Школы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 15:21, реферат

Описание

Школы менеджмента — развитие теории менеджмента исследуется с выделением подходов, школ управления. Исторические процессы менеджмента структурируют по этапам развития управленческой мысли, выделяя определенные школы, следующие друг за другом во времени

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………..…..3
1. Школа научного управления (1885-1920)……………...........................................4
1.2. Гилбреты и Терблиги……………………………………………..……………...6
1.3. Законы и принципы научной организации труда……………………................7
2. Классическая школа управления(1920-1950)…………………………………….9
3.Школа человеческих отношений (1930-1950)
и поведенческих наук (1930 — по настоящее время)……………………………..14
3.1. Выводы Э.Мэйо……………………………………………………………...….16
4. Математическая школа управления (1950 — по настоящее время)…………...18
5. Вклад школ в развитие управления……………………………………………....20
Список использованной литературы……………

Работа состоит из  1 файл

реферат менеджменте.doc

— 99.50 Кб (Скачать документ)

10. Порядок. Формула  материального порядка — определенное  место для всякой вещи и  всякая вещь на своем месте. Формула социального порядка — определенное место для каждого лица и каждое лицо на своем месте. Графические таблицы, схемы значительно облегчают установление и контроль как социального, так и материального порядка.

Справедливость. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

Постоянство состава  персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого  состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

Инициатива. Инициатива — это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений  и осуществления также относится  к категории инициативы.

Единение персонала, или корпоративный дух. Гармония, единение персонала — большая сила в организации.

Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в  том, что он рассмотрел управление как  универсальный процесс, состоящий  из нескольких взаимосвязанных функций.

Файоль пришел к заключению, что личность администратора весьма существенна для процветания  организации. Исходя из этого, Файоль составил перечень качеств, которыми должны, по его мнению, обладать менеджеры. К  числу основных качеств, необходимых  менеджеру, он отнес:

Здоровье и физическую бодрость;

Ум и интеллектуальные способности;

Моральные качества, такие  как настойчивость, энергия, мужество в принятии решений и ответственности, чувство долга и так далее;

Хорошее общее образование;

Управленческие способности: предвидение, умение разрабатывать план действий, организационные навыки, искусство обращения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей и умение их контролировать;

Общую осведомленность  во всех существенных функциях предприятия;

Подлинную компетентность в той специфической деятельности, которая характеризует организацию.

 

3. Школа человеческих отношений (1930-1950)

и поведенческих наук (1930 — по настоящее время)

 

Движение «человеческие  отношения» положило начало новому этапу в развитии зарубежной социологии менеджмента. Данное направление или, в узком значении слова, научная школа и по сей день сохраняет свои позиции. Новые концепции и теории, возникшие в последние десятилетия, например, «обогащение труда» и «качества рабочей жизни», берут свое начало в исследованиях Джорджа Элтона Мэйо (1880―1949) (Elton Mayo) и Мэри Паркер Фоллетт (1868―1933) (Mary Parker Follett).

Существенной особенностью работ Элтона Мэйо являлась его антипатия  к социальным конфликтам. И к возможным социальным неурядицам. Его вера в то, что промышленные беспорядки обусловлены личными проблемами как физиологического, так и психического свойства, сильно влияла на его подход к анализу индустриального общества. Так, к примеру, он считал, что источником производственных беспорядков является не столько стремление рабочих к соблюдению своих законных экономических или групповых интересов, сколько их пессимистическая внутренняя установка. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желание руководства и на материальные стимулы.

Исследователи этой школы  исходили из того, что если руководство  проявляет большую заботу о своих  работниках, то уровень удовлетворенности  у работников возрастает, что естественно ведет к увеличению производительности. И в самом деле, «только человеческие ресурсы способны производить экономические результаты. Все другие ресурсы подчиняются законам механики. Их можно лучше использовать, но их выход никогда не будет больше, чем сумма входов».

Цель сторонников этой школы состояла в том, чтобы попытаться управлять, воздействуя на систему  социально-психологических факторов. Школа человеческих отношений явилась  попыткой менеджмента рассматривать  каждую организацию как социальную систему.

 

3.1. Выводы Э.Мэйо

 

Выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его  физическими возможностями. Все  нормы, характеризующие определенные стандарты поведения или позицию  человека, поддерживаются групповыми санкциями (например, угрозой социального остракизма). Групповые нормы по существу являются неписаными правилами, регулирующими неформальную организацию.

Рабочие гораздо чаще действуют или принимают решения  как члены группы, нежели как индивиды; поведение их в большинстве случаев обусловливается групповыми нормами.

Особое значение имеют  неформальные лидеры для достижения целей группы, установления и поддержания  групповых норм. Лидер группы —  это человек, чья деятельность в  наибольшей степени совпадает с  групповыми нормами, т.е. Человек, чье поведение воспринимается как наиболее способствующее достижению целей группы.

