Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа
Рынок - обязательный компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, без рынка нет товарного производства. Объективная необходимость рынка вызвана теми же причинами, что и товарное производство: развитием общественного разделения труда и экономическим обособлением субъектов рыночных отношений. Эти условия зарождались и развивались как единое целое, как единый процесс взаимодействия производства и сбыта продукции...........................
Рис.2
Существуют три следствия нисходящей кривой спроса, которые должны быть понятны.
1.Цена превышает предельный доход. Во-первых, нисходящая кривая спроса означает, что чистая монополия может увеличить свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина этого в том, что снижение цены будет относиться не только к дополнительной проданной продукции, но также и ко всем другим, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительная проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену – меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.
2.Тот, кто диктует цену. Второе значение нисходящей кривой спроса: там, где каждый объем производства связан с некоторой особенной ценой, монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести. Монополист одновременно выбирает и цену, и объем производства. Но это не означает, что монополист свободен от рыночных сил в установлении цены и объема производства или что покупатель находится полностью во власти монополиста. В частности, нисходящая кривая монополистического спроса означает, что высокие цены связаны с уменьшением объема продаж и, наоборот, низкие – с увеличением объема производства. Поскольку кривая спроса монополиста зафиксирована, он не может повысить цену без потери продаж или увеличить продажи без назначения более низкой цены.
16
3.Ценовая эластичность. Монополист никогда не выберет такую комбинацию цена-количество, при которой валовой доход уменьшается, а предельный доход, соответственно, является отрицательным.
Ценообразование в условиях чистой монополии
Основным инструментом для установления своего господства монополии используют цену. Различают три вида монопольных цен:
1.монопольно высокие, по которым монополии продают свою продукцию потребителям с целью извлечения наивысшей прибыли. Но, как уже говорилось ранее, монополия определяет оптимальный уровень цен исходя из уровня спроса на свою продукцию.
2.монопольно низкие, по которым монополии закупают продукцию (как правило, сырьё) у поставщиков.
3.дискриминационные, которые выражаются в различных формах:
o дифференциация по группам покупателей. Разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда бесплатно).
o дифференциация по варианту товара или услуги. Разные варианты товаров и услуг продают по различным ценам без учета разницы в затратах. Так, стоимость перелета Пермь-Москва коммерческим рейсом в несколько раз дороже, чем обычным рейсом компании Аэрофлот.
o дифференциация по территории. Товары реализуются в разных местах по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковые.
o дифференциация по времени.
Последствия монополий
Монополия как тип экономического поведения на рынке имеет положительные и отрицательные стороны. С одной стороны, крупное производство дает возможность снижать издержки производства и в целом экономить ресурсы; оно меньше подвержено банкротству, а значит сдерживает рост безработицы, имеет больше возможностей для проведения научно-исследовательских работ и т.д. В существовании некоторых монополий при условии регулирования их деятельности государством заинтересовано общество в целом, ибо эффект масштаба позволяет
17
сокращать издержки производства на единицу продукции, экономить ресурсы. Такие монополии носят название естественных. С другой стороны, в рыночной экономике монополия является препятствием свободной конкуренции, что не способствует снижению цен, повышению качества продукции и т.д. и в конечном итоге ведет к снижению жизненного уровня населения.
Примеры абсолютных монополий
В большинстве городов принадлежащие государству или регулируемые государством предприятия общественного пользования: газовые и электрические компании, водопроводная компания – все являются монополиями или по сути таковыми. Нет близких заменителей услугам, предоставляемым коммунальными службами. Конечно, почти всегда есть некоторая конкуренция. Свечи или керосиновые лампы являются очень несовершенными заменителями электричества, но они либо неудобны и непривлекательны, либо дороги.
Монополия также может иметь географическое измерение. Небольшой город подчас обслуживается только одной авиалинией или железной дорогой. Местный банк, кинотеатр или книжный магазин может относиться к монополии в маленьком и географически изолированном населенном пункте.
18
3.КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ
Представление о конкуренции модифицируется под влиянием современных нам тенденций экономической жизни. Конкуренция и монополия не исключают друг друга, как это было принято считать раньше. В реальной экономической жизни конкуренция и монополия переплетаются друг с другом, и в наш обиход входит понятие монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция получила наибольшее распространение на рынках потребительских товаров. Монопольное положение достигается не только посредством массового производства, но и через создание своей рыночной ниши, то есть своего круга потребителей. Фирмы, действующие на
таком рынке, продают дифференцированные товары. Дифференциация продукта существует тогда, когда в понимании покупателя продукт одной фирмы не является совершенной заменой продукта другой фирмы, занимающейся тем же видом деятельности, что и первая. Дифференциация определяется либо характерными особенностями продукта (его маркой, внешним видом), либо условиями продажи. Причина предпочтения покупателя чисто психологическая и вызывается факторами личного характера. Уменьшая ценовую эластичность спроса с помощью дифференциации продукта, продавец получает монопольную власть над продуктом, то есть может в определенных пределах повышать цену продукта без риска сокращения объема его продаж. Но так как объем продаж каждого продавца относительно невелик, то каждая из фирм имеет все же ограниченный контроль над рыночной ценой. Рынок монополистической конкуренции в целом характеризуется высоким уровнем состязательности, в среднем на рынке монополистической конкуренции на долю фирм приходится 25%, а на 8 - 50% рынка. Вход на рынок достаточно свободен и определяется размерами капитала. Долгосрочным девизом фирм, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточность. Отсутствие экономической прибыли лишает новые фирмы стимула для вступления в отрасль, а старые для выхода из нее.
