Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 11:38, реферат
Стратегический менеджмент - недавняя концепция, появившаяся в практике общего менеджмента. Одной из главных задач, которую решает стратегический менеджмент - это проблемы роста и выживания предприятий и организаций любых размеров и форм собственности, и сегодня, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребностью в стратегическом менеджменте нельзя пренебрегать. В стратегическом менеджменте главная задача характеризуется двумя основными принципами: формирование стратегии развития предприятия и ее применением в реальных рыночных условиях.
Введение 3
Школы стратегического менеджмента 4
Школа культуры и ее особенности 7
Опыт фирм в применении идей школы культуры 12
Заключение 17
Список использованной литературы 18
Федеральное агентство по образованию
Балтийский
федеральный университет им. И. Канта
Реферат
на тему « Школы стратегий. Школа культуры»
по дисциплине
«Современный стратегический анализ»
студенток магистратуры
1 года обучения
направления «Менеджмент»
программы «Маркетинг»
Орловой Елены
Поповой Юлии
Руководитель
Шеховцева
Л.С.
Калининград
2011
Содержание
Введение 3
Школы стратегического менеджмента 4
Школа культуры и ее особенности 7
Опыт фирм в применении идей школы культуры 12
Заключение 17
Список
использованной
литературы 18
Стратегический менеджмент - недавняя концепция, появившаяся в практике общего менеджмента. Одной из главных задач, которую решает стратегический менеджмент - это проблемы роста и выживания предприятий и организаций любых размеров и форм собственности, и сегодня, когда малые предприятия играют столь существенную роль, их потребностью в стратегическом менеджменте нельзя пренебрегать. В стратегическом менеджменте главная задача характеризуется двумя основными принципами: формирование стратегии развития предприятия и ее применением в реальных рыночных условиях. Как и во всякой научной дисциплине, в стратегическом менеджменте существуют различные направления, которые хотя и разделяют общие базисные принципы дисциплины, приведенные выше, но, тем не менее, по-разному расставляют исследовательские акценты, выделяя те или иные методологические приоритеты. Такие направления называются научными школами, в случае теории стратегического управления - школами стратегического менеджмента.
Перед тем как акцентировать внимание на какой-то одной из школ стратегического менеджмента, стоит рассмотреть все существующие.
Школы
стратегического менеджмента
1. приписывающие
2. описывающие
Основные
задачи предписывающих школ - это обоснование
методов разработки стратегии, обеспечивающих
повышение конкурентного
Описывающие школы своей главной задачей ставят наиболее достоверное описание процесса разработки и реализации стратегии как он есть. Какие либо рекомендательные выводы могут быть сделаны лишь на основании анализа фактически сложившихся моделей.
Рассмотрим основные особенности каждой из школ.
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ:
1. Школа
дизайна (Эндрюс, Чандлер). В общих
чертах, дизайн-школа предлагает
модель построения стратегии
как попытки достижения
2. Школа
планирования (Ансофф, Лоранж). Данная
школя рассматривает стратегию
как осознанный процесс
3. Школа
позиционирования (Портер). Базовым
положением данной школы
ОПИСЫВАЮЩИЕ ШКОЛЫ:
1. Школа
предпринимательства (Шумпетер) - рассматривает
процесс разработки и
2. Когнитивная
школа (Саймон) рассматривает процесс
разработки и реализации
3. Школа
обучения (Линдблом) - рассматривает
стратегический процесс как
4. Школа
власти (Кайерт, Марч)- стратегия рассматривается
как результат взаимодействия
людей преследующих свой
5. Школа
внешней среды (Мескон) доводит
до логического абсурда идеи
школы позиционирования, рассматривая
стратегию как результирующую
воздействия на организацию
6. Школа
конфигурации (Миллер) - в значительной
мере обобщает наработки
В рамках данного доклада мы подробнее остановимся на школе культуры (Петтигрю).
Каждой политической системе, как правило, свойственна определенная идеология (капитализм, социализм и т. д.). Каждое общество и этническая группа характеризуются уникальной культурой (японская, калифорнийская и т. д.). Так, и отрасли промышленности, и отдельные компании могут иметь свою собственную культуру. Культура в рамках одной отрасли это тот уникальный способ, каким организации производят свою продукцию, то, что отличает одну организацию от другой, одну отрасль от другой. Она становится, если можно так выразиться, «мнением организации», общими убеждениями, которые отражаются в традициях и привычках, а также и более осязаемо — в бытующих в организации преданиях, ее символах, даже сооружениях и продуктах. В каком-то смысле, культура представляет собой жизненную силу организации, душу ее физического тела. Всеобъемлющий характер и уникальность культуры определенной организации можно обнаружить и применительно к ее уникальной стратегии управления.
Основные посылки школы культуры:
Безусловно,
давно известно свойство корпоративных
культур быть источником сопротивления
стратегическим изменениям. Следовательно,
культура оказывает влияние на выбор
экономической стратегии
1. Стиль принятия решений. Культура действует как вечный фильтр, последовательно отсеивающий посылки для принятия решений. Иначе говоря, организации с разными культурами, но действующие в одном окружении, воспринимают внешнюю среду по-своему и видят только то, что они хотят и готовы увидеть: организация развивает «доминирующую логику», действующую как информационный фильтр, который в процессе создания стратегии акцентирует одни данные и игнорирует другие.
2. Сопротивление стратегическим изменениям. Общая приверженность неким взглядам способствует постоянству в поведении организации и, следовательно, препятствует изменениям стратегии. Доминирующие в организации глубокие убеждения и имплицитные допущения (культура) являются наиболее мощными внутренними препятствиями фундаментальным изменениям.
3.
Преодоление сопротивления
4. Доминирующие ценности. Центральным понятиями культуры предприятия должны быть 7 основных ценностей: стратегия, структура, система, стиль, служащие и специальные знания/опыт. По мнению ученых, успех организации определяется гармоничным сочетанием всех этих ценностей.
5.
Культурные противоречия. Уникальность
культуры любой и каждой
Теперь обратимся к материальной стороне культуры: ее экономическим проблемам. Идея, согласно которой на рынке конкурируют не продукты, а системы производства, не нова. Экономисты давно поняли, что главную роль в конкуренции играет эффективность производственной системы. Но они так и не осознали значения особенностей конкурентных преимуществ — того, что уникальность становится определяющим аспектом стратегического превосходства. Уникальный продукт появляется, когда «созданные человеком объекты отражают, сознательно и бессознательно, прямо или косвенно, убеждения людей, которые заказывают, изготовляют, покупают или используют эти объекты, и, говоря шире, верования сообществ, к которым эти люди принадлежат». Следовательно, глубокие культурные различия конкурентов могут дать одной из фирм преимущества в конкурентной борьбе исходя из особенностей культуры данной фирмы. Например: раннее производство автомобилей. Автомобиль был изобретен европейцами как предмет роскоши, доступный лишь богачам. Они наладили чуть ли не серийный выпуск авто, лишая при этом большое количество людей возможности купить его. Американцы же сумели стандартизировать автомобиль и сделать его доступным для массового производства, т.е. сделали его доступным не только для богатых людей. Многие европейские фирмы пытались обойти американцев, перенимая их методы, но, даже скопировав тот или иной фрагмент мозаики, им не удавалось сложить из них «стройную картину». Таким образом, мы можем убедиться в том, что концепция конкурентных преимуществ в какой-то мере базируется на понятиях по существу культурных.