Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 12:47, реферат
В соответствии с современными представлениями суть работы руководителя сводится к выполнению ряда функций, то есть ви¬дов деятельности, среди которых нужно выделить прежде всего стратегическую функцию, заключающуюся в постановке на ос¬нове анализа ситуации и прогнозирования целей организации
СОДЕРЖАНИЕ 2
I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 3
РУКОВОДИТЕЛЬ И ПОДЧИНЕННЫЕ 3
1. Функции и обязанности руководителя 3
2. Качества руководителя 8
3. Руководитель и лидер 14
4. Подчиненные и их обязанности 18
II. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 23
Конкретная ситуация 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список используемой литературы: 26
Пассивные руководители обоих типов ставят на первое место свои собственные интересы, безразличны к нуждам организации в целом и каждого ее члена в отдельности, иными словами, оказываются ориентированными на себя. Также на себя ориентированы представители двух из трех основных типов активных руководителей.
Первый тип получил условное название "борцы с джунглями", Эти люди стремятся к безраздельной власти и воюют против всех, считая их, если не реальными, то потенциальными врагами, и используют в этой войне своих подчиненных, "устилая" ими путь к своему торжеству. В зависимости от используемых при этом методов они делятся на две разновидности: "львов", действующих в открытую, и "лис" в основном занимающихся интригами.
Второй тип ориентированных на себя активных руководителей — "игроки". Для них основной интерес представляет не столько сама должность как таковая, сколько процесс ее получения. Поэтому они активно участвуют в различных кампаниях, довольствуются сиюминутными победами, добиваясь их любой ценой, плохо справляются с реальными делами и на практике больше разрушают, чем создают, и с реальными делами справляются плохо.
К третьему, ориентированному на организацию, типу активных руководителей относятся так называемые "открытые", стремящиеся к власти ради преобразований в интересах общего блага. Обычно это высоконравственные, зрелые профессионалы.
Они
строят свое видение будущего и ставят
перед собой цели в соответствии
с реальными потребностями
Качества, присущие таким руководителям, большинство специалистов разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.
К
профессиональным
качествам относят те, которые характеризуют
любого грамотного специалиста и обладание
которыми служит лишь необходимой предпосылкой
выполнения им обязанностей руководителя.
Такими качествами являются:
Личные качества руководителя также мало чем должны отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались, поэтому обладание ими тоже всего лишь предпосылка успешного руководства. Здесь можно упомянуть:
Однако руководителем делают человека не профессиональные или личные, а деловые качества, к которым необходимо отнести:
Требования к руководителям в отношении этих качеств неодинаковы на различных уровнях управления. На низших, например, в большей степени ценятся решительность, коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высших — на первое место выдвигаются организаторские способности, стремление к преобразованиям, к новому, умение организовать коллективное творчество.
3. Руководитель
и лидер
Одной из важнейших в управлении является проблема лидера. Лидер также является руководителем, но характер его действий иной, чем у обычного менеджера - администратора. Он не управляет, не командует, а ведет за собой остальных, а те выступают по отношению к нему не подчиненными, а последователями.
Должность
формально создает для
Для этого человек, претендующий на место лидера, должен обладать четким видением будущего и путей движения к нему. Однако такое видение может исходить не только из реальных возможностей коллектива, но и "благих" его пожеланий, ничем не подкрепленных, и тогда лидер осознанно или неосознанно выводит своих последователей из одного тупика с тем, чтобы завести в другой, еще более глубокий. Так, например, произошло с Россией в 1917 году, когда большевики, став в считанные месяцы лидерами нации, повели ее за собой строить "светлое будущее", оказавшееся на поверку не менее мрачным, чем царское самодержавие.
Рассмотрим теперь, чем же лидеры отличаются от формальных руководителей или по-другому менеджеров.
Менеджеры прежде всего определяют, как, какими способами нужно достичь поставленной, как правило, другими людьми цели, организуют и направляют работу подчиненных в соответствии с детально разработанными планами, занимая при этом пассивную позицию. Свое взаимодействие с окружающими они строят на основе четкой регламентации прав и обязанностей, стараются не выходить за их рамки, видя себя и других членами одной организации, в которой должны господствовать определенный порядок я дисциплина.
В противоположность этому лидеры определяют, к каким целям необходимо стремиться, формулируя их самостоятельно, не вдаваясь в излишние подробности. Их последователями являются те, кто разделяет их взгляды и готовы за ними идти, не взирая на трудности, а лидеры при этом оказываются в роли вдохновителей в противоположность менеджерам, которые обеспечивают достижение целей с помощью вознаграждения или наказания. В отличие от менеджеров лидеры не контролируются окружающими, а строят отношения с последователями на доверии к ним.
Для
обобщения сказанного воспользуемся
таблицей, в основу которой положены
материалы О. Виханского и А. Наумова.
