Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 19:23, реферат
Важнейшими преимуществами применения самооценки являются получение объективных оценок, основанных на фактах; использование комплекса критериев оценки, широко распространенных в различных странах; внедрение различных инициатив персонала в повседневную деятельность организации; появление возможности распространения лучшего опыта внутри организации, признания достижений отдельных работников и подразделений; использование полученных результатов для совершенствования деятельности организации.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ по самооценке организации. Понятие, цели, задачи ………………………………….…4
2 МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ……………6
3 Модель делового совершенства EFQM……………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16
по
дисциплине «Управление
качеством»
Самооценка организации на соответствие критериям моделей совершенства
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ по самооценке организации. Понятие, цели, задачи ………………………………….…4
2 МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ……………6
3 Модель делового совершенства EFQM……………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность любой организации направлена на создание новой ценности для потребителя. Создание и улучшение качества продукции - это в итоге добавление ценности для людей, а значит, улучшение качества жизни, что в свою очередь, порождает новые потребности и ожидания в отношении продукции и инициирует инновации и улучшение качества. Улучшение качества жизни включает, естественно, сохранение или улучшение окружающей среды.
Улучшение названных объектов предполагает использование различных методов, одним из которых является самооценка. Цель самооценки заключается в предоставлении организации рекомендаций, основанных на фактах, касающихся областей применения ресурсов для улучшения ее деятельности. Именно опираясь на результаты самооценки - предприятие может наметить и реализовать дальнейшие шаги на пути к улучшению.
Важнейшими
преимуществами применения самооценки
являются получение объективных
оценок, основанных на фактах; использование
комплекса критериев оценки, широко
распространенных в различных странах;
внедрение различных инициатив
персонала в повседневную деятельность
организации; появление возможности
распространения лучшего опыта
внутри организации, признания достижений
отдельных работников и подразделений;
использование полученных результатов
для совершенствования
Таким образом, изучение содержания, методов, моделей и процесса самооценки деятельности организации является одним из шагов на пути к осознанию необходимости активного применения инструментов управления качеством в практике деятельности российских предприятий и организаций.
1ТЕОРИТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ по самооценке
организации: Понятие,
цели, задачи
Самооценка —
это всестороннее оценивание, итогом которого
является мнение или суждение о
результативности и эффективности организации
и уровне зрелости системы менеджмента
качества.
Самооценка организации является
всесторонним и систематическим анализом
деятельности организации и результатов
по отношению к системе менеджмента качества
или модели совершенства (модели премии
по качеству).
Самооценка может дать общее представление
о деятельности организации и степени
развития системы менеджмента качества.
Она может также помочь определить организации
области, нуждающиеся в улучшении, и приоритеты.
Цель самооценки заключается в предоставлении
организации рекомендаций, основанных
на фактах, касающихся областей применения ресурсов для
улучшения ее деятельности.
Самооценка может быть полезной
при измерении достижений в сравнении
с целями, а также для повторной оценки
постоянного соответствия этим целям.
В настоящее время существует много моделей
самооценки организаций по критериям
системы менеджмента качества. Наиболее
широко признаваемыми и применяемыми
моделями являются модели национальных
и региональных премий по
качеству, считающиеся
также моделями совершенства
организаций.
Модели премий по качеству, а также другие
модели самооценки имеют широкий диапазон
детальных критериев по оценке деятельности
систем менеджмента.
Метод самооценки обеспечивает простой и легкий в применении способ установления уровня развития (зрелости) системы менеджмента качества организации и определения основных областей для улучшения.
Международная
практика показала, что проведение самооценки
дает организации такие преимущества, как:
• использование при оценке своей деятельности
и ее результатов единого комплекса критериев,
который нашел широкое применение во многих
странах;
• систематический подход к совершенствованию
деятельности;
• получение объективных оценок, основанных
на фактах, а не на личном восприятии отдельных
работников илируководителей;
• обучение персонала применению
принципов всеобщего (тотального) управления
качеством;
• внедрение различных инициатив и передовых
методов управления качеством в повседневную
деятельность организации;
• выявление и анализ процессов,
в которые можно ввести улучшения;
• определение глубины изменений, происшедших
с момента проведения предыдущей самооценки;
• возможность распространения передового
опыта лучших подразделений организации
или других организаций;
• возможность признания и стимулирования
посредством премирования достижений
подразделений и работников:
• возможность сравнения с лучшими результатами,
достигнутыми как в данной организации,
так и в других.