Однако стремление к безубыточности является долгосрочной тенденцией и в
реальной жизни фирмы могут получать экономическую прибыль достаточно
длительный период времени. Как было уже отмечено, это связано в первую
очередь с дифференциацией продукции. В этом случае высокие прибыли монополистов делают привлекательным их сегмент или рыночную нишу для конкурентов и поднимают конкурентную борьбу на качественно новый уровень. Конкуренция многообразна она ведется не только через цены, в виде например, механизма скидок, но также посредством выбора методов производства, выбора продукции, сбытовой тактики, политики в отношении факторов производства. Она предполагает проведение как агрессивных, так и оборонительных действий. Конкуренция между продавцами обращена не
19
только к потребителям, но также затрагивает посредников, которые продают товары конечным потребителям. Монополистическая конкуренция способствует трансформации ценовых факторов конкуренции, которые впрочем остаются в качестве центрального механизма распределения в рыночной экономике, в неценовые. Неценовая конкуренция проявляется в виде дополнительных услуг покупателю, дифференциации продукта,
гарантиях и рекламы, основного средства убеждения покупателей в отличие
качеств своего товара от конкурентов. В современных условиях неточные знания компенсируются опытом общения и конкуренция выражается в борьбе за репутацию, имя на рынке. Эффективная конкуренция развертывается между фирмами, имеющими различную величину, различные издержки производства, разные стратегические курсы и цели. Она побуждает к прогрессу, к улучшению хозяйствования, растущему разнообразию качества и видов продукции, появлению новых товаров. Она позволяет распространять связанные с таким прогрессом выгоды на клиентов, посредством снижения цен, и на факторы производства, путем повышения их
оплаты.
20
4.ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Становление и налаживание эффективно функционирующей системы и инфраструктуры рынка является важнейшим компонентом процесса перехода экономики любой страны к рыночной системе хозяйствования. Для России это имеет очень большое значение, несмотря на то, что наша страна очень специфична (так исторически сложилось). Современная же рыночная экономика сложилась под воздействием ряда факторов, наиболее существенную роль из которых играют государственное регулирование, мировая экономика, социализированное товарное производство. Существуют два типа хозяйственных связей:
-натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
-товарные связи, осуществляемые посредством рынка.
Характерными чертами последнего типа отношений являются взаимные соглашения сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Сами по себе рыночные связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточной системы и т.п. свидетельствует о деформации рыночных связей. Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство - рынок - потребитель), но и обратные (потребитель - рынок - производство) хозяйственные связи. Академик В.С. Немчинов писал, что "если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте, такая система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана"(Немчинов В.С. Избр.произв.М.,1968.Т.5.С.80). Данные слова оказались пророческими для нашей страны. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергавшая рынок и роль обратных связей, в конце концов оказалась в глубоком кризисе и была сломана. И так из выше сказанного вытекает еще одно современное определение рынка как системы экономических отношений, возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. То, что рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения и организационно-экономические отношения, дает основание рассматривать рынок в функционирующей экономической системе как самостоятельную подсистему. Все рассмотренные определения рынка свидетельствуют о различных ступенях в историческом процессе познания
21
рынка как экономического явления. Обобщенную характеристику рынка можно определить в виде схемы: Сфера обращения. Рынок. Форма движения совокупного обращения продукта. Форма организации и функционирования экономики (рыночная экономика). Тип хозяйственных связей. Самостоятельная подсистема в экономической системе.
Следует отметить, что наша страна всегда занимала пограничное положение между Западом и Востоком. Это предопределило уникальный характер России, т.к. она первая из восточных стран вступила в отношения с Западом, но при этом она не встала на "западный" путь развития. Эта промежуточность положения нашла свое отражение в реальной борьбе противоположных тенденций в развитии экономики в России. Большую роль в развитии товарного производства в России и переходе ее к рыночной модели хозяйства сыграли реформы Столыпина, в ходе которых формируется развитой земельный рынок, кардинальным образом меняется тенденция функциональной роли российского государства. Именно благодаря усилиям государства уменьшается его удельный вес в экономике, быстрее растет негосударственный сектор, который составляя рыночную среду, превращается в господствующий. В результате столыпинской реформы, впервые в истории страны начался экономический подъем, стимулируемый потенциалом развивающегося рынка. По темпам роста в последнее десятилетие 19 века Россия уступала только США, а в начале 20в. и опережала их. В соответствии с изменениями экономики, в России шла интенсивная разработка экономической теории, ориентированная на национально-исторические и психологические особенности русского