Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:49, доклад
В современном понятии термин «Менеджмент» и «Менеджер» появился тогда, когда владельцы предприятий сообразили, что выгодно не самим управлять, а привлекать для этого профессионалов (менеджер). Англ. слово «Менеджмент» в переводе «Управление», происходит от корня лат. слова «рука». Менеджмент и менеджер присуще только рыночной экономике:
• Это различные формы собственности;
• Конкуренция;
• Свобода предпринимательства.
ТЕМА:ПОНЯТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА.
В современном понятии термин «Менеджмент» и «Менеджер» появился тогда, когда владельцы предприятий сообразили, что выгодно не самим управлять, а привлекать для этого профессионалов (менеджер). Англ. слово «Менеджмент» в переводе «Управление», происходит от корня лат. слова «рука». Менеджмент и менеджер присуще только рыночной экономике:
Этот термин появился в США XIX веке, а особую популярность приобрел в 30-х годах XX века.
Менеджмент – это вид профессиональной деятельности по управлению людьми в любой отрасли экономики, в любой сфере деятельности направленная на получение прибыли. К ним относят:
Отличие менеджмента от управления:
Термин «Управление» наиболее широкое понятие и направлен на выполнение конкретных функций независимо от цели деятельности. Это управление: больницей, библиотекой, армией, регионами и т.д.
Менеджмент в условиях рынка предполагает:
Содержание менеджмента осуществляется в трех направлениях:
2.Организация управления
3. Менеджмент как процесс принятия решений
- в каждой организации
органы управления (субъекты –
кто управляет и объект –
кем управляют), поэтому в аппарате
управления имеется подразделен
Управление акционерными обществами, фирмами осуществляется по трем уровням:
3. Менеджмент как процесс принятия решений. На основе принятого решения ставятся задачи каждому исполнителю, за исполнением устанавливается контроль. Менеджер несет моральную и материальную ответственность за принятие решений. Это побуждает его, творчески относится к принятию решений, анализировать варианты решений.
ТЕМА:Основные периоды развития Менеджмента.
Менеджмент существовал всегда там, где люди работали группами, в основном в 3-х сферах человеческого общества:
Выделяют 4 периода развития менеджмента:
Наука управления находится в постоянном движении, т.е. формируются новые направления, школы, течение изменяется и совершенствуется научный аппарат, меняются исследователи и их взгляды. С течением времени менеджеры изменили ориентиры от потребности своей организации на изучение управлений действующих вне окружающей среды.
Количественные школы, ситуационный и системный подход.
Родоначальником является Ф.Тейлер (1856-1915 г.г.) амер. инженер-самоучка. Он возглавил движение научного управления, т.е. интересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации. В своей работе, принципы научного менеджмента (1911г) он разработал:
- методы научной организации труда, основанные на изучении движений рабочего с помощью хронометража;
- разработал основы нормирования труда;
- внедрил в практику научные подходы, подбора и расстановки кадров;
- стимулирование труда (заработная плата, вознаграждения).
Заслуга его в том,
что он начал революцию в области
менеджмента. В 1916 году – сформировалась
целое направление в
2.Административная школа:
Основоположником является А.Файоль (1841-1925 г.г.) – управляющий угольной шахтой. Американцы его называли «отцом менеджмента»:
3.Школа человеческих отношений (поведенческая школа):
Возникла на рубеже 30-х годов XX века. В ее основу положено достижение психологии и социологии. Согласно этого учения предлагалось сосредоточить внимание на работнике, а не на его задании, тем самым лучше стимулировался труд:
Классификация потребностей:
5.Самовыражение –
полное использование своих
возможностей, достижение целей
в личном росте.
4.Престижные потребности –
3.Социальные потребности – принадлежность к коллективу, общение, внимание к себе, забота о других.
2.Потребность в безопасности – своего существования.
1.Физиологические потребности – пища, тепло, убежище и т.д.
А)Учение Д.Макгрегера (1960). В основу положена теория «X» и «Y».
Теория «Х» - индивидуум туповат, стремится увильнуть от труда, поэтому его нужно принуждать, контролировать, направлять. Человек этой категории предпочитает, чтобы им руководили, стремится избегать ответственности, думает лишь о собственной безопасности.
Теория «Y» - люди, не являющиеся от природы пассивными, они стали такими в результате работы в организации. Это работоспособные люди, умеют брать на себя ответственность, не нуждаются в контроле со стороны, т.к. сами себя могут контролировать.
4.Количественная школа:
Это применение математики и компьютера в управлении. Появилось имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях неопределенности.
Используя этот метод подход, менеджер может понять, какие методы и средства будут способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Для эффективного функционирования менеджмента должна быть создана организация, в которой осуществляется деятельность менеджеров.
Требования к формированию организации:
Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели.
Жизненный цикл организации.
Имеется 5 фаз развития организации:
Фаза №1: «Рождение организации».
Фаза №2: «Детство и юность».