Менеджер | Лидер |
Администратор | Инноватор |
Командует, убеждает | Вдохновляет, призывает |
Выполняет указания других | Реализует собственные цели |
Действует на основе расчета | Действует на основе видения |
Ориентируется на организацию | Ориентируется на людей |
Контролирует | Доверяет |
Поддерживает движение | Дает импульс движению |
Принимает решения | Реализует решения |
Делает, как нужно | Делает, что нужно |
Пользуется уважением | Пользуется любовью |
В коллективе, общий уровень которого ниже среднего, лидер чаще всего выступает в роли эксперта-специалиста по любым вопросам или эмоционального центра, может подбодрить, посочувствовать, помочь. В коллективе с высоким уровнем развития лидер является прежде всего интеллектуальным центром, источником идей, консультантом по самым сложным проблемам. И в обоих случаях он — интегратор коллектива, инициатор и организатор его активных действий, образец, с которым остальные сверяют свои мысли и поступки.
Поскольку лидер отражает интересы коллектива, он является своего рода контролером, следящим за тем, чтобы конкретные действия каждого из его членов не противоречили общим интересам, не подрывали единство группы. В необходимых случаях лидер может вступить в связи с этим в конфликт с администрацией, санкционируя, даже в сфере производственной деятельности, только те ее решения, которые не противоречат интересам представляемого им коллектива.
Бороться с этим явлением практически невозможно, ибо давление на лидера вызывает лишь еще большее сплочение коллектива и его противостояние администрации.
Считается, что в конфликтной ситуации при наличии возможности с лидером лучше идти на компромисс, предложив ему одновременно официальную должность, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает.
Проще
всего это сделать тогда, когда
границы формального и
В крупных масштабах и на систематической основе изучение -лидерства было предпринято с начала 1930-х гг. Тогда была поставлена цель выявить те личностные характеристики людей, .которые делают их лидерами. Ими оказались такие качества: уровень знаний и интеллекта, впечатляющая внешность, здравый смысл, высокая степень уверенности в себе, честность и пр. Однако исходящая из них "теория великих людей" не могла объяснить, например, почему стал лидером Сталин, явно не отвечавший подавляющему большинству перечисленных требований.
Продолжающиеся
поиски привели к формированию
поведенческой теории
лидерства, согласно которой главную роль
в деле становления лидера играют не личные
качества того или иного человек, а манера
его взаимоотношений с окружающими. Основным
недостатком этой теории стал ее вывод
о существовании некоего оптимального
стиля поведения лидера, с помощью которого
можно решить все проблемы, и необходимости
его поиска. Конечно, личные качества и
стиль руководства являются важными моментами
успеха, но более поздние исследования
убедительно доказали, что решающую роль
в нем могут сыграть ситуационные
факторы, включающие в себя и личные
качества исполнителей, и характер работы,
особенности внешней среды и т.п. В результате
на повестку встал вопрос о поиске наиболее
подходящих стилей руководства в зависимости
не только от качеств и манеры поведения
лидера, но и от характера конкретной ситуации,
которую сам лидер для достижения успеха
должен правильно понимать и оценивать.
4.
Подчиненные и
их обязанности
Подчиненные — это должностные лица, находящиеся в подчинении старших по должности. Ими могут быть: заместители руководителя, подчиненные ему руководители, рядовые исполнители.
Существует несколько разновидностей заместителей. Б небольших организациях (подразделениях) эти обязанности в дополнение к своим собственным могут выполнять рядовые работники. В более крупных, где работают десятки человек, у руководителя появляется штатный заместитель, а в условиях многоуровневой структуры управления к выполнению этих обязанности по совместительству могут привлекаться лица, возглавляющие нижестоящие подразделения .
Нужно иметь в виду, что заместитель — не только подчиненный, но и советник руководителя, поэтому желательно, чтобы он обладал иным типом мышления, благоразумием, скептицизмом, позволяющими видеть ошибки и промахи шефа, а также необходимой твердостью, чтобы суметь его поправить, и вместе с тем лояльностью по отношению к нему. Таким образом, наряду с подчинением, между ними имеют место отношения коллегиальности.
Введение должности штатного заместителя обычно обусловлено большим объемом работы общего характера, с которым первый руководитель даже с помощью подчиненных ему руководителей низового уровня справиться не в состоянии, ибо здесь необходима помощь лица, близкого ему по рангу и свободного от текущих дел.
Необходимость иметь штатного заместителя возрастает в том случае, когда первый руководитель часто и подолгу отсутствует, и заместитель вынужден бывает фактически выполнять его функции или если заместителю нужно стажироваться для занятия в ближайшее время этой должности, а поэтому заранее "осваивать" все тонкости и детали предстоящей самостоятельной работы.