Ситуация № 1. Ваш непосредственный начальник,
минуя Вас, дает распоряжение Вашему подчиненному,
который уже занят выполнением Вашего
срочного распоряжения. Вы и Ваш непосредственный
начальник считаете свои распоряжения
неотложными. Выберите наиболее приемлемый
вариант Ваших действий:
- А. Буду строго придерживаться субординации, не оспаривая решения начальника, предложу подчиненному отложить выполнение моего текущего распоряжения.
- Б. Все зависит от того, насколько авторитетен в моих глазах мой начальник.
- В. Выражу свое несогласие с решением непосредственного начальника, предупрежу его о том, что впредь в таких случаях буду отменять его распоряжения подчиненному без согласования со мной.
- Г. В интересах дела отменю распоряжение непосредственного начальника, прикажу подчиненному продолжать выполнение моего распоряжения.
Ситуация № 2. Вы получили одновременно два
срочных распоряжения: от Вашего непосредственного
начальника и прямого (вышестоящего). Времени
для согласования сроков и условий у Вас
нет. Необходимо приступить к их выполнению.
Выберите наиболее приемлемый вариант
Ваших действий:
- A. В первую очередь буду выполнять распоряжение того начальника, которого лично более уважаю.
- Б. Сначала буду выполнять распоряжение, на мой взгляд, наиболее важное.
- B. Буду выполнять распоряжение прямого начальника.
- Г. Буду выполнять распоряжение своего непосредственного начальника.
Ситуация № 3. Между двумя Вашими подчиненными
возник конфликт, который мешает их успешной
службе. Каждый из них в отдельности обращался
к Вам с тем, чтобы Вы приняли его сторону
и разрешили конфликт. Ваша позиция в этой
ситуации:
- A. Мое дело — не допустить, чтобы они конфликтовали на службе, а решить сам конфликт — это их личное дело.
- Б. Лучше всего поручить разобраться в этом активу коллектива.
- B. Прежде всего попытаться разобраться в причинах конфликта самому и найти способ примирить конфликтующих.
- Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и воздействовать на них через этих людей.
Ситуация № 4. В самый напряженный период
завершения планового мероприятия в коллективе
нарушена служебная дисциплина, в результате
чего допущен сбой. Начальнику неизвестен
виновный или их группа. Однако выявить
виновных и наказать их надо. Что предпринять
в данной ситуации?
- A. Оставить выяснение фактов по этому делу до окончания выполнения срочного мероприятия.
- Б. Подозреваемых в нарушении вызвать к себе и строго поговорить с ними с глазу на глаз, предложив назвать нарушителей.
- B. Сообщить о случившемся авторитетным членам коллектива и предложить им обсудить создавшееся положение, выявить конкретных нарушителей.
- Г. Для повышения служебной дисциплины и служебных показателей, не теряя времени на разговоры, провести совещание, выявить и наказать нарушителей, предупредить о недопущении подобных фактов.
Ситуация № 5. Вам предоставлена возможность
выбрать себе заместителя. Имеются несколько
кандидатур, характеризующихся описанными
ниже качествами. Выберите одну из кандидатур.
- A. Первый предпочитает избегать конфликтов с сослуживцами, стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные, товарищеские отношения, создать в коллективе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, что, однако, не всеми понимается правильно.
- Б. Второй предпочитает в интересах дела идти на конфликты с сослуживцами, не боится «испортить» личные отношения во имя достижения поставленной цели.
- B. Третий предпочитает строго придерживаться своих должностных прав и обязанностей, требует того же от Вас и своих подчиненных, добивается четкого выполнения функциональных обязанностей.
- Г. Четвертый всегда сосредоточен на достижении своей цели, напористый в организационных вопросах и всегда стремится добиваться своего, не придавая большого значения возникающим недоразумениям и конфликтам во взаимоотношениях с подчиненными.
Ситуация № 6. Ситуация аналогична предыдущей
(№ 5). Кандидаты отличаются друг от друга
следующими особенностями во взаимоотношениях
с непосредственным начальником:
- A. Первый быстро соглашается с мнениями, указаниями непосредственного начальника (то есть Вашими), безоговорочно и пунктуально выполняет любые его распоряжения, независимо от своего отношения к делу
- Б. Второй может быстро согласиться с мнением и распоряжением начальника и безоговорочно выполнить любое его распоряжение, но только в том случае, если начальник лично авторитетен в его глазах.