Самооценка может использоваться избирательно, исходя из потребностей организации. Один подход годен для осуществления самооценки на индивидуальной основе для всей или части системы менеджмента качества и затем для реализации улучшения, другой подход — для многопрофильной группы работников, осуществляющей самооценку всей или части системы менеджмента качества, за которой последовало бы рассмотрение и анализ со стороны группы, затем достижение консенсуса по установке приоритетов улучшения и планам действий.
2
МОДЕЛИ САМООЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Самооценка деятельности организации, как правило, проводится в сравнении с какой-либо моделью, выбранной в качестве эталона. В настоящее время существует достаточно много моделей самооценки деятельности организаций по различным, заранее определенным критериям. Все модели можно классифицировать в зависимости от двух основных признаков: сферы распространения и целей проведения самооценки (рисунок 1).
Как видно из рисунка, в зависимости от
сферы распространения можновыделить
следующие модели самооценки деятельности
организации.
Р
и с у н о к 1 Классификация моделей самооценки
деятельности организации
1Международные
– модели самооценки
− обозначить ясные вехи на пути к совершенству;
−
максимизировать число
концепции и принципы модели совершенства EFQM;
− предоставить организациям практические инструменты и услуги для
содействия их улучшению;
− обеспечить обоснованное и авторитетное для всех европейских стран
признание организаций при участии EFQM и национальных партнерских организаций.
Национальные модели – модели самооценки деятельности организации, признанные в качестве приоритетных в том или ином государстве и служащие основой для создания региональных и отраслевых моделей. Национальные модели в различных вариантах используются более чем в 60 странах мира при проведении конкурсов на соискание национальных премий в области качества.
Они служат эталоном для сравнения деятельности организаций. Примерами таких моделей могут служить модель Японской национальной премии в области качества – премия У.Э. Деминга, Премия Правительства РФ в области качества.
Премия им. У.Э. Деминга является одной из самых престижных в мире, она сыграла выдающуюся роль в развитии качества в Японии, способствующая активизации работ в области качества во многих компаниях. Причем огромную пользу принесли оценка и рекомендации конкурсного жюри премии и самооценка деятельности компаний. Оценка деятельности компаний – участников конкурса премии им. У.Э. Деминга проводится по 100-балльной шкале, при этом рассматривается 48 показателей, объединенных по 6 критериям.
Региональные и отраслевые модели самооценки деятельности организации – это модели, которые активно применяются в том или ином регионе либо в конкретной отрасли. И те и другие модели, как правило, базируются на соответствующей национальной модели. Например, в США – конкурсы в штатах (их модели базируются на модели премии М. Болдриджа), в России – множество региональных конкурсов в области качества, большинство из которых базируется на модели конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества.
Кроме этого применяются различные отраслевые модели самооценки деятельности организации, не связанные с моделью Премии Правительства РФ в
области качества, а направленные на оценку отдельных проектов, программ, 6 видов деятельности; аттестацию и аккредитацию образовательного учреждения.
Существуют модели самооценки деятельности организации, связанные с
участием в тех или иных конкурсах и отражающие отраслевую специфику (например, модели самооценки для участия в программе-конкурсе «100 лучших товаров России» для различных номинаций).
Организационная модель самооценки деятельности организации – модель, разрабатываемая для конкретной организации. Этот вид модели может базироваться на одной из перечисленных выше, может представлять собой их сочетание, а может быть полностью разработан в самой организации с учетом специфики ее деятельности, масштабов и целей проведения самооценки.
Конкурсные модели самооценки применяются, если организации соревнуются за премию по качеству, планируют эту деятельность в будущем либо считают, что можно получить надежные результаты самооценки, используя критерии премии по качеству. Однако этим организациям следует иметь в виду риски, связанные с ограниченной ролью и престижем премий и невозможностью с их помощью избежать возникновения подобных рисков в будущем.
Если организация при проведении самооценки преследует цели выявить сильные и слабые стороны деятельности относительно поставленных задач, планировать необходимые улучшения и нововведения в соответствии со своими возможностями, использовать полученные оценки в процессах стратегического и оперативного планирования, то в данном случае речь идет о применении диагностических моделей. Как правило, это модели, разработанные самой организацией, либо существующие конкурсные модели, адаптированные к условиям ее деятельности. Однако в настоящее время уже существуют попытки разработки такого типа моделей, которые со временем стали бы носить распространенный характер.
Несмотря на многообразие существующих моделей, можно выделить черты, объединяющие их.
1. Общие
цели учреждения премий по
качеству: определение организаций-
2. Балльная оценка участников конкурса на премий по заранее установленному комплексу критериев. Это позволяет четко отделить данные премии от других премий и конкурсов по качеству, существующих в странах мирового сообщества. Национальные и региональные премии по качеству – это оценочные системы.
Информация о работе Самооценка организации на соответствие критериям моделей совершенства