Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:21, реферат
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени
Введение……………………………………………………………….…………..…..3
1. Школа научного управления (1885-1920)……………...........................................4
1.2. Гилбреты и Терблиги……………………………………………..……………...6
1.3. Законы и принципы научной организации труда……………………................7
2. Классическая школа управления(1920-1950)…………………………………….9
3.Школа человеческих отношений (1930-1950)
и поведенческих наук (1930 — по настоящее время)……………………………..14
3.1. Выводы Э.Мэйо……………………………………………………………...….16
4. Математическая школа управления (1950 — по настоящее время)…………...18
5. Вклад школ в развитие управления……………………………………………....20
Список использованной литературы……………
Содержание
Введение………………………………………………………… |
1. Школа научного управления
(1885-1920)…………….............. |
1.2. Гилбреты и Терблиги…………………………… |
1.3. Законы и принципы
научной организации труда…………… |
2. Классическая школа
управления(1920-1950)……………………… |
3.Школа человеческих отношений (1930-1950) |
и поведенческих наук
(1930 — по настоящее время)…………………………….. |
3.1. Выводы Э.Мэйо…………………………………………… |
4. Математическая школа управления (1950 — по настоящее время)…………...18 |
5. Вклад школ в развитие управления……………………………………………... |
Список использованной
литературы…………………………………………..…. |
Введение
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали. Объекты управления — это и техника, и люди. Следовательно, успехи в теории управления всегда зависели от успехов в других, связанных с управлением областях, таких как математика, инженерные науки, психология, социология и антропология. По мере того, как развивались эти области знания, исследователи в области управления, теоретики и практики, узнавали все больше о факторах, влияющих на успех организации.
Школы менеджмента — развитие теории менеджмента
исследуется с выделением подходов, школ
управления. Исторические процессы менеджмента
структурируют по этапам развития управленческой
мысли, выделяя определенные школы, следующие
друг за другом во времени
и дополняют друг друга новыми содержательными
аспектами понимания управления. Можно
выделить четыре основные сложившиеся
школы:
1. Школа научного управления (1885-1920)
Появление школы научного управления связано, прежде всего с теоретической и практической системой управления Ф.Тейлора (1856-1915). Создатели школы научного управления исходили из того, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать большинство операций ручного труда, добиться более эффективного их выполнения. Фредерик Уинслоу Тейлор предложил принцип, названный им «систематическим и научным хронометрированием». Каждая работа разбивалась на ряд элементарных операций, которые хронометрировались и фиксировались при содействии рабочих. Результаты хронометража основных элементов работы записывались в специальное дело, в котором с учетом весовых коэффициентов определялись стандартные временные нормы для осуществления тех или иных работ. Вопрос о том, насколько научным было определение этих коэффициентов, остается спорным. Но с другой стороны, в том производственном контексте, в котором был выработан данный подход, он позволял получить куда более точную информацию о времени, потребном для выполнения той или иной работы, чем принятые в ту пору «прикидки». Формирование школы научного управления базировалось на трех основных моментах, которые послужили исходными принципами для развития менеджмента:
Рациональная организация труда предполагала замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.
Гилбреты изобрели прибор
и назвали его микрохронометром
1.2 Гилбреты и Терблиги
Еще, будучи учеником каменщика, Гилбрет заметил, что люди, которые учили его класть кирпич, использовали три основные связки движений. Он задумался над тем, какое из этих движений было самым эффективным; поэтому он методично изучил эти движения, а также используемые инструменты. В результате появился усовершенствованный способ, который сократил количество движений, необходимых для кладки одного кирпича, с 18 до 4 с половиной, увеличив тем самым производительность на 50%.
В начале 1900-х годов Френк и его жена Лилиан начали изучать рабочие операции, используя кинокамеру в сочетании с микрохронометром. Микрохронометр — это часы, которые изобрел Френк, и которые могли записывать интервалы, продолжительностью до 1/2000 секунды. С помощью стоп кадров Гилбреты смогли выявить и описать 17 основных движений кисти руки. Они назвали эти движения терблигами. Это название произошло от фамилии Гилбрет, если ее прочитать «задом наперед».
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Тейлор считал, что труд каждого отдельного работника должен оплачиваться по результату. Сотрудничество руководителей предприятия и рабочих является залогом успеха работы предприятия и его экономического роста, который выгоден всем.
Научное управление также выступило в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это определенная специальность и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешней всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу.