- B. Третий кандидат обладает неуживчивым характером, склонен к спорам, бывает замкнут, труден в контакте, но зато очень опытный специалист, умелый организатор, творчески выполняет любое распоряжение и добивается оптимальных результатов.
- Г. Четвертый обладает богатым опытом и профессиональными способностями, но всегда стремится решать все самостоятельно, избегать лишних контактов с начальником, не любит, когда ему мешают, ответственен и имеет чувство собственного достоинства.
Ситуация № 7. Когда Вам случается быть в праздничной
компании, к чему Вы более склонны?
- A. Вести разговор на близкие вам темы, особенно по профессии.
- Б. Выяснять взаимоотношения по спорным или принципиальным вопросам, чтобы отстоять свою точку зрения.
- B. Не выделяться, поддерживать общую тему разговора, веселое настроение в компании.
- Г. Добиваться согласия спорящих, быть их посредником или судьей.
Ситуация № 8. Ваш подчиненный по причине
недисциплинированности не выполнил распоряжение
в установленный срок, хотя давал обещание.
Ваша реакция:
- A. Сначала добиться выполнения распоряжения, а потом уже поговорить наедине, воспитывать, а если надо, и наказать.
- Б. Поговорить с ним наедине, выяснить и обсудить причины срыва, добиться выполнения распоряжения, в случае повторного нарушения наказать строже.
- B. Сначала поговорить с теми, кто больше знает о провинившемся, и посоветоваться о том, какую форму, меру воздействия применить к нему.
- Г. Отменить распоряжение, передать вопрос на решение актива коллектива. В дальнейшем вести тщательный контроль над службой провинившегося, вовремя исправлять нарушения.
Ситуация № 9. Ваш подчиненный игнорирует
Ваши распоряжения, делает все по-своему,
не устраняет того, что Вы велели исправить.
Ваше поведение в отношении него?
- A. Разобравшись в мотивах упорства и видя их несостоятельность, применить обычные уставные меры наказания, не теряя времени на разговоры.
- Б. В интересах дела вызвать его на откровенный разговор и постараться переубедить, расположить к себе, настроить на благоприятные служебные контакты в дальнейшем.
- B. Прежде всего попытаться воздействовать на него через активных и авторитетных для него сослуживцев.
- Г. Сначала подумать о том, что зависит от Вашего поведения, не делаете ли Вы сами ошибок, а уж затем выяснить, в чем прав или не прав этот подчиненный.
Ситуация № 10. В уже сложившийся коллектив,
где имеется конфликт между двумя группировками
по поводу внедрения новшеств, назначается
новый руководитель. Каким образом, по
Вашему мнению, он должен разрешить имеющийся
конфликт?
- А. Не обращая внимания на сопротивление новому сторонников старого стиля службы, опираться на представителей противоположной группировки, вести работу по внедрению новшеств, не вовлекаясь в конфликты и воздействуя силой своего примера.
- Б. В первую очередь попытаться привлечь на свою сторону и переубедить тех, кто не соглашается с нововведениями, хочет работать по-старому
- В. Прежде всего в решении конфликта опираться на актив коллектива, поручив ему разрешить возникшие споры и устранить разногласия.
- Г. Попытаться примирить сторонников старого и нового стилей работы путем постановки новых перспективных задач, поддерживая лучшие служебные традиции коллектива и отвергая косное и вредное для дела.
Ситуация № 11. Один из Ваших подчиненных внезапно
заболел. Остальные очень заняты подготовкой
важного мероприятия. Часть работы, порученная
заболевшему, также должна быть выполнена
в срок. Как Вы поведете себя в данной ситуации?
- A. Распоряжусь: «Вы выполняйте распоряжение вместо заболевшего. Вы выполняйте другое распоряжение, а Вы помогите сослуживцам, когда выполните свое распоряжение» и т. д.
- Б. Предложу: «Давайте подумаем вместе, кто возьмет на себя это распоряжение. Ведь оно все равно должно быть выполнено. Пусть каждый скажет, что он должен выполнить за этот период, а потом мы решим вместе, как выполнить часть работы, порученную заболевшему».
