Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 18:32, реферат
Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Можно выделить следующие функции руководителя:
Оценка ситуации, разработка, обоснование (т.е. выяснение, насколько реальны, понятны и контролируемы цели).
Определение и подготовка мероприятий по достижению целей.
Координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями.
Контроль за персоналом и соответствием результатов его деятельности поставленным задачам.
Организация деятельности сотрудников, т.е. использование существующих и создание новых организационных структур для руководства персоналом и его деятельностью.
Информирование сотрудников.
Интерактивное, контактное взаимодействие (коммуникация) – деловое общение с целью получение информации, консультирования, оказания помощи и т.п.
Формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивации.
Делегирование задач, компетенций, ответственности.
Предотвращение и разрешение конфликтов.
Распространение специфических для организации ценностей и норм.
Забота о подчиненных и обеспечение их лояльности.
Формирование сплоченного коллектива и поддержании его дееспособности.
Ослабление чувства неуверенности в действиях персонала и обеспечение организационной стабильности.
Введение 3
Роль и функции руководителя 5
Характеристики и личные качества руководителя 8
Профессиональная этика руководителя 13
Стратегия руководства коллективом 16
Стили руководства 22
Заключение 25
Список литературы 27
Большое
значение в современном менеджменте
уделяется деловой и
Отдельное место занимает проблема управления талантливыми сотрудниками. Эксперты указывают, что деятельность таких служащих может стать важной составляющей успеха компании, но управление ими сопряжено с большими трудностями, поскольку они независимы, амбициозны, умны и выходят за рамки привычных стандартов. Анализируются их положительные качества: отношение к работе, нацеленность на будущее, желание быстро добиться всего в жизни, огромная энергия, творческий подход к делу и т. д.
Нестандартность таких людей
ставит проблему измерения их
вклада в общую
Зарубежные
исследователи уделяют также
существенное внимание проблемам взаимоотношения
в системе «руководитель-
Исследователи
считают, что распределение обязанностей
между руководителем и
При
распределении руководства
Сущностное
отличие управленческой деятельности
от других форм человеческой активности
состоит в принятии социально
значимых, затрагивающих интересы множества
людей решений и
В основе выделения стилей руководства лежит различное распределение полномочий по принятию решений между руководителем и подчиненными.
К классическим стилям руководства относятся: авторитарный, демократический и попустительский (нейтральный).
Авторитарному стилю присущи единоличное принятие руководителем управленческих решений, а также слабый интерес к работнику как личности.
Демократический стиль характеризуется стремлением руководителя к выработке коллективных решений, интересом к неформальным, человеческим отношениям.
Попустительскому
стилю присущи стремление руководителя
уклониться от принятия решений и переложить
задачу на других, а также безучастное
отношение к делам коллектива.
В современной интерпретации в зависимости от особенностей взаимоотношений руководителя и подчиненных стилю руководства делятся на:
1. Патриархальный стиль руководства строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми» и их мотивацию через личную зависимость. Информация распространяется сверху в зависимости от «благосклонности» руководства, контроль осуществляется выборочно, по желанию и интуиции руководителя. Данный стиль широко распространен в сегодняшнем обществе, в том числе и в России.
2. Харизматический стиль руководства основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Данный стиль близок к патриархальному, однако авторитет харизматического руководителя более высок и имеет персональный («не семейный») характер. Руководить не доверяет организационным структурам и стремится объяснять успехи организации своими личными качествами, поддерживать имидж выдающегося человека.
3. Автократический стиль руководства менее распространен и проявляется в крупных организациях. Руководитель-автокарт использует многочисленный руководящий иерархический аппарат, который, однако, не обладает автономией и выполняет лишь решения вышестоящего руководителя. Этот стиль отличается от двух предыдущих слабостью личных контактов между руководителем и подчиненными. Он был широко распространен в условиях командно-администратиной системы в СССР.
4.
Бюрократический стиль руководства
характеризуется максимальной анонимностью
и формализованностью отношений между
начальником и подчиненными, минимизацией
личной власти руководителя. Данный стиль
представляет собой как бы ослабленный
вариант авторитарного стиля. Он сохраняет
за руководителем функцию принятия решений
в форме разнообразных нормативных актов,
однако, максимально структурируя систему
взаимоотношений руководства – подчинения,
по существу усиливает власть аппарата,
составителей и контролеров нормативных
актов.
Руководитель должен быть способным принимать решения, планировать, вести беседу, организовать людей, осуществлять контроль за деятельностью подчиненных.
Руководитель
должен не столько управлять, сколько
создавать максимально
В современной экономике функции работников настолько усложняются и интеллектуализируются, что управлять ими с помощью команд и распоряжений - малоэффективно. Поэтому руководитель должен не управлять в привычном смысле этого слова, а вести за собой, быть лидером.
Таким
образом, от прежней роли руководителя,
который служил только делу, жизнь
заставляет перейти к новой роли
руководителя, который служит своим
работникам, не переставая служить
делу. При этом он, так же как и
другие сотрудники, осуществляет все
перечисленные функции
Выполняемые
руководителем функции по управлению
персоналом не ограничиваются рассмотренными
в данной дипломной работе. Они связаны
практически со всеми вопросами обеспечения
организации сотрудниками и использования
персонала: его маркетингом, привлечение
на предприятие, оценкой, отбором, обучением,
стимулированием, перемещением, карьерой,
социальным обеспечением, взаимоотношениями
с органами трудового коллектива, профсоюзами
и т.д.
1. . Менеджмент персонала. Функции и методы. М., 1993
2. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990
3. Радугин А.А. Основы менеджмента. - М., 1997
4. Шапиро С.А. Основы управления персоналом в современной организации.- М.: Гросс-Медиа, 2007
5. Вязгин А.В. Оценка персонала высшего и среднего звена. – М.: Вершина, 2006
6. Виханский О.С. Стратегическое управление. М., 2001
7. Михайлина Г.И., Матраева Л.В., Михайлин Д.Л., Беляк А.В. Управление персоналом. – М.: Дашко и К°, 2006