1.3. Законы и принципы научной организации труда
Безо всяких преувеличений такой же научный подвиг совершил Ф. У. Тейлор. На смену расплывчатым и достаточно противоречивым принципам управления, предлагавшимся его предшественниками, пришла строгая научная система знания о законах рациональной организации труда Тейлора. Ее составными элементами служили математический способ исчисления себестоимости, дифференциальная система оплаты труда, метод изучения времени и движений (хронометраж), способ расчленения и рационализации трудовых приемов, инструкционные карточки и многое другое, что позднее вошло в так называемый механизм «научного менеджмента».
Каждый из элементов порознь еще не составлял сути «научного менеджмента», поскольку представлял собой отдельные технико-организационные мероприятия. Движущей причиной, душой новой системы выступили четыре научных принципа, которые Тейлор называл законами управления.
1. Создание научного
фундамента, заменяющего собой старые,
грубо-практические методы
2. Отбор рабочих и
менеджеров, их тренировка и обучение
на основе научных критериев.
(Позже такую процедуру ученые
назвали профотбором,
3. Сотрудничество между
администрацией и рабочими в де
4. Равномерное и справедливое
распределение обязанностей (ответственности)
между рабочими и менеджерами.
Будучи необходимым участником
производственного процесса, каждый
из них должен точно и
Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому, управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые увидели, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике достижения целей организации.
2. Классическая школа управления (1920 – 1950)
Классики пытались определить общие характеристики и закономерности развития организаций. Развитие административной школы происходило по двум направлениям: рационализация производства и исследование проблем управления. Целью этой школы было создание универсальных принципов управления, реализация которых обязательно приведет к успеху. Здесь можно выделить работы Гаррингтона Эмерсона (1853-1931), Анри Файоля (1841-1925), Линдолла Урвика (1891-1983), Макса Вебера (1864-1920), Генри Форда (1863-1947).
Основателем классической школы управления считается французский горный инженер Анри Файоль, который внес огромный клад в науку управления. Именно Анри Файоль (1841—1925) соединил идеи функциональной администрации Тейлора и старый принцип единоначалия, в результате чего получил новую схему управления, которая и легла затем в основу современной теории организации. Файоля называют отцом современной менеджментской теории за то, что он был первым, кто поднялся над уровнем заводского цеха, обобщил принципы и искусство управления администрации в целом. Кроме того, его считают самым выдающимся европейцем, внесшим свой вклад в «классическую» школу менеджмента.
Согласно Файолю, деятельность промышленных предприятий может быть разделена на шесть групп:
«1. Техническая деятельность (производство, выделка и обработка).
2. Коммерческая деятельность (покупка, продажа, обмен).
3. Финансовая активность (поиск и оптимальное использование капитала).
4. Деятельность, направленная на обеспечение безопасности (защита собственности и персонала).
5. Бухгалтерский учет (проверка фондов, балансовые отчеты, издержки, статистика).
6. Управленческая деятельность (планирование, организация, распорядительство, координация, контроль).» [Администрирование].
Он утверждал, что «вне зависимости от того, просто или сложно, велико или мало предприятие, в его деятельности всегда присутствуют все шесть названных типов активности или основных функций». Очевидно, для непромышленных, некоммерческих организаций значение пунктов 1-5 может быть не столь велико. Тем не менее эти пять элементов деятельности и в дополнение к ним управленческая деятельность, будут иметь свое значение для организации любого типа. Файоль отличал управление от так называемого «руководства». Административная деятельность составляла у Анри Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой. Управлять [руководить], по Файолю, означало вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели — значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.
Администрирование же у Файоля образует лишь одну из шести функций управления и по степени важности стоит после пяти других видов деятельности — технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной. Администрирование воздействует только на коллектив предприятия, не оказывая никакого влияния на материальные и экономические факторы производства.
Он разработал общий подход к анализу деятельности администрации и сформулировал некоторые, строго обязательные принципы управления.
Разделение труда. Это естественное явление. Его целью является повышение количества и качества производства при затрате тех же усилий. Это достигается за счет сокращения числа целей, на которые должно быть направлено внимание и действие. Причем разделение труда применимо не только к техническим работам. Результатом его является специализация функций и разделение власти.
Власть (полномочия) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции — награды или кары, — сопровождающие ее действие. Где есть полномочия, возникает и ответственность.
Дисциплина — это по существу повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками.
Единство распорядительства, или единоначалие. Работнику может давать два приказания относительно какого-либо действия только один начальник.
Единство руководства, направления. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом, и иметь одного руководителя.
Подчинение частных, личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.
Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна быть справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.
Централизация. Как и
разделение труда, централизация есть
естественное явление. Однако соответствующая
степень централизации варьируе
Иерархия, или скалярная
цепь. Иерархия, или скалярная цепь,
— это ряд руководящих