- B. Скажу коллективу так: «Я очень загружен службой, распределите-ка между собой эту работу. Выручайте друг друга и весь коллектив. Он поправится — отработает. Давайте за дело!».
- Г. Скажу и сделаю так: «Если никто из вас не хочет выполнить его работу, я сам сделаю ее!»
Ситуация № 12. У Вас создались натянутые
отношения с сослуживцем. Допустим, что
причины этого Вам не совсем ясны, но нормализовать
отношения необходимо. Что Вы предпримете
для этого в первую очередь?
- А. Вызову его на откровенный разговор, чтобы выяснить причины натянутых отношений.
- Б. Прежде всего попытаюсь разобраться в своем собственном поведении по отношению к сослуживцу.
- В. В первую очередь обращу внимание сослуживца на служебные вопросы, которые страдают от наших натянутых отношений.
- Г. Обращусь к другим сослуживцам, которые хорошо знают его, и попрошу их быть посредниками в нормализации наших отношений.
Ситуация № 13. Вы недавно назначены руководителем
подразделения, в котором раньше работали
на нижестоящей должности. Вы вызвали
подчиненного для выяснения его частых
опозданий на службу, но сами неожиданно
опоздали на 15 минут. Как Вы начнете беседу
при встрече с подчиненным?
- A. Независимо от своего опоздания, сразу потребую письменное объяснение его частых опозданий.
- Б. Извинюсь перед подчиненным, а затем начну беседу.
- B. Объясню причину своего опоздания и, используя его как пример, покажу подчиненному, чего можно было бы ожидать от меня как руководителя, если бы я также часто опаздывал, как и он.
- Г. В интересах дела отменю беседу и перенесу ее на более удобный момент.
Ситуация № 14. Вы служите начальником отдела
уже второй год. Подчиненный обращается
к Вам с просьбой дать отпуск за свой счет
на четыре дня по поводу бракосочетания.
«Почему на четыре?» — с недоумением спрашиваете
Вы. «А помните, когда женился Иванов, ему
разрешили», — невозмутимо отвечает подчиненный.
«Я могу отпустить Вас только на три дня,
согласно действующему положению», —
отвечаете Вы и подписываете документ.
Однако подчиненный выходит на службу
через четыре дня. Ваши действия в этом
случае?
- A. Сообщу о нарушении служебной дисциплины непосредственному начальнику, пусть он решает.
- Б. Потребую от подчиненного отработать четвертый день за счет выходного. Скажу, что Иванов тогда тоже отработал.
- B. В виде исключения в беседе ограничусь публичным замечанием, ведь люди женятся не часто. В документах поставлю день без выработки/отгул.
- Г. Возьму всю ответственность на себя. Просто скажу, что так поступать не следовало. Но уж раз женился, поздравляю, желаю счастья.
Ситуация № 15. Вы — начальник отдела. В нерабочее
время один из ваших подчиненных выпил
и в состоянии опьянения случайно испортил
дорогостоящее оборудование. Другой, пытаясь
отремонтировать оборудование, получил
легкую травму. Виновник звонит Вам после
работы домой по телефону и спрашивает,
что же им теперь делать. Как Вы ответите
на этот звонок?
- A. «Действуйте согласно инструкции. Сделайте все, что требуется по правилам техники безопасности».
- Б. «Доложите о случившемся дежурному. Составьте акт о поломке оборудования. Завтра разберемся».
- B. «Без меня ничего не предпринимайте. Я сейчас приеду, разберусь и помогу».
- Г. «В каком состоянии пострадавший? Если необходимо, срочно вызовите скорую помощь. Я буду в 9 часов утра».
Ситуация № 16. Однажды Вы слышите, как несколько
начальников спорят о том, как лучше обращаться
с подчиненными. К какой из четырех точек
зрения присоединились бы Вы?
- A. Чтобы подчиненный хорошо работал, нужно подходить к нему индивидуально, учитывая характер и темперамент, считаясь с его личностью.
- Б. Все это мелочи. Главное в оценке людей — это их деловые качества, исполнительность. Каждый должен делать то, что ему положено.
- B. Успеха в руководстве можно добиться лишь в том случае, если подчиненные доверяют своему руководителю, уважают его.
- Г. Лучшие стимулы в работе — это четкие распоряжения, приличная зарплата и своевременная премия.