Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 14:46, контрольная работа
Цель работы состоит в изучении основных положений сценарного планирования как составной части процесса стратегического управления в организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность сценарного планирования;
Охарактеризовать сценарное планирование как инструмент обучения и планирования;
Рассмотреть этапы построения сценариев.
Введение 3
1 Сущность сценарного планирования 5
2 Сценарное планирование: инструмент обучения и планирования 10
3 Разработка сценариев 13
Заключение 22
Список использованных источников 24
Существуют разные методы ведения
процесса создания сценариев. Простейшим
из них является экспертная модель,
когда работа выполняется одним
человеком или небольшой
В партисипативной модели эксперт
выступает в качестве лидера проекта
и работает вместе с группой сотрудников
организации. В этом случае результат
принадлежит группе. В качестве эксперта-разработчика
может выступать сотрудник
Табл. 3-Три модели составления сценария
Характеристика |
Модель | ||
экспертная |
партисипативная |
организационная | |
Разработчик действует |
Один |
С группой в составе организации |
Обучает, или проводит инструктажи сотрудников организации |
Контроль |
Разработчик контролирует процесс |
Разработчик участвует в процессе и возглавляет его |
Разработчик остается за рамками процесса |
Результат |
Представляется разработчиком |
Принадлежит группе и представляется ею |
Принадлежит организации |
Отношения |
Разработчик выполняет задания |
Разработчик поддерживает связь с группой |
Разработчик передает ответственность группе |
В организационной модели эксперт
обучает группу сотрудников компании,
которые потом выполняют
Одна из форм партисипативной модели, включающая программу семинаров и диалогов с ключевыми фигурами, часто оказывается наиболее предпочтительной.
В сценарном планировании
одинаково важным является как процесс
создания новых ментальных моделей,
так и организация
Рассмотрим основные задачи и методы работы на определенных этапах.
Этап 1 Установление целей, задание основных параметров, идентификация ключевых вопросов.
Очень многое в обеспечении
успешности сценарного
Одним из условий успешного использования сценарного подхода является выделение центральных вопросов. Например, таких как, следует ли заниматься новым видом деловой активности, следует ли приобретать новый бизнес или запускать новую линию продукции, следует ли инвестировать в модернизацию производства. В процессе осмысления подобных вопросов выбирается наиболее важные из них, задавая, таким образом, отчетливую определенную рамку для всей работы со сценариями. Следует подчеркнуть, что далеко не для каждого случая, не для каждой отрасли, не для каждой компании сценарии должны быть сфокусированы на предполагаемых типах решений. Тем не менее, сценарии являются наиболее мощным инструментом изучения самых важных областей рисков и возможностей. Сценарии должны быть изначально сфокусированы вокруг вопросов изменения “бизнес-идеи” - будущей успешной модели бизнеса, позволяющей через предоставление большей ценности клиенту за счет лучших ключевых компетенций зарабатывать прибыль, обеспечивающую выживание и развитие организации.
На этом этапе критически важно организовать интервью с собственниками, менеджерами, в которых необходимо выяснить их точку зрения на то, какие вопросы в развитии компании являются наиболее важными, какие типы решений необходимо принять в результате предстоящей работы. В интервью также желательно выяснить наиболее важные источники информации для последующего анализа и отобрать участников для будущих мозговых штурмов. В заключении этого этапа необходимо предоставить собственникам и руководителям обратную связь, в которой делается заключение по результатам идентификации ключевых вопросов, после чего придти к взаимному соглашению по этому вопросу.
Выделение ключевых и неопределенных факторов со стороны внешнего окружения.
Задачей объединенной команды разработчиков на этом этапе является выделение тех вопросов (факторов) которые будут иметь наиболее значительное влияние на будущее;
Полезен на этой стадии поиск ответов на такие типовые вопросы, в какой степени отдельные силы усиливают друг друга – действуют независимо или мешают друг другу, в каком виде проявляется каждое усиление, независимость или противоречие.
В сценарном планировании на этом этапе используются такие хорошо известные специальные методы, как PEST-анализ, который изучает политические, социальные, экономические, технологические изменения окружающей среды, анализ поля сил, матрицы влияния на ситуацию, анализ корневых причин, и общие – системный подход (системная динамика), диалектическая логика. Следует подчеркнуть, что последние на этом этапе используются в целях выделения и анализа ключевых и неопределенных факторов, влияющих на бизнес систему, а на двух последующих этапах они используются уже для “сборки” и синтеза в построении и очищении сценариев.
