Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:32, реферат
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Можно выделить следующие функции руководителя:
Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).
Определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
Координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями.
Контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам.
Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.
Информирование сотрудников.
Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.
Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивации.
Делегирование задач, компетенций, ответственности.
Предотвращение и разрешение конфликтов.
Распространение специфических для организации ценностей и норм.
Забота о подчиненных и обеспечение их лояльности.
Формирование сплоченного коллектива и поддержании его дееспособности.
Ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.
Введение 3
Роль и функции руководителя 5
Характеристики и личные качества руководителя 8
Профессиональная этика руководителя 13
Стратегия руководства коллективом 16
Стили руководства 22
Заключение 25
Список литературы 27
Помимо интеллекта к наиболее важным личным качествам эффективного руководителя относятся:
Если
говорить о российских менеджерах –
их индивидуальных качествах и чертах
поведения, то можно отметить, что, несмотря
на общую кризисную ситуацию в
стране и деградацию российского
персонала в постсоветский
Исходя из характеристик и личных качеств руководителя можно отметить следующие факторы успешной деятельности руководителя:
Черты эффективного руководителя достаточно относительны и зависят от особенностей трудового коллектива, решаемых задач, степени развития, коммуникаций, технического и ионного состояния предприятия и отраслевой конъюнктуры, уровня производственной демократии и ряда других ситуационных факторов.
На авторитет руководителя оказывает огромное влияние наличие высокой культуры общения, которая выражается в нормах профессиональной этики. К ним относятся:
Немалое значение играют подтянутость и аккуратность, четкость и организованность в манере поведения. Но внешняя сторона поступков должна соответствовать внутренним нравственным убеждениям руководителя, Только при этом условии нормы служебного этикета может помочь руководителю общаться с людьми более эффективно. Постоянное общение руководителя с подчиненными поднимает его авторитет и уровень доверия к нему, влияет на СПК в коллективе. Примерно 3/4 времени руководителя уходит на общение с исполнителями, а также с выше и ниже стоящими руководителями.
Общительность личности характеризуется легкостью вхождения в контакт с другими людьми, отсутствие замкнутости, изолированности. Причем общительность как качество личности обязательно должно сопровождаться эмоционально-положительным "планом" общения. Человек, легко вступающий в контакт, в деловую связь с другими людьми, но при этом вызывающий у партнеров эмоционально-отрицательный "план" общения, может быть назван контактным, но не может быть назван общительным. В отличие от общительного, контактный человек общается по необходимости, в зависимости от условий и обстоятельств конкретного производства, его общение обязательное, вынужденное.
Противоположным
качеством общительности
Там,
где уровень организованности, сработанности
коллектива достаточно высок, низкая общительность
его руководителя является не только
допустимой, но и даже желательной.
Недостаточно высокий уровень развития
организованности и сработанности
коллектива потребует от руководителя
проявление высокой общительности,
постоянных организаторских усилий.
Поэтому низкая общительность сама
по себе не может рассматриваться
как отрицательный фактор в деятельности
руководителя, тем более что
Для
изучения влияния общительности
личности руководителя на эффективность
руководством коллективом по производственным
и социально-психологическим
- сверхнизкая (замкнутость) до 4-х балов;
- низкая общительность 5 - 9 балов;
- умеренная общительность 10 - 14 балов;
- высокая общительность 15 -19 балов;
- сверхвысокая чувствительность свыше 20 балов.
Из
200 исследованных руководителей
со сверхнизкой общительностью оказалось
- 6% руководителей; с низкой - 26,5%; умеренной
- 55%; высокой -12,5%; сверхвысокой - 0%. В
зависимости от уровня проявления общительности
проявляется эффективность
Руководители,
занимающие наиболее высокие посты,
должны стимулировать интерес к
работе у своих подчиненных, поощрять
тех из них, которые способствуют
успехам корпорации, и «наказывать»
тех, кто препятствует им. По мере продвижения
вверх по служебной лестнице их собственные
интеллектуальные способности совершенствуются,
а черты характера приобретают
такую психологическую
Сегодня
многие акционерные общества испытывают
нехватку квалифицированных
Такая
ситуация складывается потому, что
на нижних ступенях управления руководителя
поощряют прежде всего за способность
принимать самостоятельные
Но на более высоких уровнях руководства нужны совершенно иные качества и навыки:
За
последние годы значительно возрос
образовательный уровень
Поведение менеджеров, должно отличаться: некоторой агрессивностью, настойчивостью, готовностью к восприятию и передаче информации, рациональностью, групповой работой, тщательностью и точностью, честностью, справедливостью, юмором, стремлением к установлению контактов, готовностью правильно реагировать на обоснованные возражения, а также готовностью к принятию решений, самокритичностью, самоконтролем, уверенностью в манере поведения, тактичностью, терпимостью, уважением к людям, положительным отношением к состязательности, ориентированностью на достижение поставленных целей.
К наиболее важным способностям менеджеров, понимаемым как сочетание знаний, поведения и опыта, относятся: умение реализовать поставленные цели, умение делегировать полномочия и ответственность, способности к организации и мотивации групповой работы, установлению приоритетов, самопознанию и самооценке, убеждению, аналитическому мышлению, распознаванию наиболее существенных факторов, системности, обработки и формирования информации, разработке программ, выявлению тенденций, распределению усилий и времени.
К числу наиболее важных характеристик деятельности менеджеров относят: получение реалистической оценки сильных и слабых сторон подчиненных; умение мыслить стратегически; умение вести переговоры с вышестоящими руководителями; обеспечение благоприятного характера взаимоотношений в руководимых коллективах и заинтересованности у подчиненных в качественном выполнении служебных обязанностей.
Взаимоотношения
между менеджерами и
Вместе
с тем, в настоящее время в
некоторых акционерных
В связи с этим руководители должны анализировать необходимые шаги по созданию реалистических ожиданий у работников: - кандидаты на вакантные должности должны иметь реалистическое представление о своей работе уже при найме; - необходимо делегировать работникам разного уровня права и ответственность за принятие решений в их повседневной деятельности; - необходимо укреплять профессиональную этику занятых.
Например, если такие проблемы возникают в зарубежных компаниях, разрабатываются рекомендации по их преодолению. Называются 8 типичных ошибок: установление недостаточной цены на продукцию; игнорирование собственной интуиции; боязнь нововведений; неумение внимательно слушать; пренебрежение заботой о клиентах; игнорирование положительного влияния дружеских взаимоотношений людей; торопливость в принятии решений; недооценка способностей человека. При этом отмечается, что предвидение возможных ошибок позволяет избежать их или, по крайней мере, выявить на ранней стадии, что делает процесс управления более успешным.