Рыночной механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции...........................

Работа состоит из  1 файл

Рыночный механизм и элементы его функционирования.doc

— 177.00 Кб (Скачать документ)


ВВЕДЕНИЕ

Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции. Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели. Последнее означает возрастание роли человека в рыночной экономике.  По словам Н. Бухарина, рынок- это обратная сторона товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства.                                          Объективная необходимость рынка вызвана причинами, которые вызывают необходимость существования товарного производства:                                                                                                                         -развитое общественное разделение труда                                                                           -экономическая обособленность рыночных субъектов                                                            -тесная связь с мировой экономикой путем внешней торговли                                                          -потребность выхода национальной экономики на мировое экономическое пространство в целях ее дальнейшего экономического роста.                            Понятие рынок многогранно, он многолик, это понятие неоднократно преобразовывалось и менялось. Ранее рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Обуславливалось это тем скорее всего, что появился он еще в период разложения первобытного общества. Рыночные отношения, в дальнейшем, расширялись по мере развития ремесел и городской торговли, а за рынками закрепляются места- рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и по сей день как одно из значений слова. По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие рынок приобретает все новые толкования, которые находят отражения в мировой экономической науке. Например, французский экономист- математик О. Курно считал, что под термином рынок следует понимать в целом всякий район, где отношения покупателей и продавцов свободны, а цены легко и быстро выравниваются. С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений, возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обращения. Вообще понятие "рынок" расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общего продукта,

3

как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта.

Переход России от закрытой системы экономики к рыночной экономике и обуславливает актуальность выбранной мною темы.

Цель написания работы - изучение рыночного механизма, его сущности, функций и структуры, определить его основные черты, а также выявить позитивные и негативные стороны рынка, сделать выводы о влияние государства на формирование рыночных отношений и роли рынка в жизни общества.

Анализируя данную тему нужно отметить, что вопрос о рыночном механизме и его функционирование уже давно интересует многих экономистов, которые рассматривают принципы, законы и действие рыночной экономики.

Данная курсовая работа представляет собой обобщение нескольких вопросов, связанных с появлением рыночного механизма в России, в работе рассматривается ряд актуальных вопросов таких, как функции рынка, позитивные и негативные стороны рыночного механизма.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

1. ЭЛЕМЕНТЫ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА И ПРИНЦИПЫ ИХ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ. РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг. П. Самуэльсон определяет рынок как "процесс конкурентных торгов". Можно (а может быть и лучше) определять рынок как механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг. Под это определение подходят магазин, закусочная, АЗС, парикмахерская, фондовая и товарная биржи, отдел кадров любого предприятия и т.д. Рынки принимают самые разные формы. Восточный базар и отечественная "толкучка" представляют собой шумное токовище, где каждый продавец надеется заполучить покупателя на свой товар и по возможности обмануть его. Организаторы аукционов сводят вместе покупателей и продавцов предметов искусства, антикварных ценностей, скаковых лошадей и т.д. Многие развозят или разносят свой товар по домам и квартирам в удобное для хозяев время. Представитель крупной фирмы помогает выпускникам Университета получить работу. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости. Последняя суть всего живущего по законам естественного отбора. На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель, гонимый нуждой, вернулся в исходное для общества положение - сам добывает себе пропитание на неудобных землях. У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг. 

5

Рынок выполняет определенные функции:                                                                            - выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;                                                                                                     - уравновешивает спрос и предложение;                                                                                           - обеспечивает сбалансированность экономики;                                                                        - на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;                                                                             - это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;                                    - объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений.                                                                      Свободный рынок характеризуется следующими чертами:                                                            - неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;                                                                                                     - свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;                                                                                                                             - неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;                                           - наличием у каждого участника полной информации о рынке;                                         - стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;                                         - на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.                                                                            В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:                                                                         - Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;                                                                                                                                                - Не создает условий для реализации права на труд;                                                                    - Не гарантирует полную занятость населения;                                                                        - Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;                                                                                                                             - Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;                              -Не защищает среду обитания человека от загрязнения;                                                     -Рынок готов удовлетворить любую потребность, вплоть до патологической.                                                                                                                         В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. Правительства вмешивались в рыночный механизм и стремились использовать его для достижения определенных конкретных целей. Что-то запрещалось к продаже, что-то облагалось налогом, что-то поощрялось. С развитием общества регулирующая роль государства в организации хозяйственной жизни возрастала. С переходом к машинному производству этот процесс стал протекать особенно заметно. На рубеже XIX и XX столетий стало очевидным, что крупное высококонцентрированное