Исходя из этого, менеджер выполняет две функции: экономическую  и социальную. Первая направлена на максимизацию цели организации, вторая — на создание и управление трудовых объединений и групп, эффективно работающих вместе.

Достижением Мэйо и его  последователей в анализе неформальной структуры было доказательство необходимости  расширения границ организационного анализа  за пределы должностной структуры.

Школа поведенческих  наук. Эта школа значительно отошла от школы человеческих отношений, сосредоточившейся  прежде всего на методах налаживания  межличностных отношений.

Новый подход стремился  в большей степени оказать  помощь работнику в осознании  своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов.

Исследователи школы  поведенческих наук впервые дали научное обоснование роли мотивов  и потребностей человека в его  трудовой деятельности. Они рассматривали  мотивы как главный показатель отношения  людей к труду. Структура мотивов  выступает как внутренняя характеристика труда. Положительная мотивация — главный фактор успешности выполнения работы.

 

4. Математическая школа управления

(1950 — по настоящее  время).

Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли существенный вклад в теорию управления. Их влияние можно проследить в применении Фредериком У. Тейлором научного метода при анализе работы. Но до второй мировой войны количественные методы использовались в управлении недостаточно. Англичане должны были отыскивать способ наиболее эффективного использования ограниченного числа своих боевых истребителей и средств противовоздушной обороны с тем, чтобы избежать уничтожения во время массированных немецких воздушных ударов. Позднее пришлось искать способ максимизации эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе. Количественные методы, сгруппированные под общим названием исследование операций, были использованы при решении этих и других проблем, включающих войну подлодок и минирование японских портов.

Исследование операций и модели. По своей сути, исследование операций — это применение методов научного исследования к операционным проблемам организации. После постановки проблемы группа специалистов по исследованию операций разрабатывает модель ситуации. Модель — это форма представления реальности. Обычно модель упрощает реальность или представляет ее абстрактно. Модели облегчают понимание сложностей реальности. Дорожная карта, например, облегчает возможность увидеть пространственные соотношения на местности. Без такой модели было бы гораздо сложнее добраться до места назначения. Пришлось бы полагаться на метод проб и ошибок. Точно так же модели, разработанные в исследованиях операций, упрощают сложные проблемы, сокращая число переменных, подлежащих рассмотрению, до управляемого количества.

После создания модели, переменным задаются количественные значения. Это позволяет объективно сравнить и описать каждую переменную и отношения между ними. Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами и количественными значениями. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными.

Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористского подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемами человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследования операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов. Однако, в настоящее время положение быстро меняется, так как все больше школ бизнеса предлагает курсы количественных методов и применения компьютеров.

Ключевой характеристикой  этой школы является замена словесных  рассуждений и описательного  анализа моделями, символами количественными значениями.

Формирование и развитие этой школы связано с такими именами, как Р.Акофф, С.Бир, Д.Форрестер и др.

 

5. Вклад школ в развитие управления

 

Школа научного управления

1. Использование научного  анализа для определения лучших  способов выполнения задачи.

2. Отбор работников, лучше  всего подходящих для выполнения  задач, и обеспечение их обучения.

3. Обеспечение работников  ресурсами, требуемыми для эффективного  выполнения их задач.

4. Систематическое и  правильное использование материальною  стимулирования для повышения  производительности.

5. Отделение планирования  и обдумывания от самой работы.

Классическая, или административная школа управления

1. Развитие принципов  управления.

2. Описание функций  управления.

3. Систематизированный  подход к управлению всей организации.

Школа человеческих отношений  и школа поведенческих наук

1. Применение приемов управления межличностными отношениями для повышения степени удовлетворенности и производительности.

2. Применение наук  о человеческом поведении к  управлению и формированию организации  таким образом, чтобы каждый  работник мог быть полностью  использован в соответствии с его потенциалом.

Математическая школа (школа науки управления)

1. Углубление понимания  сложных управленческих проблем  благодаря разработке и применению  моделей.

2. Развитие количественных  методов в помощь руководителям  принимающим решения в сложных ситуациях.


 

Список литературы

 

  1. В.В. Травин, В.А Дятлов. Основы кадрового менеджмента. – М.: Дело, 1995.
  2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: «Дело ЛТД», 1994.
  3. Мотивация труда и повышение эффективности работы. Н. Комарова. // Человек и труд, №10, 1997.
  4. Общий курс менеджмента в таблицах и графиках: Учебник для вузов / Б.В. Прынин, Л.В. Прынина, Н.Д. Эриашвили, З.А. Усман; Под ред. проф. Б.В.

Прынина. – М.: ЮНИТИ, 1998.

  1. Основы управления персоналом Б.М. Генкин, Г.А. Коновалова, В.И. Кочетков и др. – М.: Высш. школа, 1996.
  2. Психология управления. – М.:, 1996/97.
  3. Уткин Э.А. Управление фирмой. – М.: «Акалис», 1996.
  4. Уткмн Э.А. История менеджмента – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандеш»: Издательство ЭКМОС, 1997.



Информация о работе Школы менеджмента