Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:36, контрольная работа
Цель данной контрольной работы - раскрытие важнейших аспектов сущности, механизма и логики процесса мотивации, и её влияния на эффективность деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть и раскрыть важнейшие аспекты сущности, механизма и логики процесса мотивации.
Проанализировать основные методы мотивации персонала.
Введение………………………………………………………………………......3
1. Теоретические аспекты мотивации персонала …………………………4
1.1 Понятие и содержание процесса мотивации…………………….……………...4
1.2 Современные теории мотивации .……………………….…………….……6
2. Основные методы мотивации персонала …………...…………………..8
2.1 Материальная мотива………………..……………………...………………8
2.2.Нематериальная мотивация.……………………………..…………...…...10
Заключение…………...………………………………………………………....13
Список литературы…………………
МЕЖДУНАРОДНАЯ
АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И
КОНСАЛТИНГА
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине:
«Управление
персоналом»
на тему:
«
Система мотивации персонала».
Научный
руководитель
Григорьева
Н.Н.
Автор контрольной
работы
студент
гр. МО 2-с10
Москва 2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты мотивации персонала …………………………4
1.1 Понятие
и содержание процесса
1.2 Современные
теории мотивации .……………………….……
2. Основные методы мотивации персонала …………...…………………..8
2.1
Материальная мотива………………..……………………...……………
2.2.Нематериальная
мотивация.……………………………..…………...
Заключение…………...…………………………………
Список
литературы……………………….…………………………
Введение
Актуальность темы
Мотивированный персонал - это залог успешной работы и поступательного движения компании для реализации ее стратегии и упрочения положения на рынке. Поэтому мотивация персонала является универсальной темой, актуальность которой не уменьшается, несмотря на постоянное внимание теоретиков и практиков менеджмента.
Системный подход к мотивации персонала основан на всестороннем учете психологических принципов мотивационного процесса индивидуальной и групповой деятельности, а также действенных методах мотивации привлечения, удержания и эффективного труда. Важность изучения логики и процесса мотивации для грамотного руководителя очевидна - незамотивированный персонал организации будет обладать крайне низкой работоспособностью и производительностью труда, что не сможет обеспечить устойчивое и успешное положение организации на современном рынке.
Цель данной контрольной работы - раскрытие важнейших аспектов сущности, механизма и логики процесса мотивации, и её влияния на эффективность деятельности организации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования является система мотивации персонала. Теоретико-методологическая база исследования
При написании данной контрольной работы использовались научные разработки зарубежных авторов: Ф. Герцберга, А. Маслоу, Э. Лоулера и др. Методологической основой исследования послужили методы анализа, наблюдения, статистической обработки данных и пр.
Структура работы. Контрольная работа состоит из введения, двух пунктов, заключения, списка литературы и приложения.
1.
Теоретические аспекты
управления мотивацией
персонала.
1.1
Понятие и содержание
процесса мотивации.
Мотивационный менеджмент — это вид управленческой деятельности, связанный с формированием и развитием системы мотивирования и стимулирования персонала организации, направленный на достижение индивидуальных, групповых и организационных целей. Основу мотивационного менеджмента составляют мотивация и стимулирование труда.
Мотивация — это совокупность факторов, механизмов и процессов, обеспечивающих возникновение побуждения к достижению необходимых для индивида целей.
Мотив (фр. motif — побуждение) — побуждение к активной деятельности личности, социальной группы, связанной со стремлением удовлетворить их определенные потребности.
Потребности — это нужда в чем-либо объективно необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, социальной группы, внутренний побудитель активности. Потребности вызывают особое состояние психики личности, ощущаемое или осознаваемое им как «напряжение», «неудовлетворенность», отражение несоответствия между внутренним состоянием и внешними условиями его деятельности, проявляющиеся во влечениях и мотивах. Потребности стимулируют поведение, которое осознается работниками. В этом случае они принимают конкретную форму интереса к тем или иным видам деятельности, объектам или предметам.
Интерес (лат. interest — имеет значение) — это конкретное выражение осознанных потребностей.
Мотивационный процесс начинается с физиологической или психологической потребности, которая активизирует поведение или создает побуждение (мотив), направленное на достижение определенной цели или вознаграждения (неудовлетворенная потребность). Все это сводится к более лаконичному определению: потребность — это внутренний побудитель активности. Общего мнения, как классифицировать мотивы человека, нет, но существует следующая их классификация:
1. Первичные мотивы. Первичные мотивы являются врожденными и имеют физиологическое происхождение, поэтому их называют:
«первичные», «физиологические», «биологические», «врожденные».
2.
Общие мотивы. При классификации
общие мотивы не всегда
3. Вторичные мотивы. Эти мотивы являются самыми значимыми. По мере того как человеческое общество развивается экономически и становится более сложным, первичные и в меньшей степени общие мотивы при мотивации поведения уступают приобретенным вторичным. Вторичные мотивы тесно связаны с концепциями научения и подкрепления, когда подкрепление рассматривается как элемент, служащий для повышения мотивации к повторению поведения.
В основе процесса стимулирования лежит стимул, т.е. побуждение к действию, причиной которого является интерес как форма реализации потребностей.
