Школа поведенческих наук

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 00:02, контрольная работа

Описание

Школа человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг и стала отправной точкой в социально-психологическом подходе к изучению управления. В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.

Содержание

Школы человеческих отношений ………….……………………………2
Школа поведенческих наук ………………………………………………5
2.1 Возникновение школы…………………………………………………5
Самоопределение личности ………………………………………………8
Восприятие, как фактор поведения человека в организации ……….…9
Список литературы…………………………………………………………...….11

Работа состоит из  1 файл

ферари.docx

— 28.67 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

  1. Школы человеческих отношений ………….……………………………2
  2. Школа поведенческих наук ………………………………………………5

2.1 Возникновение школы…………………………………………………5

  1. Самоопределение личности ………………………………………………8
  2. Восприятие, как фактор поведения человека в организации ……….…9

Список литературы…………………………………………………………...….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Школы человеческих отношений

 

Школа человеческих отношений появилась на рубеже 20-30-х гг и стала отправной точкой в социально-психологическом подходе к изучению управления. В ее основу были положены достижения психологии и социологии, именно поэтому проблема повышения производительности труда решалась посредством изучения поведения человека в трудовом процессе. Ученые понимали, что, сосредоточив свое внимание на человеке, они смогут предложить методы эффективного стимулирования труда.

Принципы:

·        развитие и всестороннее использование организацией способностей работников и удовлетворение их разносторонних потребностей;

·        использование механизмов самоорганизации и внутреннего (группового и личностного) контроля за поведением и деятельностью работников;

·        стимулирование процессов групповой динамики;

·        демократизация управления;

·        гуманизация труда.

В результате реализации этих принципов в группе формируется феномен коллетивизма.В данной школе организация именуется общиной и рассматривается как сфера решения не только производственных и деловых проблем, но и социальных.

Теория "человеческих отношений" – это  современная концепция менеджмента, излагающая принципы и задачи управления на предприятиях и пытающаяся изобразить отношения между эксплуататорами и эксплуатируемыми как "человеческие отношения", основанные зачастую на христианских началах. По существу, теория "человеческих отношений" разрабатывает программу мероприятий, маскирующих эксплуатацию рабочих и отвлекающих их от классовой борьбы. В программу мероприятий могут входить следующие виды воздействия на подчиненных:

·        участие рабочих в прибылях монополий,

·        приобретение рабочими акций,

·        групповое страхование,

·        посещение предпринимателями рабочих на дому,

·        вручение праздничных подарков,

·        совместные консультации рабочих и администрации,

·        некоторое улучшение условий изнурительного труда на автоматизированных предприятиях и др.

Расходы на эти мероприятия покрываются  предпринимателями за счет интенсификации труда рабочих. Обусловленная требованиями научно-технического прогресса, теория человеческих отношений ставит своей целью повышение производительности труда, преодоление неудовлетворенности трудом и неприязни к нему у рабочих, смягчение классовых противоречий. Теория "человеческих отношений" – основа политики предпринимателей в США, Франции, Италии и др. стран.

Смысл взглядов ШЧО на природу человека сводится к следующим положениям:

·        человек – социальное животное, которое может быть свободно и счастливо только в группе;

·        человек обладает большими способностями, которые очень слабо используются в современныхтехнологизированных организациях;

·        организация – это сфера не только приложения трудовой деятельности, но и удовлетворения социальных потребностей человека;

·        для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании и специализации труда, поскольку они противоестественны и противоречат природе человека;

·        проблема установления социальной гармонии и сотрудничества есть не только сфера деятельности государства и общества, но и организации.

Задача состояла в том, чтобы  в дополнение к формальным отношениям между коллективом развивались  плодотворные неформальные контакты. Неформальные отношения в процессе совместного труда были признаны весомой организационной силой, способствующей препятствующей реализации корпоративных целей. Поэтому неформальными отношениями следует управлять. Если руководство проявляет заботу о своих работниках, то уровень удовлетворенности должен возрастать, что ведет к росту производительности труда. Совершенствование методов исследований в области социологии и психологии позволило изучение поведения человека в процессе труда поставить на научную основу. Основой поведенческого (бихевиористского) подхода к управлению являются различные аспекты социального взаимодействия, что привело к развитию теории и методов формирования коллектива как особой социальной общности и межличностных отношений внутри организации. Особое значение придается стилю управления и его влиянию на производительность и удовлетворенность работников своим трудом.  Главные задачи менеджмента основоположники этой школы видят в организации управления персоналом, используя факторы коммуникации, мотивации, лидерства, а также поддержания отношения к персоналу как к активным человеческим ресурсам. То есть они стремятся к повышению эффективности деятельности предприятия за счет повышения эффективности человеческого ресурса.

 

 

 

 

 

 

    1.  Школа поведенческих наук

 

С начала 50-х гг. школа человеческих отношений трансформировалась в школу «поведенческих наук», или «бихевиористскую», главным постулатом которой являются не методы налаживания межличностных отношений, а повышение эффективности отдельного работника и организации в целом на основе поведенческих паук. Новый подход стремился в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организацией.

В самых общих чертах основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. Этот подход отстаивал «единственный наилучший путь» решения управленческих проблем.Однако такие приемы, как изменение содержания работы и участие работника в управлении организацией оказываются эффективными только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.