Этап 2 Создание скелетов сценариев.
Существует несколько методов создания базовой логики сценариев. Их можно разделить индуктивные и дедуктивные. Среди индуктивных наиболее известны метод “знаковых” событий и метод модификации официального будущего. К дедуктивным относится метод построения сценарных матриц.
Метод “знаковых” событий предполагает поиск ответов на такие вопросы:
Из ответов на эти вопросы команда может построить схемы, карты, описание историй будущего, которые определят многие стратегические решения настоящего. Такой подход требует чрезвычайно высокой открытости мышления и хороших творческих возможностей у членов команды.
Техника модификации “официального будущего” основана на выделении наиболее важных компонентов из официальных планов и программ, аналитических материалов и прогнозов. Из них выделяется официальная трактовка движущих сил и неопределенностей. После этого, проводится мозговой штурм, в котором рассматриваются другие версии, отличающиеся от “официальных историй” о будущем.
Построение сценарных матриц может осуществляться в разных вариантах. Наиболее простыми и популярными являются техники GBU и BEAR. В первом методе сценарии фокусируются вокруг наиболее желательных (good), нежелательных (bed) и опасных (ugly) вариантах развития событий. BEAR метод концентрируется на уровнях изменений: низком, среднем и высоком - в экономике, демографических особенностях, потребительском спросе и т.д. Часто используемой разновидностью также является построение “два на два” сценарных матриц. Практика показывает, что иногда очевидно, как неопределенности и движущие силы должны включаться в разворачивание сценариев, иногда нет.
Построение логики сценариев является творческим процессом. Здесь очень важным является квалификация консультантов, их опыт в использовании разных теоретических конструктов и методологии в помощи клиентской команде в построении новых ментальных моделей и каркасов историй.
Этап 3 Наполнение и очищение грубых сценариев.
На указанном этапе
скелеты сценариев приобретают
плоть, превращаясь в
Под “кризисами и вызовами”
понимается прогнозирование наиболее
значимых событий, создающих самые
серьезные угрозы для развития бизнеса,
но с другой стороны, открывающие
возможности и для самого бизнеса,
и для смежных с ним отраслей.
Например, нефтяной кризис 80-х годов
с одной стороны вызвал серьезные
изменения в раскладе сил основных
рыночных игроков в отрасли, а
с другой стороны способствовал
развитию энергосберегающих технологий
в различных энергоемких
“Эволюционные изменения”
предполагают учитывать наполнении
сценариев такие переменные, как
стадии развития отраслей, изменение
предпочтений и вкусов покупателей
в отношении новых продуктов
и т.п. Какие стеновые материалы
предпочтут строители в десяти- пятнадцатилетней
перспективе при строительстве
новых зданий? Какие технологии утепления
будут более востребованы – легкие
штукатурные или с
Для этого этапа не существует жестких рецептов. Выбор инструментов наполнения и очищения сценариев часто диктуется базовой логикой сценария, зависит от характера и масштаба компании, ее стратегических намерений, отраслевых особенностей и методологической оснащенности консультантов и представителей клиентской команды.
Этап 4 Создание стратегических выборов.
Вначале этого этапа решается такая важная задача как определение ключевых элементов успешной стратегии или идентификация лучшей бизнес идеи компании для будущего.
Совокупность действий на
этом этапе может выглядеть
Для проверки лучшей бизнес-идеи компании для будущего предлагается выполнять следующие действия на данном этапе:
Все стратегические решения предлагается разделить на две зоны:
Следует подчеркнуть, что указанные две группы альтернатив тесно взаимосвязаны, но необходимо предостеречь от попыток кардинально менять ключевые компетенции компании, показывая, что это наиболее ценный и трудно создаваемый элемент стратегии.
При таком подходе сценарии используются не только как тесты, а прежде всего как триггеры, запускающие идеи новых альтернатив. Причем сценарное планирование не претендует на монополию создания хороших альтернатив будущего стратегического развития. Они могут создаваться и интуитивно, и в рамках других концепций стратегического анализа и планирования.
Интеграция этих стратегических
выборов в общую