Стимул — это побудительная сила, которая может выступать как «кнут», так и «пряник». Основой стимулирования является соотношение между действием и вознаграждением за это действие. Стимулы могут быть материальными и моральными.
Мотивация и стимулирование как методы управления персоналом противоположны по направленности: первая направлена на изменение существующего положения: второе — на его закрепление, но при этом они дополняют друг друга.
Стимулирование
должно соответствовать потребностям,
интересам и способностям персонала
организации, т.е. механизм стимулирования
должен быть адекватен механизму мотивации
работника.
1.2 Современные теории
мотивации .
Существуют различные теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Среди них выделяют три наиболее известные теории мотивации по потребностям, разработанные А. Маслоу, Д. Мак-Клеландом и Ф. Герцбергом.
А. Маслоу — автор теории мотивации через иерархию потребностей. В соответствии с ней каждый индивид имеет иерархию из пяти базовых потребностей: на первом, самом нижнем уровне, — это физиологические потребности, на втором — потребности в безопасности, на третьем— потребность в социальном признании, на четвертом — потребности в уважении и, наконец, на пятом, самом высоком, — потребность в самовыражении.
По
мере удовлетворения потребностей нижнего
уровня человек стремится к
Другая теория мотивации, автором которой является Д. Мак-Клеланд, известна как теория трех потребностей: власти, успеха и причастности. В известной мере она сходна с теорией Маслоу: потребности во власти и успехе, например, характерны для людей, достигших удовлетворения своих потребностей между четвертым и пятым уровнями, а потребность в причастности свойственна людям, достигшим третьего уровня по теории Маслоу. Поэтому считают, что на практике эта теория в большей мере применима к мотивации людей, занимающих (или стремящихся занять) высокие позиции в организации.
В соответствии с двухфакторной теорией мотивации Ф. Герцберга все факторы, влияющие на работу, делятся на две большие группы: гигиенические, связанные с окружающей средой, и факторы мотивации, отражающие характер и сущность самой работы. Гигиенические факторы — это размер оплаты, условия труда, межличностные отношения и характер контроля со стороны непосредственного начальника. Эта группа факторов соответствует трем первым уровням потребностей по теории Маслоу. Если они удовлетворены, у работника не развивается чувство неудовлетворенности работой. Для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов, которые сопоставимы с двумя высшими уровнями мотивации по теории Маслоу. Они выражают мотивы жизни и трудовой деятельности работника: получение удовлетворенности от самой работы и ее результатов, продвижение по служебной лестнице, признание заслуг и достоинств со стороны других, самовыражение, ответственность, рост возможностей. В современных условиях большое значение приобретает также ощущение принадлежности к команде, организации и ее ценностным ориентациям.
Наряду с теориями мотивации, базирующимися на потребностях, учеными разработаны и другие подходы, которые получили название процессуальных теорий мотивации. Общим в них является то, что поведение людей в организации определяется не только их потребностями, но и восприятием и ожиданиями, связанными с конкретной ситуацией и возможными последствиями выбранного типа поведения.
Теория ожиданий, например, рассматривает мотивацию как функцию ожидания вознаграждения за произведенные усилия. Мотивы, которые побуждают работника к определенному поведению, зависят от величины ожидания того, что это поведение приведет к результату, а также от того, как этот результат оценивается самим работником. В этой теории используются три переменные: привлекательность, соотношение между результатами и вознаграждением и соотношение между усилиями и результатами.
Теория справедливости исходит из того, что работники взвешивают свои усилия с вознаграждением и сравнивают полученный результат с оценкой других работников той же или других категорий. Если при этом обнаруживается несоответствие, возникает напряжение, которое является фактором мотивации.
Комплексная
процессуальная теория, известная как
модель Л. Портера — Э. Лоулера, рассматривает
мотивацию как функцию
Теоретические
положения, развитые в этих теориях,
нашли определенное отражение в
методах мотивации работников, используемых
организациями. Их основное назначение
— обеспечение максимального
вовлечения людей, обладающих знаниями,
в решение общих задач организации.
2.Основные методы мотивации персонала.
ОПЛАТА ТРУДА. Наиболее эффективным способом
материальной мотивации является повышение
оплаты труда, и при этом самым основным
является определение величины изменения
заработной платы. Для того чтобы получить
реальную отдачу от сотрудника, размер
ожидаемого вознаграждения должен быть
существенным, иначе это может вызвать
еще большее нежелание выполнять свои
служебные обязанности.
ПРЕМИИ. Одним из самых распространенных
способов материальной мотивации являются
квартальные или ежемесячные премии, а
также премия за выслугу лет. Основной
прирост процента надбавки за выслугу
лет приходится на первые годы работы
в компании, когда работник эффективно
трудится на благо компании и старается
максимально реализовать свой потенциал.
С другой стороны, есть риск, что спустя
2-3 года сотрудник, по тем или иным причинам,
захочет поменять место работы. Наибольшая
стабильность наблюдается у персонала,
проработавшего на компанию более 5 лет,
тем более что к этому времени надбавка
за выслугу лет уже составляет серьезные
суммы.