 

    1.  Возникновение школы

 

Период  конца 30 –х и особенно 50-60-х годов  привел к определенному изменению ситуации:

Во-первых, резко возросло число работников в системе управления. Эффективная работа целого механизма управления требовала особого внимания к личности работника. Работник оставался главным элементом системы управления. Рост числа работников увеличил значение таких проблем, как мотивация работника управления, его инициатива.   

Во-вторых очень острой становится проблема коммуникабельности работника, его способности работать в коллективе. Не менее важна адаптивность, приспособляемость сотрудника к различным людям: подчиненным и начальникам.

В-третьих, увеличение количества работников управления сопровождалось появлением профессиональных менеджеров. Все большее число  хозяев по  личным способностям оказывались не в состояние руководить сотнями инженеров, бухгалтеров, финансистов, юристов и т.д.

В-четвертых, изменился и характер управленческой деятельности. Она требовала все больше и больше не элементарной исполнительности и дисциплинированности, а полного использования знаний и способностей.

Развитие  таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого - бихевиористского (англ.behaviorism, behavior- поведение) - изучение психологических аспектов поведения работников, выявление их мотиваций и предпочтений. Эти и другие исследователи изучали различные стороны социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерство, изменение содержания работы и качества трудовой жизни.

   Исходная посылка бихевиоризма  заключалась в необходимости  изучения не сознания, а поведения  человека, которое формируется в  результате взаимодействия стимулов и реакции на них. В своей классической форме бихевиоризм получил наивысшее развитие в 1920-х годах. Основные его понятия и идеи стали широко применяться в ряде дисциплин, связанных с поведением человека (социология, антропология, педагогика и т.д.). Более того, в бихевиориальные науки иногда включали все общественные науки, а также науку об управлении. Психология поведения возводится в ранг фундаментальной науки всех общественных наук.

Классический  бихевиоризм игнорировал роль воли и сознания человека. За такой подход к объяснению поведения человека он подвергался критике. Необихевиоризм пытался преодолеть этот недостаток  включением в связь «стимулы-отклик» так называемых промежуточных переменных – совокупности различных познавательных и побудительных факторов.

Однако  ядро бихевиоризма – выгода как  основной регулятор поведения личности – остается. Бихевиориальный подход стал использоваться в теории и практике менеджмента, представляя собой  по существу попытку преодаления  ограниченности концепции «человеческих отношений». Начало этого процесса можно отнести к середине 1930-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1.  Самоопределение личности

 

Проблема самоопределения личности в условиях “массового порядка существования” 20 века имеет особую значимость и  актуальность для западной культуры и именно в 20 веке.

Не более столетия тому назад  традиционная политика государства  и соперничество государей были главными факторами событий. Мнение масс не принималось в расчет, да большей частью она и не существовало. В настоящее же время политические традиции, личные склонности монархов, их соперничество уже более не принимаются в расчет, и, наоборот, голос толпы становится преобладающим. Массы диктуют правительству  его поведение, и именно к их желаниям оно и старается прислушаться. Не в совещаниях государей, а в  душе толпы подготавливаются теперь судьбы наций.

Выступление народных классов на арену  политической жизни, т.е. в действительности их постепенное превращение в  руководящие классы, представляет одну из наиболее выдающихся характерных  черт нашей эпохи. Путем ассоциаций толпа выработала идеи о своих  интересах и получила сознание своей  силы. Толпа составляет синдикаты, перед  которыми капитулируют все власти, одна за другой.

Мало склонные к теоретическим  рассуждениям, массы зато склоны к  действию. Благодаря своей теперешней организации, толпа получила огромную силу.

Именно XX век внес глубокие изменения в понятия людей о человеке массы. Рассмотрев данную проблему мы увидели что человек теряет свои личностные качества, находясь в толпе. Находясь под влиянием толпы, человек порой может совершать безрассудные поступки, которые он не совершил бы, если контролируя свое поведение.

Данная  проблема позволяет найти различие между массой, толпой и поведением индивида в них.

  1. Восприятие, как фактор поведения человека в организации

 

Восприятие может быть определено как процесс получения информации из окружения и обработки её. 
Восприятие- это процесс и результат преобразования чувственного опыта индивида и осмысление образа своего окружения. 
Восприятие несёт субъективный характер, содержит возможность полного или частичного искажения информации или её потери. Особенностью отбора информации является то, что она носит селективный характер. 
В соответствии с органами чувств ч/к воспринимает:

- зрительную  информацию

- звуковую

- осязательную

- запах

Получаемая  с помощью органов чувств информация всегда фактологична и всегда эта  информация данного момента времени. 
На восприятие влияют: личностные факторы (интерес, интуиция, личные характеристики воспринимаемого); факторы ситуации (социальная обстановка, время, рабочая обстановка); стереотипизация восприятия (реализуется путём сведения сложного явления к опред. стереотипу и упрощённому представлению); факторы объекта (новизна, динамичность, фон); избирательность восприятия. 
Систематизация проводится 2 путями:

1) Логическая  обработка.

2) Используя  чувства, эмоции, убеждения. 
К барьерам восприятия относятся:

- стереотипы.

- проекция  человека своих чувств, настроений, мотивов деятельности на др. людей,  в том числе и ложные представления  чел-ка в том, что окружающие  хотят того же, что хочет он.

- первое  впечатление.

Процесс восприятия человека человеком состоит из 2 частей:

1) первое  впечатление

2) знакомство  с его личностными характеристиками.

На восприятие человека влияют:

- физические  характеристики

- социальные характеристики

- анкетные  данные (пол, возраст, образование)  

Информация о работе Школа поведенческих наук