6

производство стало просто не в состоянии успешно развиваться без прямой поддержки со стороны государства.                                                                                          В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера.                                                            Рыночный механизм и его элементы. Рынок можно рассматривать по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой), по характеру и объему продажи (розничная, оптовая торговля), по товарному ассортименту (рыбный, мясной, рынок одежды, обуви, жилья) и по ряду других признаков. Нас же, прежде всего, интересует деление рынков по видам или объектам производственных ресурсов:                                                                                                                                            1. Рынок средств производства                                                                                        Торговля средствами производства - это грандиозный рынок, на котором взаимодействуют между собой непосредственные производители продукции. Все предприятия органически связаны друг с другом как поставщики и потребители машин, оборудования, сырья, топливных ресурсов. Товары производственного назначения покупаются и продаются обычно оптом, большими партиями. Оптовая торговля выступает посредником между предприятиями-производителями и предприятиями-потребителями продукции. Характерная особенность рыночной экономики состоит в том, что каждый покупатель и продавец находят в этом безбрежном пространстве своего партнера, продукция и цены которого его устраивают. Это торговля по прямым договорным связям. По этой схеме рынок средств производства развивался извечно и объективно вел к прогрессу в производстве.                         2. Рынок рабочей силы                                                                                          Рынок рабочей силы теснейшим образом связан с рынком средств производства. Они возникли и развивались одновременно, параллельно, дополняли друг друга. Рынок рабочей силы является самым сложным из всех существующих в экономике. В течение тысячелетий шла торговля рабами и крепостными, а неизменными спутниками капитализма стали биржи труда. Рыночный спрос на труд есть сумма спроса фирм. Эластичность спроса на труд зависит от эластичности спроса на продукцию фирмы, от производительности труда и от легкости и эффективности замены живого труда машинами.                                                                                                                                     3. Рынок капитала и финансов                                                                                                            В движении капитальной стоимости денежная форма капитала является наиболее чувствительной ко всем сбоям в процессе реализации и расширенного воспроизводства. Потребность в заемном капитале существовала всегда. Кредит - непременное условие всякой предпринимательской деятельности. В качестве продавцов капитала (дача взаймы на определенный срок за определенную плату - процент) выступали и

7

выступают ростовщики, владельцы крупных капиталов, банки. В XIX столетии получил развитие и ныне процветает рынок ценных бумаг - акций и облигаций. Торговля капиталом обеспечивает постоянное его передвижение между видами предпринимательской деятельности. Тем самым, создается, суживается или расширяется та деятельность или отрасль, где вырабатываются товары или услуги для удовлетворения производственных и личных потребностей. Рынок капиталов придает пропорциональность, сбалансированность всему хозяйству.                                                                      4. Рынок потребительских товаров                                                                                         На нем взаимодействует все население с производителями и продавцами продовольствия, одежды, обуви и других предметов потребления. Без развития этого рынка теряется общественный смысл отношений обмена. От состояния потребительского рынка зависит обеспеченность населения, уровень потребления, устойчивость денежного обращения. Это сосудистая система общества, посредством которой обеспечивается доставка всего необходимого человеку для жизнедеятельности, в соответствии с его покупательской способностью.                                                                                  5. Рынок информационных материалов и информационных услуг                                   Для рыночного хозяйства достаточно высокая степень неопределенности. Затраты и выгоды, влияющие на решения, связанные со спросом и предложением, это всегда ожидаемые затраты и выгоды. Производители и потребители, продавцы и покупатели принимают решения, исходя из ожидаемых условий. Качество принимаемого решения тем выше, чем больше информации имеется при принятии решения.

Рыночное равновесие - состояние экономики, при котором количество спрашиваемого товара при заданной цене на него равно количеству данного предлагаемого к реализации товара по соответствующей цене. Зону экономического пространства, в котором присутствуют интересы и продавцов, и покупателей, называют экономической областью. В реальной жизни сделки по купле-продаже товара могут осуществляться по любой цене, ограниченной ценой спроса сверху и ценой предложения снизу. Реальная цена сделки будет зависеть от многих дополнительных факторов:

от соотношения сил (когда речь идёт о господстве на рынке продавцов (монополии), естественно, сделки будут заключаться по завышенной цене, при обратной ситуации - господстве покупателя (монопсонии) - наоборот, сделки будут заключаться по наименьшей цене; если нет определённого соотношения сил, то цены м.б. установлены в любом диапазоне)

от нерациональности поведения из-за недостаточной информированности и отсутствия опыта у участников сделок. На всём пространстве существует

8

только одна устойчивая точка, т.е. такое равновесие, когда ни одной из сторон не выгодно менять положение. В точке равновесия происходит оптимизация рыночного поведения.

Информация о работе Рыночной механизм