ПРОЦЕНТ. Следующий способ материальной
мотивации наиболее распространен в сфере
торговли и оказания различных услуг.
Это процент от выручки, суть которого
заключается в том, что заработок работника
не имеет четко обозначенного предела,
а зависит от профессионализма работника
и его способности стимулировать продажу
товаров или услуг. Некоторые компании,
также делающие ставку на квалификацию
своих сотрудников, в качестве материальной
мотивации предусматривают иной способ
– премию за профессионализм. Это поощрение
назначается по результатам аттестации,
оценивающей результаты работы работника
и его соответствие занимаемой должности.
БОНУСЫ. В число материальных стимулов
входят различные бонусы, однако их фиксированная
сумма нередко становится демотивацией.
Фиксированная сумма выплаты не способствует
желанию приумножить достигнутый результат,
так как размер денежного вознаграждения
все равно не изменится. Исходя из этого,
с целью повышения мотивации рекомендуется
использование разветвленной системы
платежных бонусов.
Следует
отметить, что при всей эффективности
и универсальности денежных поощрений,
ограничение только материальной мотивацией
не принесет желаемого результата. Члены
любого коллектива – это люди с разными
жизненными ценностями и установками,
к тому же выдачей премий и бонусов способствовать
сплочению коллектива достаточно проблематично.
Более того, материальные поощрения рассчитываются
на основании результатов выполненной
работы и могут варьироваться даже у людей,
занимающих одинаковое положение в служебной
иерархии. Все это нередко вызывает недовольство
и мало способствует созданию здоровой
атмосферы в коллективе. Во многих случаях
просто необходима некая моральная компенсация
и уравновешивающий фактор, в роли которого
выступают методы нематериального поощрения.
Цель
нематериальной мотивации достаточно
проста: повысить заинтересованность
сотрудника в своей работе, которая отразится
на повышении производительности труда
и, соответственно, на увеличении прибыли
компании. Нематериальная мотивация в
виде участия в совместных корпоративных
мероприятиях способствует формированию
здоровой атмосферы в коллективе, что
также отражается на общей работоспособности
персонала и на его желании внести свой
вклад в общее дело. Однако помимо формального
подхода к использованию нематериальной
мотивации лишь с целью последующего получения
прибыли, многие руководители делают основную
ставку на воспитание корпоративного
духа в коллективе и на повышение самооценки
сотрудников.
Методы нематериальной мотивации могут
применяться к конкретному сотруднику
либо реализовываться безадресно. К адресной
нематериальной мотивации относится,
в частности, поздравление сотрудника
с днем рождения от руководства и членов
коллектива. Это могут быть также различные
формы поощрения в виде подарков по важному
поводу и материальная помощь в случаях
тяжелой болезни или смерти родственников
сотрудника. К адресной мотивации относится
также словесное поощрение работника
за качественно выполненную работу. Практика
показывает, что оценка работы, прозвучавшая
из уст руководителя, очень позитивно
отражается на лояльности и общем рабочем
настрое работника. Особенно важна адресная
нематериальная мотивация для новых сотрудников, еще не успевших привыкнуть
к методам работы руководителя и к коллективу.
Поощрение может быть высказано как при
личной беседе, так и на общем собрании
членов коллектива. Следует учесть, что
адресная мотивация конкретных сотрудников
не должна входить в привычку, так как
это снизит эффективность ее воздействия,
а также не быть излишне субъективной.
Если сотрудники постоянно слышат похвалу
в отношении одних и тех же своих коллег,
то это никак не способствует повышению
заинтересованности в работе. Методами
адресной нематериальной мотивации руководителям
следует манипулировать очень осторожно,
чтобы не создавать неравенства в коллективе.
К безадресной мотивации относится проведение
совместных корпоративных мероприятий,
а также предоставление различных льгот
– социального
пакета. На
сегодняшний день соцпакет является одним
из самых эффективных способов мотивации
сотрудников: это организация бесплатного
питания, медицинская страховка, оплата
транспорта и мобильной связи, льготные
или бесплатные путевки в санаторий по
состоянию здоровья, а также возможность
повысить квалификацию или пройти обучение
за счет фирмы.
К методам нематериальной мотивации можно
отнести создание оптимальных условий
труда для сотрудников: установку нового
компьютерного оборудования, создание
удобных рабочих зон для персонала, улучшение
дизайна помещений, установку современных
систем кондиционирование и отопления
и пр. К безадресной мотивации относят
выдачу всему персоналу спецодежды, в
зависимости от выполняемой работы, а
также различной атрибутики фирмы при
проведении мероприятий (к примеру, футболок
с логотипом фирмы). Важнейшим инструментом
нематериальной мотивации являются корпоративные
праздники, особенно с привлечением членов
семьи сотрудников. Существует и такое
понятие, как team-building (командообразование)
– сплочение коллектива посредством совместных
поездок в дома отдыха или в санатории,
участие в экскурсиях и общих мероприятиях.
Презентации и другие акции, направленные
на демонстрацию успехов фирмы, также
должны проходить с участием членов коллектива
для формирования у них чувства сопричастности
к общему делу.