бюджетного планирования.

Привлечение большинства  населения к занятиям физической культурой, а также успехи на международных  состязаниях являются бесспорным доказательством  жизнеспособности и духовной силы любой  нации, ее военной и политической мощи. О необходимости повышенного  государственного внимания к вопросам формирования потребности в занятиях физической культурой у широких  масс граждан свидетельствует социально-демографическая  статистика. Показатели здоровья и  физической подготовки детей, молодежи, призывников, рост алкоголизма и  наркомании говорят об остроте проблемы развития массового спорта. По данным международных организаций Российская Федерация находится на 143-м месте  в мире по показателю ожидаемой продолжительности  жизни (67 лет). В то же время в Австралии, Великобритании и других развитых странах, где реализуются стратегические программы в области физической культуры, показатель ожидаемой продолжительности  жизни приближается к 80 годам. Научные и статистические исследования подтверждают, что по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, люди активно и регулярно занимающиеся спортом в 1,5 раза меньше страдают от утомляемости, в 2 раза реже болеют заболеваниями органов пищеварения, в 2,5 раза реже – гипертонической болезнью, в 3,5 раза реже – хроническим тонзиллитом, в 2 раза реже – гриппом. Как результат, люди, активно занимающиеся, спортом в 2,3 раза реже пропускают работу по состоянию здоровья.

Несмотря на увеличение в последнее время бюджетного финансирования физической культуры и  спорта, направленность и объем государственных  и муниципальных расходов далеки от оптимальных. Так средняя сумма израсходованных на физическую культуру и спорт средств, приходящихся на 1 человека в год, составила в 2008 году в Российской Федерации – 169,5 рублей, в то время как, например, в Англии она составляет в рублевом эквиваленте около 1500 рублей, а в Великобритании – 2000 руб.

Общая ситуация сегодняшнего состояния физической культуры и  спорта в Российской Федерации характеризуется  следующими факторами.

Во-первых, невысокий  процент занимающихся физической культурой  и спортом (в РФ – составляет чуть больше 12%, в экономически развитых странах он достигает 40-50%). Зарубежный опыт показывает, что эффективность средств физической культуры и спорта в профилактической деятельности по охране и укреплению здоровья, в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, курением и правонарушениями, особенно среди молодежи, исключительно высока.

Во-вторых, сокращение в стране числа спортивных сооружений. В 90-е годы многие предприятия России в процессе приватизации или под  предлогом невозможности содержания спортивных объектов продали их либо перепрофилировали. В настоящее  время серьезной проблемой продолжает оставаться отсутствие современных  спортивных сооружений для занятий  физической культурой по месту жительства. Повсеместно возводятся новые здания и микрорайоны, но спортивные сооружения для занятий детей и взрослого  населения не строятся. Следует отметить, что в некоторых областях имеет  место низкая обеспеченность спортивными  сооружениями по сравнению с государственными нормативами.

Информация о работе Российское общество